Могут ли бюджетные организации работать по предоплате

Можно ли федеральному бюджетному учреждению осуществлять закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ за счет средств от предпринимательской деятельности со 100-процентной предоплатой?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что до официальных разъяснений по вопросу применения ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ федеральному бюджетному учреждению при заключении в 2018 году договоров за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ целесообразно учитывать ограничения, предусмотренные п.п. 18-20 постановления Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Это касается и условий о порядке оплаты: если иное не предусмотрено правовыми актами, в договоре, заключенном в том числе бюджетным учреждением, может быть предусмотрено условие о предварительной оплате (в том числе в полном объеме).
Решениями о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. Такие ограничения, как правило, предусматриваются для получателей бюджетных средств, а также организаций, осуществляющих в установленном порядке полномочия получателей бюджетных средств. На федеральном уровне соответствующие ограничения в 2018 году предусмотрены п.п. 18-20 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496 (далее — Постановление N 1496).
Бюджетные учреждения, получающие субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ, не являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ) и, следовательно, не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 БК РФ). Поэтому вышеуказанные ограничения авансовых платежей при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг на них ранее не распространялись, а единых общих норм, ограничивавших право бюджетных учреждений предусматривать любые авансовые платежи при заключении договоров (контрактов), подлежащих оплате за счет любых источников финобеспечения, не существовало.
Однако Федеральным законом от 27.11.2017 N 347-ФЗ статья 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (далее — Закон N 83-ФЗ) дополнена частью 16.1, согласно которой бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Аналогичные требования введены этим же законом в отношении автономных учреждений (пп. «в» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2017 N 347-ФЗ).
Как видим, в упомянутой норме речь идет не только о контрактах, но и о договорах, заключенных бюджетными учреждениями. Более того, ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ не указывает ни на то, что предусмотренные ею ограничения распространяются только на закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями за счет средств субсидий, или, например, только на закупки, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
В связи с этим отметим, что из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ следует, что под контрактами в этом Законе подразумеваются все гражданско-правовые договоры, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемые от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, любой договор, заключенный бюджетным учреждением в соответствии с Законом N 44-ФЗ, именуется контрактом*(1). Терминология, используемая в Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее — Закон N 223-ФЗ), предполагает, что бюджетные учреждения заключают договоры, а не контракты.
Формально из вышеизложенного, на наш взгляд, следует, что оснований для того, чтобы не распространять требование, предусмотренное ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, на договоры, заключаемые бюджетными учреждениями в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не имеется. Косвенно эта позиция может быть обоснована следующим. Автономные учреждения преимущественно при осуществлении закупок руководствуются требованиям Закона N 223-ФЗ и утвержденным положением о закупках и лишь в исключительных случаях — требованиями Закона N 44-ФЗ (подробнее смотрите письма Минфина России от 29.12.2014 N 02-02-08/68298, от 29.12.2014 N 02-02-04/68092, от 13.08.2014 N 02-02-04/40572). При этом по общему правилу автономные учреждения обязаны осуществлять закупки, руководствуясь положениями Закона N 223-ФЗ, независимо от того, за счет каких средств осуществляются закупки (п. 4 письма ФАС от 24.12.2012 N ИА/44025/12 «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Однако, как отмечено выше, Федеральным законом от 27.11.2017 N 347-ФЗ в отношении автономных учреждений установлены те же ограничения, что и для бюджетных учреждений.
Учитывая изложенное, полагаем, что, ограничивая право бюджетных и автономных учреждений на перечисление авансов, законодатель установил указанные ограничения не только в отношении контрактов, заключаемых такими учреждениями в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, но и договоров, заключаемых в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
При этом, так как в соответствии с требованиями ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки в соответствии с требованиям Закона N 223-ФЗ только в случаях, упомянутых в ч. 2 данной статьи (в частности, за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности), а закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, в любом случае осуществляются таким учреждением в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 15 данного закона), если предположить, что в ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ речь идет исключительно о контрактах, заключаемых за счет средств субсидий, сама по себе формулировка «при заключении контрактов (договоров)» представляется неудачной.
В связи с этим отметим, что в тексте пояснительной записки к проекту Федерального закона от 27.11.2017. N 347-ФЗ указано, что данным проектом внесены изменения, предусматривающие ограничения авансовых платежей при заключении бюджетными и автономными учреждениями договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, исполнение которых осуществляется за счет средств, поступающих бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с законодательством РФ, в целях повышения эффективности использования средств бюджетными и автономными учреждениями. Указаний на то, что под такими средствами понимаются лишь средства, поступающие из соответствующего бюджета, пояснительная записка не содержит.
Безусловно, нельзя не отметить, что ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ следует по тексту указанного закона после ч. 15 и 16, касающихся расходов бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых, являются средства субсидий. Поэтому мы не можем исключить, что, формулируя текст ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, законодатель исходил из необходимости ограничения авансирования именно контрактов, заключенных за счет средств субсидий. Однако, учитывая все вышеизложенное, а также то, что в ч. 16.1 ст. 30 Закона N 83-ФЗ прямого указания на источник финансирования контрактов (договоров) нет, полагаем, что до появления официальных разъяснений по данному вопросу федеральному бюджетному учреждению целесообразно учитывать ограничения, предусмотренные п.п. 18-20 Постановления N 1496, в том числе при заключении договоров за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Ответ прошел контроль качества

16 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) При этом положений, требующих именовать соглашение, заключаемое в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, именно «государственным контрактом», «муниципальным контрактом», «контрактом» либо «договором», этот закон не содержит, поэтому то обстоятельство, будет ли такое соглашение поименовано контрактом или договором, не имеет юридического значения.

Вопрос недели: Можно ли получить предоплату от бюджетной организации?

Имеет ли право бюджетная организация производить 100% предоплату (аванс) при покупке товаров, работ, услуг или она должна работать с оплатой по факту поставки, либо с авансовым платежом не более 30%

Сообщаю Вам следующее:

Бюджетная организация может производить до 100 процентов предоплаты от суммы договора, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств, в случаях, определенных в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551. Например, по договорам об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки и пр. В размере, не превышающем 30 процентов суммы договора — по договорам о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено данным Постановлением, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, при покупке товаров, работ и услуг бюджетные учреждения устанавливают авансовые платежи в размерах, определенных положениями п. 42 Постановления N 1551.

Подборка материалов по Вашему вопросу:

При заключении в 2017 году в рамках реализации Федерального закона N 44-ФЗ контракта, оплата которого будет производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетным учреждениям следует руководствоваться положениями п. 42 и 43 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее — Постановление N 1551) (Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 N ОГ-Д28-3105).

Читать еще:  Какая аптечка должна быть в организации

Пунктом 43 Постановления N 1551 установлено, что органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, обеспечивают включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельных размеров выплат авансовых платежей, установленных в силу п. 42 Постановления N 1551 для получателя средств федерального бюджета. Несмотря на отсутствие со стороны учредителя требований к установлению размеров авансовых платежей, федеральные бюджетные учреждения при заключении контракта в 2017 году должны учитывать положения п. 42 Постановления N 1551. Данный пункт разработан для получателей бюджетных средств; в нем Правительством РФ устанавливаются размеры авансовых платежей, которые ставятся в зависимость от предмета контракта и суммы доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Так, в названном пункте сказано, что получатели бюджетных средств по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг вправе предусмотреть авансовые платежи в размере 30% от суммы контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ.

В отношении бюджетных учреждений лимиты бюджетных обязательств не утверждаются, поэтому для них ограничением размера авансового платежа может являться объем денежных средств, предусмотренных по КБК, по которому будет производиться оплата контракта, утвержденный планом финансово-хозяйственной деятельности, сведениями об операциях с целевыми субсидиями. Обычно бюджетные учреждения при заключении контракта учитывают данные обстоятельства, и сумма контракта, авансового платежа по контракту соответствует объему доведенных до учреждения сумм субсидий. Приведем положения п. 42 Постановления N 1551 с учетом особенностей деятельности бюджетных учреждений.

Бюджетные учреждения при заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, оплата которых будет производиться за счет сумм субсидий, выделенных из федерального бюджета, вправе предусматривать авансовые платежи в следующих случаях и размерах.

В размере 30% устанавливаются авансовые платежи от суммы государственного контракта, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг.

В размере свыше 30 и до 80% устанавливаются авансовые платежи по государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в контракты условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным государственным контрактам подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого контракта целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика. Исключение — государственные контракты, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В размере свыше 30% суммы контракта устанавливаются авансовые платежи при включении в контракт условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса (исключение составляют контракты, указанные нами выше, в которых устанавливаются размеры авансовых платежей от 30 до 80%).

Авансовый платеж в размере 100% устанавливается по контрактам, предметом которых являются:

— оказание услуг связи, подписка на печатные издания и их приобретение;

— обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки;

— участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;

— проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

— проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;

— приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение;

— обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

— аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки);

— проведение лечения граждан РФ за пределами территории РФ (если контракт заключается Минздравом с иностранными организациями);

— проведение мероприятий по тушению пожаров.

По государственным контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ (если иное не установлено законодательством РФ), заключенным:

— на сумму, не превышающую 600 млн руб., может быть установлен аванс в пределах 30% стоимости контракта;

— на сумму, превышающую 600 млн руб., может быть установлен аванс в пределах 30% стоимости контракта с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы контракта).

Пунктом 42 Постановления N 1551 также установлено, что в контрактах на приобретение товаров и услуг, включенных в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 N 455-р, авансовые платежи не предусматриваются.

Из всего вышесказанного следует, что при заключении в 2017 году государственных контрактов в рамках реализации Федерального закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения устанавливают авансовые платежи в размерах, определенных положениями п. 42 Постановления N 1551.

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Новые правила по авансу на 2020 год

Новые правила для аванса в контрактах по 44-ФЗ на 2020 год

Минпромторг опубликовал на сайте проектов нормативных актов проект Федерального закона, который изменяет ст. 34 44-ФЗ об условиях контрактов. Этот проект предусматривает включение в контракт условия о размере аванса по 44 ФЗ в 2020 году не менее ‎50% от цены контракта (этапа исполнения контракта) в обязательном порядке, если закупают ‎у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, российской радиоэлектронной продукции, в отношении которой по ст. 14 44-ФЗ установлены правила национального режима (запрет, ограничения или условия допуска). Планируется, что изменения вступят в силу с апреля 2020 года.

Для реализации инициативы об авансировании по 44 ФЗ в 2020 году предприятий ОПК в закупках радиоэлектронной продукции с января следующего года изменят ст. 72 Бюджетного кодекса. Такой законопроект опубликовал Минпромторг на той же платформе.

Действующее законодательство об авансе

По закону, готовность продавца (или заказчика) выплатить деньги еще до исполнения договора — его добровольное решение, а не обязанность. Но если включить такое условие в договор, заказчик приобретает обязательство по предварительной выплате до исполнения сделки.

На основании статей 487, 711, 781 ГК РФ, обязательства по выплате исполняют в полном размере или частично. Во втором случае окончательный расчет заказчик сможет осуществить после того, как поставщик успешно исполнит договор.

Аванс в законе о контрактной системе

Авансирование по 44-ФЗ в 2019 году является правом, но не обязанностью заказчика, и определяется им самостоятельно, исходя из целесообразности и бюджетных ограничений. Есть закупки, где размер превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), а для получателей федеральных бюджетных денег установлена предельная величина в зависимости от выделенных лимитов средств.

Размер обеспечения исполнения контракта повышается до суммы аванса в тех случаях, когда определенный 44-ФЗ размер обеспечения ниже установленного заказчиком размера аванса.

Если он принял решение об авансе, вносит это условие в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ) и определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие указания о сроке выплаты признают нарушением.

Как прописать

Вот инструкция, как прописать аванс в контракте по 44 ФЗ:

  1. Не устанавливайте минимально возможную или предельно допустимую величину аванса без определения конкретного размера.
  2. Не согласовывайте требования с целями расходования аванса, если этого нет в законодательстве. Подобные условия свидетельствуют о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок и становятся основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП. Это прописано в письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19.05.2015, решении ФАС по делу № К-67/15 от 28.01.2015.

А вот примеры формулировок:

Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления на расчетный счет исполнителя денежных средств в размере 100% от общей стоимости услуг (полная предоплата) в течение _____ дней с момента ______________.

Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:

  • сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
  • сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.

Плюсы и минусы

Решение проводить тендеры с авансом имеет для заказчика и положительные, и отрицательные стороны. Аванс для поставщика — это реальная возможность поставщику осуществить предзаказ необходимой продукции. На эти деньги исполнитель закупает сопутствующие расходные материалы и оплачивает желаемому субподрядчику, а не выбранному по остаточному принципу.

Но одновременно повышается риск потери договора. Недобросовестный поставщик получит предоплату 100 процентов бюджетного учреждения в 2020 году, но не выполнит предусмотренные договором обязанности. В этом случае размер выплаты влияет на решение поставщика пренебречь ответственностью. Для нерадивых поставщиков предусмотрено наказание в виде пеней, штрафов и занесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Читать еще:  Где найти ОКДП организации

Ограничения при определении размера аванса

Для организаций-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в пределах установленных размеров. Условия введены в действие постановлением правительства от 09.12.2017 № 1496 о положении об исполнении бюджета. Предусмотрено авансирование в бюджетных учреждениях по контрактам:

1. На поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства государственной собственности РФ — не больше 30% от суммы контракта.

2. На выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые направлены на импортозамещение технологической продукции, — от 30% до 80% суммы контракта. В этом случае соблюдают такие условия:

  • контракт (кроме соглашений с банковским сопровождением) предусматривает условие о казначейском сопровождении аванса ТОФК по бюджетному законодательству;
  • до проведения определения поставщика конкурентными способами или закупки у единственного поставщика от Минпромторга получили подтверждение о соответствии этого контракта целям импортозамещения технологической продукции.

3. Если включили в них и в контракты (договоры), которые заключены в рамках их исполнения, условия о казначейском сопровождении аванса ТОФК по бюджетному законодательству, — от 30% до 90% суммы контракта (кроме указанных в абз. 3 пп. «а» п. 18 ПП № 1496).

  • разницу между стоимостью фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и общей суммой выплаченного ранее аванса (для госконтракта, который не содержит этапы исполнения или выполнение этапов проводится последовательно);
  • разницу между стоимостью фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и суммой, рассчитанной в порядке по абз. 1 пп. «а» п. 18 ПП № 1496 (для госконтракта, который исполняется поэтапно, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).

Сумму фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) подтверждают в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Этот порядок утвердил Минфин в приказе № 213н от 17.11.2016.

4. На выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства госсобственности РФ на сумму более 600 млн руб. устанавливают как максимум предоплату 30 процентов по договору 44-ФЗ от суммы такой сделки. В контракте прописывают условие о том, что последующее авансирование производится после подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме первого аванса. Такое подтверждение осуществляется в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств по приказу Минфина № 213н. Еще одно условие — общая сумма предоплаты не превышает 70% суммы контракта. Это указано в пп. «б» п. 18 ПП № 1496.

А в пп. «в» п. 18 постановления правительства № 1496 указано, в каких случаях возможна 100 предоплата по договору по 44 ФЗ, — на оказание услуг связи, приобретение авиабилетов, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оказание гостиничных услуг по месту командирования и др. Это не весь перечень объектов закупок, по которому устанавливают аванс 100 процентов по 44-ФЗ. Если хотите прописать полную предоплату, проверьте п. 18 ПП № 1496.

Когда не предусматривают аванс

В ч. 13 ст. 37 44-ФЗ указано, что не выплачивают аванс участнику, к которому применили антидемпинговые меры. Даже если его изначально предусмотрели в закупочной документации.

Если госконтрактом исполняется поэтапно, то в отдельных случаях, которые прописаны в п. 19 постановления правительства № 1496, не предусматривают выплату аванса на последнем этапе.

Для организаций-получателей средств федерального бюджета условия авансирования не предусмотрены при поставке некоторых товаров и оказании услуг по установленному правительством перечню (распоряжение правительства от 16.01.2018 № 21-р).

Среди прочего в перечень входят:

  • белье, одежда;
  • бумага для печати, канцелярские принадлежности;
  • компьютеры, телефонное оборудование;
  • автомобили;
  • некоторые услуги;
  • другое.

30.09.2019 вступило в силу распоряжение правительства № 2259-р от 30.09.2019, которые изменило распоряжение № 21-р. Новые правила прописали для авансов в закупках портативных компьютеров массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника по коду ОКПД2 26.20.11.

Теперь авансирование предусматривают в госзакупках планшетных компьютеров, которые закупаются на основании госконтрактов Росстата для проведения Всероссийской переписи населения 2020 года.

Авансирование по 44-ФЗ и 223-ФЗ: в каких случаях и в каком размере устанавливается?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье речь пойдет об авансировании в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Вопрос этот очень актуальный для большинства поставщиков, так как наличие аванса в контракте очень сильно упрощает исполнение обязательств по такому контракту. Например, позволяет поставщику заранее закупить товар, необходимый для выполнения работ, или привлечь соисполнителей. Но проблема заключается в том, что далеко не во всех контрактах предусмотрен аванс. Поэтому в этой статье мы подробно рассмотрим в каких случаях предусмотрено авансирование и в каком размере оно должно быть установлено.

Содержание:

1. Что такое авансирование по 44-ФЗ и для чего оно нужно?

Авансирование — это предоплата по контракту, которая перечисляется Заказчиком поставщику до исполнения обязательств по контракту.

Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо положений о выплате аванса. Выплата аванса является добровольным решением Заказчика, а не его обязанностью.

Так в п.2 ч.3 ст.21 44-ФЗ говорится, что в план-график должна включаться информация о размере аванса, если такой аванс предусмотрен. Помимо этого информация о размере аванса (если он предусмотрен) должна включаться в проект контракта (ч.13 ст.34 44-ФЗ).

Согласно ч.6 ст.96 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере от 5% до 30% от НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. То есть размер обеспечения исполнения контракта взаимосвязан с размером аванса.

Если же участником закупки в ходе торгов цена снижена более чем на 25% от НМЦК, то используется антидемпинговый механизм, который предусматривает выплату обеспечения исполнения контракта в 1,5 размере. Подробнее об этом написано здесь.

А Гражданский кодекс РФ содержит общие положения об авансировании:

  • Договором купли-продажи может быть установлена предварительная оплата (ст.487 ГК РФ);
  • Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда (ст.711 ГК РФ);
  • Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст.781 ГК РФ);
  • Если в договоре согласовано условие о предоплате товара, но не определен срок ее внесения, заказчик (покупатель) обязан оплатить товар в течение 7-ми дней с момента предъявления поставщиком (продавцом) соответствующего требования (ст.314 ГК РФ);

Таким образом, обязанность Заказчика по выплате аванса возникает тогда, когда такая предварительная оплата была им изначально предусмотрена. Поставщик может заранее узнать о наличии аванса из плана-графика и закупочной документации, в частности из проекта контракта, который является неотъемлемой частью документации.

2. В каких случаях авансирование не предусмотрено?

В этот перечень попали:

  • белье постельное и столовое;
  • одеяла, подушки, ковры и ковровые изделия;
  • производственная и профессиональная одежда;
  • бумага для печати а также канцелярские бумажные принадлежности;
  • средства моющие и стиральные;
  • компьютеры, ноутбуки, планшеты;
  • автомобили и т.д.

3. Тендеры с авансированием по 44-ФЗ в 2019 году

Для Заказчиков, получающих средства из федерального бюджета, установлены предельные размеры авансирования по контрактам. Эти ограничения указаны в п.18 Постановления Правительства РФ от 09.12.2017 г. № 1496 (в ред. ПП от 28.11.2018 г. № 1430) «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Давайте посмотрим, какие предельные размеры авансов в п.18 ПП от 09.12.2017 г. № 1496 установлены.

Размеры авансовых платежей по контрактам, договорам ГПХ

Автор: Т. Сильвестрова

Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, обеспечивают включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельные размеры выплат авансовых платежей, установленных для получателя средств федерального бюджета. О том, какие размеры авансовых платежей бюджетные учреждения должны прописывать в договорах, контрактах, заключаемых после 20 апреля 2016 года, читайте в этой статье.

До недавнего времени законодательство РФ не ограничивало бюджетные учреждения в размерах авансовых платежей, устанавливаемых ими в контрактах (договорах) на выполнение работ, оказание услуг, поставки товаров. В контракте (договоре) мог быть прописан любой размер авансовых платежей
(20, 30, 50, 80, 100%). После вступления в силу Постановления № 266[1] ситуация изменилась. О размерах авансовых платежей, которые бюджетные учреждения обязаны предусмотреть в заключаемых ими контрактах (договорах), расскажем в данном материале.

Постановление № 226 дополнило Постановление № 1456[2] пунктом 36 (1) следующего содержания: органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, обеспечивают включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельные размеры выплат авансовых платежей, установленных в соответствии с пунктом 36 настоящего постановления для получателя средств федерального бюджета.

Пункт 36 Постановления № 1456 устанавливает размеры авансовых платежей, которые обязаны предусмотреть получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Пункт 36 (1) Постановления № 1456 не содержит указания на то, следует ли бюджетному учреждению применять положения п. 36 Постановления № 1456 при заключении договоров (контрактов), оплата которых будет производиться за счет средств, получаемых учреждением от осуществления приносящей доход деятельности. Из дословного прочтения п. 36 (1) Постановления № 1456 следует, что данное требование касается всех договоров (контрактов), предметом которых является поставка товаров, работ, услуг вне зависимости от источника получения денежных средств. Возможно органы исполнительной власти, выполняющие функции учреждения, доводя до своих подведомственных учреждений информацию об обязательном применении ими после 20 апреля 2016 года положений п. 36 Постановления № 1456 при заключении договоров (контрактов) укажут, что в отношении средств, получаемых учреждением от оказания платных услуг, работ, данные ограничения не применяются.

Читать еще:  Как вести реестр закупок в бюджетной организации

Размеры авансовых платежей

В соответствии с нормами п. 36 Постановления № 1456 учреждения при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи в следующих размерах.

С последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, после подтверждения предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенных платежей

До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) по соответствующему коду бюджетной классификации РФ*

По договорам (контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено Постановлением № 1456, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ

Свыше 30 и до 80% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ*

По договорам (контрактам) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в указанные договоры (контракты) (за исключением договоров (контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным договорам (контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика

До 100% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ*

По договорам (государственным контрактам):

– об оказании услуг связи;

– о подписке на печатные издания и об их приобретении;

– об обучении на курсах повышения квалификации;

– о прохождении профессиональной переподготовки;

– об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;

– о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

– о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;

– о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение.

По договорам ОСАГО, аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), о проведении лечения граждан РФ

за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров

По договорам (контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не установлено законодательством РФ

До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ*

По договорам, стоимость которых не превышает 600 млн руб.

До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (контракта))

По договорам, стоимость которых превышает 600 млн руб.

* Бюджетным учреждениям лимиты бюджетных обязательств не доводятся. Орган исполнительной власти, выполняющий полномочия и функции учредителя, должен для подведомственных ему учреждений определить особенности установления размера авансовых платежей.

Кроме того, п. 36 Постановления № 1456 был дополнен следующим положением (п. 7 Постановления № 266): получатели средств федерального бюджета не предусматривают авансовые платежи при заключении договоров (контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства РФ, срок поставки или оказания которых превышает 30 дней со дня заключения договора (государственного контракта). Такой перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2016 №737-р. Заметим, что данное требование не распространяется на договоры (контракты), заключаемые с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Минфин в Письме от 22.04.2016 № 02-04-07/23553 обращает внимание на то, что если условиями договора (государственного контракта) предусмотрены этапы (периоды) поставки товара (оказания услуги), при этом срок первой поставки товара (оказания услуги) не превышает 30 дней со дня заключения указанного договора (государственного контракта), то включение в такие договоры (государственные контракты) положения об авансировании соответствует требованиям п. 36 Постановления № 1456.

Положения, введенные п. 7 Постановления № 266 в п. 36 Постановления № 1456, не распространяется на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены до дня вступления в силу Постановления № 266 (п. 2 Постановления № 266).

В заключение обобщим все сказанное выше. Исходя из дословного прочтения норм постановлений № 266 и 1456 (в редакции, действующей после 20 апреля 2016 года) действия бюджетных учреждений должны быть следующими:

1. В случае доведения до учреждения информации от учредителя, касающейся установления размера авансовых платежей по заключаемым договорам (контрактам), учреждение прописывает в договорах (контрактах) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых после 20 апреля 2016 года, размеры авансовых платежей в соответствии с разъяснениями, предоставленными учредителем, и требованиями п. 36 Постановления № 1456;

2. В случае отсутствия информации от учредителя в отношении применения положений п. 36 (1) и 36 Постановления № 1456 учреждения по закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены после вступления в силу Постановления № 266 (после 20 апреля), прописывают в договорах (контрактах) (проектах договоров, контрактов) размеры авансовых платежей, установленные п. 36 Постановления № 1456, вне зависимости от источника оплаты средств по договору с учетом следующих особенностей:

  • по договорам (контрактам) на поставку товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2016 № 737-р, авансовые платежи не предусматриваются, если срок поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ превышает 30 дней со дня заключения договора (контракта);
  • авансовые платежи в размере 100% предусматриваются по тем договорам (контрактам), которые указаны в абз. 5 п. 36 Постановления № 266;
  • авансовые платежи в размере от 30% до 80% стоимости договора (контракта), предметом которого является выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции;
  • авансовые платежи в размере, не превышающем 30% стоимости договора (контракта), устанавливаются во всех остальных случаях (за исключением договоров по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства).

По договорам (контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности РФ предусматриваются размеры авансов:

  • до 30% стоимости договора (контракта), если цена договора (контракта) менее 600 млн руб.;
  • до 30% суммы договора (контракта) с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (контракта), если цена договора (контракта) превышает 600 млн руб.)
[1] Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 266 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456».

[2] Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector