Какие организации имеют право проводить СОУТ

Кто может проводить СОУТ

Требования к организации, проводящей СОУТ
(Федеральный закон N 426-ФЗ «, ст. 19)

  1. Указание в уставных документах организации в качестве одного из видов деятельности проведение специальной оценки условий труда.
  2. Наличие не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнение работ по СОУТ, в том числе не менее 1 эксперта имеющего высшее образование по одной из специальностей- врач по общей гигиене, врач по гигиене труда. Врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  3. Наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ и областью аккредитации которой является проведение исследований(испытаний) и измерений вредных факторов производственной среды(аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, шума, инфразвука, ультразвука, вибрации, электростатического поля, постоянного магнитного поля, гипогеомагнитного поля, электромагнитных полей 50Гц, переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона, ультрафиолетового излучения, инфракрасного, лазерного, ионизирующего излучения, температуры воздуха, относительной влажности, скорости движения воздуха, освещенности рабочей поверхности, концентрации вредных химических веществ, в том числе веществ биологической природы(антибиотиков, витаминов, гормонов, ферментов, белковых препаратов), биологических факторов, а также тяжести и напряженности трудового процесса.
  4. Регистрация в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Требования к экспертам организаций, проводящих СОУТ
(Федеральный закон N 426-ФЗ «, ст. 20)

1. Лица, претендующие на получение сертификата эксперта по проведению СОУТ должны соответствовать следующим требованиям:
— наличие высшего образования;
— наличие дополнительного профессионального образования по изучению вопросов оценки условий труда в объеме не менее 72 часов;
— наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3-х лет.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (далее –Центр) полностью соответствует требованиям ст.19 Федерального закона № 426-ФЗ, предъявляемым к организациям, проводящим специальную оценку условий труда и их экспертам.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Читать еще:  Как узнать пенсионный фонд по ИНН организации

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Кто проводит специальную оценку условий труда

Кто имеет право проводить специальную оценку условий труда

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует установленным в ст. 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» требованиям и имеет официальный допуск к деятельности по проведению специальной оценки условий труда.

Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна иметь в наличии не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, врач по гигиене труда.

Также, организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна иметь и в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), которая аккредитована национальным органом по аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Сведения об организациях и экспертах, проводящих специальную оценку условий труда, заносятся в реестры и доступны для ознаком­ления всем заинтересованным лицам без взимания платы на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной Политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Требования к экспертам, проводящим специальную оценку условий труда

К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

Порядок и правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование установлен постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 614.

Независимость организаций и экспертов

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда, независимы и руководствуются в своей деятельности исклю­чительно нормативными требованиями, регулирующими специальную оценку условий труда.

Порядок и размер оплаты выполнения работ, оказания услуг ор­ганизациями, проводящими специальную оценку условий труда, оп­ределяются гражданско-правовыми договорами и не могут зависеть от выполнения каких-либо требований работодателей и (или) их представителей в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, не предусмотренных Федеральным законом «О специальной оценке условий труда».

Кто не имеет права проводить специальную оценку условий труда

Специальная оценка условий труда не может проводиться:

  • Должностными лицами органов исполнительной власти, упол­номоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда.
  • Организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) и на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
  • Организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организации несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
  • Организациями в отношении юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда и для которых такие организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц (работодателей), а также в отношении юридических лиц (работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников).
  • Экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
  • Экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
Читать еще:  Где посмотреть ОКУД организации

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и их эксперты не вправе осуществлять действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возник­новения такого конфликта. Под конфликтом интересов предполагаются такие ситуации, при которых заинтересованность организации, проводящей специальную оценку условий труда, или ее эксперта влияет либо может повлиять на результаты проведения специальной оценки условий труда.

Нарушение организацией, проводящей специальную оценку условий труда, или экспертом порядка проведения специальной оценки условий труда влечет за собой административную ответствен­ность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Организации, проводящие спецоценку условий труда

Опубликовано: 13.02.2014 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

Право проведения процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) пока еще принадлежит организациям, оказывающим услуги по аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.), но с 1 января 2019 года в области оказания услуг по спецоценке должны остаться лишь специализированные организации, имеющие аккредитацию на право проведения работ по СОУТ. Несмотря на то, что это совершенно новая процедура в законодательстве, Минтруд все же решил сделать плавный переход, как в отношении работодателей, так и в отношении аттестующих организаций, отсюда и продление сроков:

Цитата: ‘Мы очень корректно прописали переходные нормы. Все фирмы, которые работают на этом направлении, продолжат работать до окончания срока действия у них аттестата аккредитации. Сейчас в реестре аттестующих организаций зарегистрировано 900 таких организаций. Все они сохранят право осуществлять СОУТ’

Констатирует первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ С. Ф. Вельмяйкин в интервью «Российской бизнес-газете».

В соответствии с переходными положениями послабления были даны даже тем организациям, у которых срок действия аттестата аккредитации заканчивается в 2014 году. Вне зависимости от того, в каком месяце и какого числа это произойдет, организация, проводящая АРМ, имеет право оказывать услуги по СОУТ включительно до 31 декабря 2014 года. По анализу Минтруда, в указанном году у порядка 150 компаний истекает срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории.

Требования к организациям, проводящим СОУТ

В соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, организация, проводящая спецоценку, должна соответствовать следующим требованиям:

  • Проведение СОУТ должно быть представлено в уставных документах как один из основных видов или один из видов деятельности организации;
  • Наличие в организации не менее 5 экспертов по спецоценке условий труда, работающих по трудовому договору, причем один из них обязательно должен иметь высшее образование по специальности – врач по гигиене или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • Наличие структурного подразделения – аккредитованной лаборатории, имеющей право на выполнение исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды (ВОПФ, – ред.) и трудового процесса.

Организация по СОУТ вправе привлекать к работе по гражданско-правовому договору другие аккредитованные лаборатории, но только в части замеров следующих видов факторов: энергетическая экспозиция лазерного излучения, радиоактивное загрязнение производственных помещений, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников, рентгеновское и нейтронное излучения, биологические факторы. Законом подобное сотрудничество предусмотрено потому, что не все испытательные центры имеют разрешение на измерения этих видов факторов, к тому же и закупка оборудования для них является одной из самых дорогостоящих.

Эксперт организации, проводящей СОУТ

Экспертом по СОУТ может стать специалист организации, имеющий стаж работы в лаборатории не менее 3-х лет, прошедший аттестацию в Минтруде и имеющий сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.

Аттестация эксперта в Минтруде была введена впервые. К ней допускаются лица, которые имеют высшее образование, опыт практической работы в центрах лабораторий, дополнительное обучение по СОУТ в учебных институтах в объеме не менее 72 часов. Аттестация для претендентов в эксперты проходит в два этапа – выполнение тестовых заданий и собеседование. При удовлетворительном решении аттестационной комиссии, специалист получает право на проведение работ по спецоценке по определенному направлению. Положением об аттестации экспертов предусмотрено 5 таких направлений: идентификация ВОПФ и трудового процесса, измерение и исследование биологических факторов, измерение и исследование химических факторов, измерение и исследование физических факторов и измерение и исследование вредных и опасных факторов трудового процесса. Требования о том, что каждый эксперт должен пройти аттестацию строго по всем 5-ти направлениям, нет, поэтому каждый из специалистов может выбрать наиболее приемлемое для себя. В дальнейшем эксперт может пройти аттестацию и по другому направлению.

По результатам аттестации эксперты получают сертификат на право выполнения работ по СОУТ, срок действия которого – 5 лет. Но так как на эксперта по спецоценке с введением новой процедуры были возложены огромные функции, за любую недостоверную и некомпетентно проведенную оценку он может лишиться не только сертификата, но и привлекаться к административной ответственности. Штрафы и санкции были впервые введены для экспертов. Подробнее с размерами и видами административной ответственности для них, а также для организаций, проводящих спецоценку, Вы можете ознакомиться в материале: «Штрафы и санкции при СОУТ».

Отметим, что для экспертов законом также предусмотрены переходные положения. В связи с тем, что обучение экспертов и их последующая аттестация в Минтруде занимает немало времени, положением о СОУТ разрешено исполнять обязанности экспертов лицам, работающим в организациях по трудовому договору и допущенных к работе в испытательных лабораториях по состоянию на день вступления в силу Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2014 года.

Страхование ответственности организациями по СОУТ

Каждая организация может обеспечить исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям и работникам, путем добровольного страхования.

При разработке федерального закона, точнее, в первой версии законопроекта, требования данного пункта имели обязательное значение для всех организаций. Без наличия обязательного страхования организациям проводить работы по СОУТ не разрешалось. Но аттестующие организации смогли отстоять свое право, и пункт закона уже стал носить добровольный характер.

Реестр организаций, проводящих спецоценку

Вся информация о деятельности организаций, проводящих СОУТ, хранится в открытом доступе на официальном сайте Минтруда в специальном реестре. В нем содержатся следующие сведения:

  • Полное наименование организации и место нахождения;
  • ИНН;
  • Основной государственный регистрационный номер;
  • Регистрационный номер записи в реестре организаций;
  • Дата внесения сведений об организации;
  • Дата принятия решения о приостановления деятельности и основания для его принятия;
  • Дата принятия решения о возобновлении деятельности с основаниями для возобновления.

В случае принятия решения о прекращении деятельности организации в области оказания услуг и работ по СОУТ, в реестре также делается запись, и приводятся законные основания для этого.

Организации, проводящие спецоценку и работодатели по мере проведения работ должны находиться в тесном сотрудничестве. Организация должна оказывать правомерные действия, работодатель – не препятствовать проведению исследований и давать все необходимые сведения и документы, характеризующие условия труда. Если одна из сторон нарушает правила, каждый из участников может отказаться от проведения СОУТ.

Главный принцип, который должна соблюдать организация по СОУТ – принцип независимости. Невзирая ни на что, результат должен быть достоверным и объективно отражать состояние условий труда на рабочих местах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Специальная оценка условий труда (СОУТ): зачем она нужна и кто ее проводит

Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.

Кому нужна специальная оценка условий труда: положения 426-ФЗ, бизнес и безопасность

Организация специальной оценки условий труда входит в обязанности любого работодателя, в том числе индивидуальных предпринимателей, нанимающих сотрудников. Это предписывается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Не подлежат специальной оценке условий труда рабочие места сотрудников, указанные в подпунктах 3 и 4 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка условий труда — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменений в технологическом процессе или составе материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты. В случае, если на рабочем месте произошел несчастный случай (кроме несчастного случая по вине третьих лиц), выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание инспектора Государственной инспекции труда или на проведении СОУТ настаивает профсоюз, работодатель также обязан провести СОУТ (в этих случаях она называется внеплановой). На это отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Работы по СОУТ должны проводиться специализированной компанией, имеющей в составе аккредитованную лабораторию, по договору гражданско-правового характера, заключенному с работодателем, следующим образом:

  • Образование комиссии по проведению СОУТ (статья 9 Закона № 426-ФЗ). Комиссию возглавляет работодатель либо его представитель. В ее состав входят и представители работодателя, и представители профсоюзной организации (либо иного представительного органа работников). Состав комиссии утверждается приказом. Представители организации, проводящей СОУТ (экспертной организации), в комиссию не входят. Общее количество членов комиссии вместе с председателем должно быть нечетным.
  • Составление и утверждение перечня рабочих мест для СОУТ. Образованная работодателем комиссия подготавливает и утверждает перечень рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.
  • Поиск экспертной организации. Далеко не каждая организация имеет право проводить СОУТ. Закон определяет требования к таким компаниям: в уставных документах организации в качестве одного из основных или основным видом деятельности должно быть указано именно проведение СОУТ, организация должна иметь в штате минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ. При этом минимум один из них — с высшим образованием по одной из специальностей: «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Организация, проводящая СОУТ, должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения лабораторию, аккредитованную Росаккредитацией на проведение необходимых видов измерений. Подтверждением того, что организация отвечает указанным требованиям, является уведомление о ее включении в ведущийся Минтрудом России реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Выбирая компанию для проведения СОУТ, работодатель должен в первую очередь ориентироваться на наличие у нее данного уведомления. При этом после заключения договора работодатель обязан передать экспертной организации сведения о рабочих местах, на которых проводится СОУТ.
  • Проведение идентификации производственных факторов, подготовка декларации на основании идентификации рабочих мест. Осуществляется экспертом по СОУТ из экспертной организации на основе изучения предоставляемых работодателем сведений о рабочих местах.

На заметку

У эксперта нет обязанности лично присутствовать на рабочих местах при проведении идентификации — если ему достаточно сведений, предоставляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест.

Результаты СОУТ, или Зачем нужна специальная оценка условий труда

По результатам оценки оформляется отчет о СОУТ. Он содержит:

  • информацию об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых осуществлялась оценка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  • карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (в случае проведения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • список мер по улучшению условий труда;
  • заключения экспертов по СОУТ.

Отчет о проведении СОУТ подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем. Работники, на чьих рабочих местах проводилась СОУТ должны быть ознакомлены с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Сведения о проведении СОУТ и ее результаты в те же 30 календарных дней должны быть размещены на сайте организации. В экспертную организацию в течение не более 3 рабочих дней со дня утверждения направляется подписанный комиссией отчет (копия) о проведении СОУТ.

Условия труда могут быть по результатам специальной оценки признаны:

  • оптимальными (класс условий труда 1);
  • допустимыми (класс условий труда 2);
  • вредными (классы условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, в сторону увеличения вредности);
  • опасными (класс условий труда 4).

Если условия труда признаны вредными или опасными, работники имеют право на получение соответствующих гарантий и компенсаций (конкретная номенклатура определяется в зависимости от установленного класса условий труда), предусмотренных ТК РФ. Это:

  • не более 36 рабочих часов в неделю (статья 92 ТК РФ);
  • дополнительный оплачиваемый отпуск, не менее 7 календарных дней ежегодно (статья 117 ТК РФ);
  • не менее 4% дополнительно к тарифной ставке или окладу, установленным для различных видов работ с нормальными условиями труда (статья 147 ТК РФ).

К сведению!

Работодателю СОУТ дает возможность сократить пенсионные отчисления в отношении работников, чьи профессии или должности включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда (кроме рабочих мест, подпадающих под ограничения части 6 статьи 10 Закона), подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда.

Декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета о проведении СОУТ. Однако если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, действие декларации прекращается. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

СОУТ и решение спорных вопросов с работниками организации

Данные СОУТ могут использоваться в разрешении споров по поводу профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и др. Например, в расследовании несчастных случаев важно прежде всего разобраться, что послужило их причиной. Если СОУТ была проведена в определенные законом сроки и с соблюдением всех правил, претензий к работодателю со стороны органов государственного контроля и надзора в сфере охраны труда будет меньше.

Ответственность юридического лица за непроведение специальной оценки условий труда

Если работодатель своевременно не провел СОУТ либо провел ее с нарушениями установленного порядка проведения, ему грозит административное взыскание или даже уголовная ответственность. Статья 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает в случае:

  • Предупреждение или денежный штраф. Сумма 5 000–10 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц — 60 000–80 000 рублей. Если на предприятии уже были зафиксированы нарушения правил охраны труда и накладывались административные взыскания, виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет, а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма штрафа вырастает до 30 000–40 000 рублей, для юридических лиц — до 100 000–200 000 рублей. Также возможна административная приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток.

В случае, если в результате непроведения специальной оценки условий труда был нанесен тяжкий вред здоровью человека, работодатель, согласно статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, может понести следующие наказания:

  • Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев.
  • 180–240 часов обязательных работ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года.
  • Лишение свободы на срок до 1 года, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 1 года после окончания срока лишения свободы.
  • Если непроведение СОУТ повлекло за собой смерть одного человека — принудительные работы или лишение свободы на срок уже до 4 лет, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 3 лет после окончания срока наказания. Если последствиями непроведения СОУТ стала смерть двух и более человек, срок принудительных работ или лишения свободы может составить до 5 лет.

Помимо прямой угрозы наказания за непроведение СОУТ, работодатель рискует косвенно, если выбирает сомнительную организацию для подготовки отчета об условиях труда на его предприятии.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

К проведению СОУТ можно привлекать только организации, внесенные в соответствующий реестр и имеющие в составе аккредитованную лабораторию. Если организация, работающая в сфере охраны труда, была допущена к деятельности в сфере аттестации рабочих мест до вступления в силу Закона № 426-ФЗ, то она работает по переходным положениям и может оказывать услуги по СОУТ до 31 декабря 2018 года.

Предприятию с большим количеством рабочих мест необходима организация с соответствующим штатом сотрудников, чтобы на объект могло выехать достаточное количество специалистов. Это позволит сократить сроки проведения СОУТ. Если вам предлагают оформить отчет о СОУТ без выезда специалистов, удаленно, обратитесь в другую организацию. Ваши сотрудники должны видеть, что все работы действительно проводились, и расписаться об этом в отчете. Иначе при возникновении спорных ситуаций закон будет не на вашей стороне.

Где заказать работы по СОУТ?

Комментарий для наших читателей дал Михаил Серов, руководитель департамента охраны труда EcoStandard group:

«Наша компания уже 20 лет специализируется на инженерном и экологическом консалтинге. В EcoStandard group обращаются клиенты по всей России. Для их удобства, помимо московского офиса, мы открыли представительства в Санкт-Петербурге, Поволжье и на Дальнем Востоке. Направление «Охрана труда» включает такие услуги наших сотрудников, как специальная оценка условий труда, аудит, аутсорсинг, разработка документации по охране труда, производственный контроль, индивидуальный дозиметрический контроль, оценка рисков. Для нас важно помочь клиенту в реализации правил безопасности, которые диктует действующее законодательство в сфере охраны труда. При этом мы способствуем снижению административной нагрузки на бизнес клиента. Одно из наших преимуществ — оперативность. Полный комплекс работ по СОУТ занимает у нас не больше 20 рабочих дней. Цены при этом гуманные: от 770 рублей за одно рабочее место. В год мы оцениваем более 415 000 рабочих мест. Если вам требуется специалист по охране труда на постоянной основе, мы готовы предложить аутсорсинг: штат до 50 человек — 25 000 рублей в месяц, от 50 человек — 35 000 рублей в месяц. Также мы предоставляем комплексное обслуживание по трем направлениям: охрана труда, пожарная безопасность и экология. Подписываем соглашение о конфиденциальности».

P. S. Вся разрешительная документация EcoStandard group опубликована на сайте.

*Цены актуальны на январь 2019, не являются публичной офертой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector