Какие организации вправе применять упрощенную бухгалтерскую отчетность

Кто имеет право ведения упрощенного бухучета?

Автор: Любовь Печерская, эксперт, к.э.н.
RosCo — Consulting & audit

Все экономические субъекты Российской Федерации обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 04.11.2014 г.) (далее – Закон N 402-ФЗ). Исключение составляют: индивидуальные предприниматели (далее – ИП); лица, занимающиеся частной практикой; находящиеся на территории РФ филиалы, представительства иностранных организаций — в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения, либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности согласно п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.

Экономические субъекты, имеющие право на ведение упрощенного бухгалтерского учета и представление упрощенной финансовой отчетности

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:1) субъекты малого предпринимательства (далее – МП); 2) некоммерческие организации; 3) организации, получившие статус участников исследований и разработок в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (в ред. от 23.05.2015 г.).

К субъектам МП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013 г.) относятся внесенные в ЕГРЮЛ коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), соответствующие следующим условиям:

1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 %; доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

2) предельное значение средней численности работников за предшествующий календарный год — до 100 человек включительно (для микропредприятий – до 15 человек);

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств (далее — ОС) и нематериальных активов (далее — НМА)) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн. руб. (для микропредприятий — 60 млн. руб.) (Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 г. N 101).

Следует отметить, что вновь созданные организации или ИП в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам МП, если их показатели за период, прошедший со дня государственной регистрации, не превышают вышеуказанные предельные значения.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты: организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту; жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; организации государственного сектора; политические партии; коллегии адвокатов; адвокатские бюро и палаты; юридические консультации; нотариальные палаты; некоммерческие организации, выполняющих функции иностранного агента.

Упрощенная система бухгалтерского учета

Экономические субъекты, которым предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее — организации), самостоятельно выбирают эти способы. Выбор осуществляется исходя из условий хозяйствования, величины организаций и других соответствующих факторов, учитывая требования рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. N 106н (в ред. от 06.04.2015 г.)). Руководители таких организаций могут принять ведение бухгалтерского учета лично на себя (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, могут предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи) (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

Для ведения бухгалтерского учета организации могут сократить количество синтетических счетов в своем рабочем плане счетов по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н (в ред. от 08.11.2010 г.). В частности, могут применять: для учета производственных запасов сч. 10 «Материалы» (вместо сч. 07, 11); для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) сч. 20 «Основное производство» (вместо сч. 23, 25, 26, 28, 29), 44 «Расходы на продажу»; для учета готовой продукции и товаров сч. 41 «Товары» (вместо сч. 43); для учета денежных средств в банках сч. 51 «Расчетные счета» (вместо сч. 52, 55, 57); для учета дебиторской и кредиторской задолженности сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо сч. 62, 71, 73, 75, 79); для учета капитала сч. 80 «Уставный капитал» (вместо сч. 82, 83); для учета финансовых результатов сч. 99 «Прибыли и убытки» (вместо сч. 90, 91) (п. 6 ПБУ 1/2008, р. 2 и 3 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. N 64н (далее – Типовые рекомендации)).

Для систематизации и накопления информации организации могут принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета (п. 6 ПБУ 1/2008).

Субъекты МП в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров. Форма бухгалтерского учета без использования регистров предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта МП на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам МП, совершающим не более 30 хозяйственных операций в месяц, не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов. Для субъектов МП, осуществляющих производство продукции (работ, услуг) рекомендована форма бухгалтерского учета с использованием регистров, которая предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов (р. 4.1 и 4.2 Типовых рекомендаций).

Организации могут принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов (п. 19 ПБУ 1/2008; п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 32н (в ред. от 06.04.2015 г.); п.18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 33н (в ред. от 06.04.2015 г.)).

Организации могут признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности, а также признавать все расходы по займам прочими расходами (п. 9 ПБУ 10/99; п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. N 107н (в ред. от 06.04.2015 г.)).

Читать еще:  Как написать рекомендательное письмо организации

Организации могут не проводить переоценку ОС и НМА, а также не отражать обесценение НМА для целей бухгалтерского учета (п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н (в ред. от 24.12.2010 г.); п.17 и 22 ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. N 153н (в ред. от 24.12.2010 г.)).

Организации могут не применять следующие ПБУ (не раскрывать в отчетности предусмотренную ими информацию): ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. N 114н (в ред. от 06.04.2015 г.), п.2; ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утв. приказом Минфина РФ от 24.10.2008 г. N 116н (в ред. от 06.04.2015 г.), п. 2.1; ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. приказом Минфина РФ от 13.12.2010 г. N 167н (в ред. от 06.04.2015 г.), п. 3; ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. приказом Минфина РФ от 29.04.2008 г. N 48н (в ред. от 06.04.2015 г.), п. 3; ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утв. приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. N 143н, п. 2; ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2002 г. N 66н (в ред. от 06.04.2015 г.), п. 3.1.

Упрощенная система бухгалтерской отчетности

Организации формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе: в Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). В Приложениях к вышеуказанным формам приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (при этом может быть решен вопрос о необходимости составления Отчета об изменениях капитала и Отчета о движении денежных средств).

Организации могут самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать формы, приведенные в Приложениях 1 — 3 или в Приложении 5 (упрощенные формы), к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 06.04.2015 г.).

Организации могут исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли (убытка), возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов (расходов) текущего отчетного периода (п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. приказом Минфина РФ от 28.06.2010 г. N 63н (в ред. от 06.04.2015 г.)).

Изложенная позиция подтверждается Информацией Минфина РФ N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

Статья актуальна на 23.06.15

Бухгалтерская финансовая отчетность субъектов малого предпринимательства 2017. Форма по КНД 0710096 (бланк)

​Упрощенная бухгалтерская отчетность

В нашей консультации мы рассказывали о том, что субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет. О составе и сроках сдачи бухгалтерской отчетности 2017-2018 субъектами малого предпринимательства расскажем в нашем материале.

Упрощенный бухучет? Упрощенная отчетность!

Малые предприятия имеют право не только вести упрощенный бухгалтерский учет, но и формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.

Упрощенная отчетность предполагает составление упрощенного бухгалтерского баланса, упрощенного отчета о финансовых результатах, а для некоммерческих организаций – упрощенного отчета о целевом использовании средств.

Другие формы бухгалтерской отчетности малые предприятия могут не составлять вовсе, если посчитают, что информация в других формах не будет являться существенной для оценки финансового положения малого предприятия или его финансовых результатов (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

При этом при составлении упрощенной бухгалтерской отчетности в 2018 году малые предприятия руководствуются следующим подходом:

  • в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В то же время право применения упрощенного бухучета не лишает малые предприятия выбора: они могут вести бухучет как «большие», а также составлять годовую отчетность в полном объеме.

Упрощенные формы отчетности

Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для малых предприятий 2017-2018 утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Приведем бланки форм упрощенной бухотчетности с графой «Код» в формате Excel.

При представлении упрощенной отчетности в налоговую инспекцию на бумаге необходимо использовать машиночитаемую форму упрощенной бухгалтерской отчетности (форма по КНД 0710096). Ранее использовалась форма с кодом по КНД 0710098. Ее нужно было представлять за 2013 — 2014 гг.

Скачать бланк формы в удобном для заполнения формате PDF можно здесь.

Когда сдавать упрощенную отчетность

Особенности в сроках представления годовой бухгалтерской отчетности для малых предприятий законом не предусмотрены. Как и все организации, не позднее 31 марта они обязаны представлять годовую отчетность по своему месту нахождения:

Если 31 марта совпадет с выходным днем, сдать отчетность можно не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

За 2016 год сдать годовую отчетность малые предприятия должны были не позднее 31.03.2017.

За 2017 год сдать годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия должны не позднее 02.04.2018.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Составление упрощенной бухгалтерской отчетности – это своего рода послабление, которое предоставляется далеко не всем. У бухгалтеров периодически возникают вопросы об упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности, кто сдает ее и при каких условиях. Однако чтобы ответить на вопрос, кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность, а точнее, кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, необходимо определиться с тем, у кого вообще есть право на упрощенный бухучет. И связь здесь прямая: кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, им же можно вести и упрощенный бухучет. Но это далеко не значит, что если у вас есть право вести упрощенный учет, вы должны его вести и обязаны сдавать только упрощенную финотчетность. Вы по-прежнему можете вести бухгалтерский учет в полном объеме и, соответственно, представлять полный комплект бухгалтерской отчетности. И даже если вы применяете упрощенный бухучет, сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности вам никто не может запретить.

Какие организации сдают упрощенную бухгалтерскую отчетность?

Вести упрощенный бухучет и готовить финансовую отчетность в упрощенном формате в 2018 году имеют право лица, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

В ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ указаны те хозяйствующие субъекты, которые не вправе вести упрощенный бухучет. К ним относятся:

  • организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, внесенные в реестр иностранных агентов.
Читать еще:  Как списать займ выданный другой организации

Указанный выше перечень в отношении упрощенной бухгалтерской отчетности 2017-2018 (кто может сдавать ее, а кому такое право не предоставлено) является закрытым. При этом нужно руководствоваться ч. 4 с учетом требований ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . Это значит, что ответить утвердительно на вопрос, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, нельзя, руководствуясь лишь ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , где указано, что некоммерческие организации относятся к тем, кто сдает упрощенную бух отчетность. В частности, нужно проверить, не относится ли такая НКО к некоммерческим организациям, включенным в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Если относится, то вести упрощенный бухучет такой организации нельзя.

А может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Здесь уже нужно знать лишь то, относится ли такая организация к субъектам малого предпринимательства. Ведь прямого запрета на упрощенную отчетность в отношении ломбардов в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ нет.

Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий за 2019 год

Кто сдает упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность

Законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ для некоторых организаций предусмотрено право применения упрощенных способов ведения бухучета, а также составления упрощенной бухгалтерской отчетности. В п. 4 ст. 6 этого закона перечислены такие субъекты:

  • организации, относящиеся к малым по объему предпринимательства;
  • некоммерческие структуры, созданные в соответствии с законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • участники проекта «Сколково», подчиняющиеся закону «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Чтобы определить, относится ли организация к малым, нужно соотнести ее показатели с требованиями закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

О критериях, соблюдение которых обязательно, чтобы назвать организацию малым предприятием, читайте в статье «Малое предприятие — критерии отнесения».

Кроме того, желающим упростить свой бухучет следует проверить, не подпадают ли они под ограничения, установленные п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ. Этот пункт запрещает применять упрощенные учет и отчетность, например, госорганизациям, субъектам, подпадающим под обязательный аудит, некоторым юридическим структурам.

Состав упрощенной бухгалтерской отчетности за 2019 год

Начнем с того, что в силу п. 1 ст. 14 закона № 402-ФЗ бухотчетность состоит:

Приложениями, в свою очередь, являются (пп. 2, 4 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н):

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • пояснения к отчетности.

О составлении приложений к бухгалтерской отчетности читайте в материале «Заполнение формы 3,4 и 6 бухгалтерского баланса».

Отметим, что для некоммерческих организаций отчет о целевом использовании средств обозначается как форма обязательной годовой бухгалтерской отчетности наряду с балансом (п. 2 ст. 14 закона № 402-ФЗ). Заполнять этот отчет должны не только НКО, но и прочие компании, если они получали целевые средства.

Что касается тех, кто применяет упрощенные правила, в приказе № 66н есть особые послабления. В обязательных формах можно указывать укрупненные показатели, объединяемые по группам. Такими формами являются:

Для этих трех отчетов законодатели привели сокращенные формы в упомянутом приказе № 66н, найти их можно в приложении 5. У имеющих право на упрощение отчетности есть возможность выбрать, применять приведенные в приказе формы либо разработать их самостоятельно.

Согласно подп. «б» п. 6 приказа № 66н в приложениях к основным формам необходимо указывать только те данные, которые могут повлиять на мнение пользователей отчетности о результатах работы организации или ее финансовом состоянии. Соответственно, если такой важной информации нет, то заполнять приложения необязательно. Это подтверждает и п. 17 информации Минфина РФ № ПЗ-3/2015.

Изменения в бухгалтерской отчетности за 2019 год

Упрощенную бухотчетность малый бизнес вправе сдать по форме КНД 0710096 (единый формуляр, куда входит баланс, форма 2 и все приложения) или из приложения 5 к приказу Минфина от 02.07.2010 №66н, заполнив отдельно упрощенный баланс по форме ОКУД 071001, отчет о финрезультатах — по форме ОКУД 071002, а также отчет о целевом использовании средств по форме ОКУД 071003.

Бланк формы КНД 0710096 в целом не изменился. Но налоговики внесли правки в машиночитаемую форму (см. письмо ФНС от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

Скачать бланки форм упрощенной отчетности по форме КНД 0710096 можно по ссылке ниже

В бланки из приложения 5 внесены изменения. С июня 2019 года бланки бухгалтерской отчетности нужно применять в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н. Изменения в целом не значительны:

  • ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2;
  • упразднена единица измерения млн.руб., отчет заполняйте только в тысячах;
  • скорректирован код по ОКЕИ.

В отчете о целевом использовании средств также изменен код по ОКУД.

Подробнее об изменениях читайте здесь.

Скачать все 3 бланка можно в формате excel по ссылке ниже

Особенности составления упрощенной отчетности

Для устранения некоторых вопросов, касающихся темы нашей статьи, Минфин РФ издал информационное сообщение № ПЗ-3/2015. В этом сообщении собраны основные послабления для применяющих упрощенную отчетность:

  1. Решение о раскрытии какой-либо информации должно опираться на существенность данных для пользователей (включая выделение отдельных статей из их групп в формах отчетности).
  2. Можно не расписывать информацию:
  • о связанных сторонах;
  • сегментах;
  • по прекращаемой деятельности.
  1. События после отчетной даты показываются в бухотчетности, только если это имеет рациональный смысл.
  2. При внесении изменений в учетную политику можно отражать в отчетности существенные последствия этого факта перспективно.
  3. Значимые ошибки прошлых лет можно исправлять, затрагивая прочие доходы или расходы текущего периода, без корректировки нераспределенной прибыли/убытка.

Заполнение упрощенных форм отчетности

Упрощенный баланс имеет укрупненные статьи, которые включают в себя несколько объектов учета. В таблице ниже покажем, что входит в каждую строку баланса.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Похожие публикации

Закон о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011 допускает ведение некоторыми организациями упрощенного бухучета, а также представление упрощенной бухотчетности. Что представляет из себя упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность, кто сдает упрощенные отчетные формы, рассмотрим в этой статье.

Что такое упрощенная бухгалтерская отчетность

Упрощенная бухотчетность отличается от обычной отчетности, прежде всего объемом (п. 1 ст. 14 закона № 402-ФЗ). В состав обычной отчетности включаются, помимо баланса и отчета о финансовых результатах, приложения к ним — отчеты о движении денежных средств, об изменениях капитала, а также пояснительная записка. Тем же, кто сдает упрощенную бухотчетность, достаточно всего двух форм: баланса и отчета о финрезультатах. Организациям, получавшим целевые средства, следует также заполнить форму отчета об их целевом использовании.

Читать еще:  Как списать огнетушители в бюджетной организации

Организация, имеющая право на упрощенную отчетность, может отчитываться по обычным формам, если такой способ для него удобнее. В любом случае, тот кто имеет право сдавать упрощенную бухотчетность, должен закрепить в учетной политике — обычный или упрощенный способ он будет применять.

Второе отличие упрощенной отчетности от обычной – это сами отчетные формы. Они имеют меньшее количество строк для заполнения, а все показатели отражаются укрупненно по группам, без детализации по статьям.

Для тех, кто сдает упрощенную бухотчетность 2017, действуют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015). Приложение № 5 к приказу содержит следующие бланки упрощенной бухотчетности:

Предприятие, ведущее упрощенный бухучет само решает, нужно ли сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, или полный комплект бухотчетности с приложениями и пояснениями, если это имеет значение для оценки его финансового состояния (п. 6 приказа № 66н).

Кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность

Сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам могут организации, перечисленные в п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ:

  • малые предприятия, отвечающие критериям ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ;

К субъектам малого предпринимательства, кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность в 2017 г., относятся предприятия, у которых в прошлом году доход не превышал 2 млрд руб., а среднесписочная численность работников была максимум 250 человек. Может ли микропредприятие сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Очевидно, что может, поскольку они тоже входят в сектор малого бизнеса, а критерии для микропредприятий значительно ниже указанных значений.

  • некоммерческие организации (ст. 2 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ);

Некоммерческие организации (НКО) не преследуют получение прибыли. Они создаются для реализации государственных целей в сфере образования, культуры, медицины, для ведения благотворительной деятельности и т.п. Получать доход от дополнительных платных услуг они могут, только если это не противоречит основной цели их создания. О том, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность указано в п. 4 Информации Минфина РФ ПЗ-1/2015. НКО, кроме баланса и отчета о финрезультатах, в составе упрощенной отчетности представляют отчет о использовании целевых средств.

  • участники проекта «Сколково» — их деятельность регулируется законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Ограничения для применения упрощенной бухотчетности

В то же время, положения ст. п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ, ограничивают круг тех, кто вправе сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. Это в равной мере относится ко всем категориям организаций-«бухупрощенцев». Так, вести упрощенный учет и отчитываться упрощенно не могут:

  • организации, подлежащие обязательному аудиту (акционерные общества и ряд других организаций),
  • кооперативы: жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские,
  • микрофинансовые организации,
  • госорганизации,
  • политические партии,
  • адвокатские коллегии, бюро и палаты,
  • нотариальные палаты,
  • юридические консультации,
  • некоммерческие организации, если они выполняют функции иностранного агента.

Например, может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Может, если он относится к микро-, малым, или средним предприятиям, ведь запрета на упрощенную бухотчетность для ломбардов в п. 5 ст. 6 закона № 402–ФЗ не содержится.

Письмо Минфина России от 27 декабря 2013 г. N 07-01-06/57795 «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность»

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации, за исключением некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищно строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, некоммерческих организаций, включенных в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Исходя из части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ, до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности могут применяться:

субъектами малого предпринимательства, а также коммерческими организациями, указанными в пункте 3 части 4 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ, — формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные приложением N 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ Минфина России N 66н);*

некоммерческими организациями, указанными в пунктах 2 и 3 части 4 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ, — формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные приложением N 6 к приказу Минфина России N 66н.**

* При раскрытии информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекты малого предпринимательства, являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, должны исходить из соответствующих требований, установленных законодательством Российской Федерации.

** Негосударственные пенсионные фонды как особая организационно-правовая форма некоммерческих организаций при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны руководствоваться приказом Минфина России N 66н с учетом особенностей, установленных приказом Минфина России от 10 января 2007 г. N 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов».

Обзор документа

Действующим законодательством предусмотрен перечень экономических субъектов, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Первые — субъекты малого предпринимательства. Вторые — некоммерческие организации, если поступления денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год не превысили 3 млн руб. При этом упрощенные способы ведения бухучета не могут применять коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские и нотариальные палаты, ЖК и ЖСК, кредитные и сельскохозяйственные потребкооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, организации госсектора, госкорпорации и госкомпании, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, СРО, НКО — иностранные агенты. Третьи — участники проекта по исследованиям, разработкам и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом об инновационном центре «Сколково».

Разъяснено, какие формы документов могут применять перечисленные субъекты до утверждения стандартов бухучета для составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Первые и третьи — формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные приложением N 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н.

Вторые и третьи (некоммерческие организации) — формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные приложением N 6 к приказу Министерства.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector