Как списать оргтехнику в бюджетной организации
Как списать оргтехнику в бюджетной организации
Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (например, компьютеры, бытовую технику, мебель)? Если да, какими документами оформлять?
Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, которые подлежат обязательной утилизации. В каждом случае при списании имущества необходимо руководствоваться положениями законодательства.
Как правило, почти во всех системных блоках, мониторах, в составе комплектующих деталей, изделий технического назначения, бытовых приборов, инструментов, оборудования, материалов в небольшом количестве присутствуют драгоценные металлы.
Согласно п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы необходимо учитывать. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.
Кроме того, в списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду такое имущество может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности выполняются организациями с лицензией на осуществление этой деятельности.
Учреждение может самостоятельно определить наличие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в штате нет специалиста, который способен дать заключение о наличии или отсутствии в списанном имуществе вредных веществ и отнесении отходов к классу опасности, для утилизации имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.
При списании мебели учреждение может руководствоваться Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).
На основании п. 2 Правил № 1156 мебель относится к крупногабаритным твердым коммунальным отходам, вывоз которых обеспечивается региональным оператором (в т.ч. по заявкам потребителей) либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).
Порядок утилизации имущества должен быть определен в рамках учетной политики учреждения с учетом норм законодательства. В числе прочего он может включать:
- перечень материальных ценностей, которые подлежат утилизации;
- способы утилизации (самостоятельно или с привлечением специализированной организации);
- сроки утилизации;
- порядок вывоза отходов после утилизации объектов основных средств и т.п.
В соответствии с пп. 51, 52 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), выбытие объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта.
Вместе с тем пунктом 335 Инструкции № 157н прямо предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), следует учитывать на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».
Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета при принятии соответствующего решения, должен учитываться на счете 02, пока не будут проведены мероприятия (в т.ч. утилизация), предусмотренные актом о списании.
Таким образом, факт выбытия с балансового учета объекта основных средств и факт реализации мероприятий по утилизации (уничтожению) выбывшего объекта – два разных события хозяйственной жизни, которые происходят после утверждения решения о списании.
Следовательно, в соответствующем разделе акта о списании должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации этих мероприятий необходимо подтвердить первичными документами.
Унифицированной формы первичного учетного документа, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н учреждение вправе локальными нормативными актами утверждать формы первичных (сводных) учетных документов для отражения хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные формы документов.
Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 7 Инструкции № 157н.
Таким образом, учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, которые оно будет применять при утилизации или уничтожении нефинансовых активов своими силами, а также с привлечением сторонних организаций. Указанные документы позволят подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок в случае возникновения спорных ситуаций.
Если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, факты проведения таких работ могут быть подтверждены:
- актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований учредителя или положений учетной политики учреждения;
- актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору со специализированной организацией.
Если профильной комиссией учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) необязательно.
Списываем старую оргтехнику
В организации имеется неисправная оргтехника (мониторы, системные блоки, принтеры, источники бесперебойного питания, сканеры и т.п.), ремонт которой экономически не целесообразен. Данная оргтехника полностью самортизирована, не участвует в производственной деятельности, находится на складе. Учет этого имущества ведется на счетах 01 и 013.
Возможно ли списание данных средств со счетов 01 и 013 без проведения утилизации?
Можно ли расходы на утилизацию учесть при налогообложении прибыли, если они будут произведены в другом налоговом периоде (например, списание со счетов 01 и 013 будет в IV квартале 2012 года, а утилизация — в I квартале 2013 года)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Проведение утилизации оргтехники и учет драгоценных металлов, входящих в нее, регламентированы законодательством РФ. Соответственно, утилизацию оргтехники организация обязана проводить. По нашему мнению, списание оргтехники со счетов учета в одном налоговом периоде, а признание расходов на утилизацию в другом периоде возможны.
Обоснование вывода:
Учет выбытия основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания).
Пунктом 29 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Выбытие объекта основных средств (далее также — объект ОС) может иметь место, в частности, в случае прекращения использования вследствие морального или физического износа.
Согласно п. 77 Методических указаний для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой должны войти соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.
В компетенцию комиссии входит:
— установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ);
— при необходимости выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
— возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад;
— составление акта на списание объекта основных средств, которым оформляется принятое решение комиссии (п. 78 Методических указаний) с указанием данных, характеризующих объект основных средств.
Акт о списании объекта ОС (кроме автотранспортных средств) составляется по форме N ОС-4 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7) и утверждается руководителем организации.
На основании акта о списании в инвентарной карточке объекта производится отметка о выбытии объекта ОС (п. 80 Методических указаний).
Таким образом, выбытие предметов оргтехники оформляется следующими документами:
— приказ руководителя организации о создании комиссии;
— акт о списании объекта ОС формы N ОС-4, утвержденный руководителем организации.
В акт должны быть включены сведения, предусмотренные п. 78 Методических указаний.
Названные документы являются документами, на основании которых производится списание объекта ОС как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (смотрите письма Минфина России от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454, УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079009@ и от 23.05.2006 N 20-12/45320@).
Списание малоценного имущества (по аналогии с объектами основных средств) может быть осуществлено либо по окончании срока его полезного использования, либо в случае его морального или физического износа, когда дальнейшая эксплуатация указанного имущества уже невозможна.
Минфин России в письме от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98 разъяснил, что для учета имущества, не являющегося амортизируемым, стоимость которого включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, применение форм, используемых для учета и списания объектов основных средств, не требуется.
В этом же письме для учета такого малоценного имущества было рекомендовано, в частности, использование таких форм, как приходный ордер по форме N М-4, требование-накладная по форме N М-11, карточка учета материалов по форме N М-17 и другие. Приведенные формы, а также указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а. Этим же постановлением утверждены и такие формы, как:
— МБ-4 «Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов»;
— МБ-8 «Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов».
Таким образом, при списании объектов малоценного имущества аналогом формы N ОС-4 можно считать форму N МБ-8. Данная форма составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи списанных предметов для утилизации акт с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию. На разные виды малоценных и быстроизнашивающихся предметов акты на списание составляются отдельно.
Необходимо учесть также следующее.
Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгоценных металлов, содержащихся в составных частях различных видов техники.
Основанием для этого являются:
— Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;
— Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее — Правила N 731);
— Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (далее — Инструкция N 68н).
Согласно положениям п. 6 Правил N 731 и п. 6.3 Инструкции N 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных средств.
С учетом положений этих нормативных правовых актов при списании предметов оргтехники, содержащих драгоценные металлы и их сплавы (далее — драгоценные металлы), организация должна совершить следующие действия:
— изъять из предметов оргтехники детали, содержащие драгоценные металлы;
— определить содержание драгоценных металлов в деталях;
— оприходовать полученные детали.
За нарушение правил учета и хранения драгоценных металлов статьей 19.14 КоАП предусмотрена ответственность. Так, на должностных лиц организаций может быть наложен штраф в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей, а на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Изъять из приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы, организация может как самостоятельно, так и с привлечением организации, осуществляющей проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ. Отметим, что наличия лицензии на эти работы законодательство не требует.
Содержание в объекте ОС драгоценных материалов указывается в разделе 2 «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» акта формы N ОС-4.
На основании акта об изъятии деталей соответствующие приборы и изделия списываются с карточек учета и одновременно на изъятые детали заводятся карточки учета материалов по форме N М-17 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а), в которых согласно п. 6.19 Инструкции следует указать:
— вид лома и отходов (наименование деталей и узлов);
— общую массу отходов;
— наименование драгоценных металлов;
— массу в чистоте драгоценных металлов, содержащихся в изъятых деталях согласно паспортам.
Изъятые детали учитываются в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) на счете 10 «Материалы». Согласно п. 9 ПБУ 5/01 их фактическая себестоимость определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, то есть исходя из суммы денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. С учетом требования осмотрительности (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)) рекомендуем стоимость деталей определять для целей бухгалтерского учета по минимально возможной цене реализации.
Необходимо учитывать, что в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств.
Следовательно, затраты предприятия на оплату услуг специализированной организации (организаций), привлекаемой для совершения действий, связанных со списанием и утилизацией объектов ОС, будут являться обоснованными и могут быть включены в состав внереализационных расходов при условии их соответствующего документального подтверждения.
Датой осуществления указанных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
По мнению Минфина России, высказанному в письме от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675, в случае, если выведение объекта основного средства из эксплуатации и его ликвидация осуществляются в разных налоговых периодах, затраты на ликвидацию такого основного средства относятся к внереализационным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в том налоговом периоде, когда фактически была проведена ликвидация.
В письме Минфина России от 08.12.2009 N 03-03-06/1/793, рассматривая вопрос о признании в составе внереализационных расходов остаточной стоимости ликвидируемого основного средства, специалисты ведомства указывают на то, что демонтаж не является обязательным условием ликвидации основного средства.
Таким образом, учитывая мнение Минфина России, полагаем, что расходы на утилизацию оргтехники можно признать в составе внереализационных расходов на дату подписания акта специализированной организации, даже если эти расходы осуществляются в налоговом периоде, следующем за периодом списания оргтехники с учета.
Однако в некоторых случаях, по мнению налоговых органов, для списания объектов основных средств с учета имеет значение подтверждение фактического выбытия объекта (например актом об утилизации, актом приема-передачи объекта при его реализации, смотрите в связи с этим постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2009 N Ф04-3846/2008(247-А27-40)). В данном судебном заседании суд поддержал доводы налогового органа.
В связи с этим полагаем, что более безопасным, с точки зрения налогообложения, будут списание оргтехники и признание расходов на утилизацию в одном налоговом периоде, так как утилизация подтверждает фактическое выбытие объекта учета.
Следует отметить, что стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается во внереализационные доходы организации на основании п. 13 ст. 250 НК РФ. Оценка таких доходов должна быть произведена по рыночной цене (ст. 105.3, п. 5 ст. 274 НК РФ).
К сведению:
Одним из способов списания оргтехники с учета может быть ее реализация специализированным организациям, которые выкупают старую технику и утилизируют ее, тогда Вашей организации не нужно будет приходовать и вести учет лома и отходов драгоценных металлов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
11 сентября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Порядок списания компьютерной техники (нюансы)
Списание компьютерной техники — процесс, которого не избежать подавляющему большинству современных предприятий. Чем может отличаться списание оргтехники от списания иных объектов основных средств предприятия, вы узнаете из этой статьи.
Причины списания оргтехники и компьютеров
Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:
- физический износ;
- моральный износ;
- неустранимая поломка или порча.
Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.
Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.
Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний
Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.
В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.
На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).
Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:
Нюансы списания оргтехники для бюджетников
Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения.
При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:
- не осуществляет контроль за списываемым объектом ОС;
- не осуществляет расходы, связанные с распоряжением им (владением и (или) пользованием);
- не имеет права на получение экономической выгоды и извлечение пользы от распоряжения (владения или пользования);
- не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом, числящимся на учете,
- не использует его в той степени, которая предусматривалась при его признании;
- оценила величину дохода (расхода) от выбытия объекта;
- оценила прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием.
Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.
- Акт должен быть согласован с учредителем бюджетной организации, если списываемое имущество отнесенок особо ценному имуществу, которое закреплено собственником за бюджетным учреждением или которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Так, Минздрав России, Минтруд России, Минспорта России, Росреестр России включили компьютеры в перечень особо ценного движимого имущества независимо от его стоимости. Поэтому если указанные структуры наделили бюджетное учреждение компьютерами, то их списание необходимо согласовывать с учредителями.
- Если особо ценное движимое имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение вправе распоряжаться им самостоятельно (письмо Минфина России от 26.09.2012 № 02-06-10/3912). Согласование списания такого имущества с учредителем не требуется.
После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157).
О бухгалтерском учет списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.
Утилизация компьютерной техники
Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:
- вещества, опасные для окружающей среды, т. е. подпадающие под действие закона «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
- драгметаллы — благодаря драгоценной «начинке», на списываемый компьютер распространяется действие закона «О драгметаллах» от 26.03.1998 № 41-ФЗ, а также инструкций Минфина по специальному учету драгметаллов.
Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании. Необходимо передать их для утилизации лицензированной специализированной компании. Порядок утилизации следует обозначить и утвердить в комплекте документов на списание.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по общему правилу процесс списания компьютеров выглядит достаточно простым, то необходимость привлекать лицензированную компанию для утилизации может повлечь за собой и необходимость проведения дополнительной экспертизы оборудования специалистами утилизирующей компании.
О том, почему требуется контролировать отходы и как оформить акт инвентаризации отходов, читайте здесь.
Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?
Информацию о наличии в списываемом компьютерном оборудовании драгметаллов обычно можно найти в техпаспорте на это оборудование. В случае утери техпаспорта компании следует провести экспертизу на содержание драгметаллов. Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании.
Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что
- Их необходимо передать для утилизации соответствующим образом лицензированной компании.
- Утилизирующая компания должна быть не только лицензирована по деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, но иметь регистрационное удостоверение, выданное комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.06.1992 № 431).
Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание.
Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Списание компьютерной техники с учета оформляется актом на списание. Но списание с учета не отменяет утилизацию списанного оборудования. Списываемая компьютерная техника, как правило, содержит драгоценные металлы и относится к опасным отходам, поэтому ее утилизацией занимаются только организации, у которых есть разрешение на подобную деятельность.
Списание Оргтехники В Бюджетной Организации 2019г
Какие документы нужны для списания основных средств в бюджетном учреждении
Правильная работа бухгалтеров позволяет организации своевременно поставить на учет либо списать основные средства, в этом и заключается эффективность работы. Задача, которая стоит перед бухгалтером это правильное документальное оформление учета ОС и своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета движения (поступления, перемещения и выбытия) основных средств.Соответственно, списание основных средств осуществляется в установленном порядке.
Документы бухгалтерского учета Раскрыть список рубрик 1 сентября — 25 сентября Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц. сетях: НДС, страховые взносы, УСН 6%, УСН 15%, ЕНВД, НДФЛ, пени Отправляем письма с главными обсуждениями недели > > > Налог-налог 18 марта 2019 21311 Списание основных средств — документальное оформление этой процедуры проанализировано в нашей статье — требует крайне внимательного отношения к себе.
Какие документы нужны для списания основных средств в бюджетном учреждении
К основным можно отнести: Упорядочивание отражения всей информации — Упрощение формирования Статистических данных Возникает возможность получить полное и реальное представление О положении дел в конкретной организации Путем систематизации данных по основным средства Возможно снизить вероятность допущения ошибок – что позволит избежать возникновения вопросов со стороны налоговых органов Возможно на основании отчетности по амортизации ОС Принимать верные бизнес решения, соответствующим образом тратить средства на повышение производительности труда Само же списание позволяет решить следующие задачи: уменьшить расходы на содержание морально устаревшего имущества; оптимизация производства;
Остальным имуществом, находящемся на праве оперативного управления (в т.ч. недвижимым и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от деятельности, приносящей доход после изменения типа учреждения), автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух » версия для бюджетных , казенных и автономных учреждений В процессе эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются.
Списание автомобиля в бюджетной организации 2019 какие нужны документы
ПРЕЗЕНТАЦИЯ от EICPA. Любое имущество, в том числе автотранспортная техника, периодически подлежит списанию. Причины выбытия автомобиля с баланса учреждения могут быть разные: например, износ, утрата (хищение), безвозмездная передача. В статье мы рассмотрим порядок списания автомобиля и отражения данной операции в учете.
Какие и как их избежать? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева. определение технического состояния каждой единицы основных средств; оформление необходимой документации; получение разрешения на списание; демонтаж, разборку; утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации; списание с балансового (забалансового) учета.
Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях
Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.
Пример. Бюджетное учреждение оплатило и приобрело за счет бюджетного финансирования оборудование стоимостью 236000 руб. (из них 36000 руб. НДС) Расходы на доставку осуществленные транспортной организацией составили 11800 руб. (НДС – 1800 руб.). Оборудование введено в эксплуатацию.
Списание картриджей в бюджетной организации
Организация работы офиса, ее оптимизация — важная составляющая часть работы любой компании. И в эффективности этой работы не последнюю роль играет качество печати документов и затратность ведения документооборота. А если речь идет о бюджетном учреждении, то за каждый потраченный рубль необходимо строго отчитаться. Поэтому даже покупка, учет и списание картриджа для принтера нуждаются в тщательном контроле.
После того, как картридж учтен, его передают к установке. Манипуляция сопровождается списанием на основании акта о списании материальных запасов. Документ оформляется в соответствующей форме по ОКУД 0504230. Эту и другие формы первичных документов можно посмотреть в приложении к приказу Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н.
Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2019 году
В ПП 834 не установлены четкие критерии обязательного обследования ОС, подлежащих списанию, приглашенными экспертами. В нем сказано, что это необходимо, если в учреждении нет штатных сотрудников с необходимыми знаниями и навыками.
При списании техники в бюджетной организации нужно руководствоваться ведомственными приказами или нормативными актами субъектов РФ и муниципалитетов. Например, в приказе Минтруда от 27.08.2018 года № 556н утвержден список документов, представляемых на согласование. В пакете на списание ОС дороже 200 тыс. руб. должно быть заключение независимых экспертов.
Все нюансы процедуры оформления списания основных средств бюджетного, казенного учреждения, ООО: поэтапное документальное оформление, полезные советы
- Подробная диагностика объекта, подлежащего списанию;
- Оценка целесообразности дальнейшего применения объекта;
- Выяснение точных причин для дальнейшего списания технического объекта;
- Подготовка официальных актов о списании важных технических объектов ОС.
Свод правил списания основного баланса достаточно широк, их соблюдать не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Они регулируются на уровне действующего законодательства. Их тоже следует заранее изучить. При минимальном опыте необходимо более подробно рассмотреть реальные примеры из жизни.
Как списать основные средства бюджетного учреждения
Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.
Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.
Акт о списании основных средств по форме ОС-4
Чаще всего в комиссию включаются только штатные работники предприятия, но в некоторых случаях, это могут быть и сторонние эксперты, обладающие необходимыми знаниями и навыками для того, чтоб установить безвозвратную поломку, например, особо сложного оборудования.
Как правило, причинами списания является физический износ, моральное устаревание, неисправимая поломка, производственный брак и т.д., то есть, по сути дела, любые необратимые недостатки имущества, препятствующие его использованию.
Порядок списания автомобиля в бюджетной организации
Также сохранилось требование прежних лет: автомобиль должен поступать хоть и в нерабочем состоянии, но в полной комплектации. Проверьте перед тем, как списать авто в бюджетном учреждении, остались ли на месте двигатель, ходовая, шасси, сидения и рулевое управление. И еще один важный момент: собственник должен располагать правом собственности на авто. Внимание: в заявлении, которое вы напишете в ГИБДД (либо ответственное лицо от имени организации) необходимо указывать обязательно, что снятие с учета проводится именно с целью утилизации. Стоит также помнить, что пункты утиля принимают машины только при условии предоплаты услуг прессовочного оборудования, которая составляет 3000 рублей минимум. Перед тем, как списать автомобиль в бюджетном учреждении, взвесьте все «за» и «против», чтобы понять, нужна ли вам помощь.
Для начала необходимо договориться с выбранной организацией об особенностях и правилах передачи ТС для утилизации.
Сразу после ее выполнения организации необходимо выдать клиенту акт об утилизации, который будет подтверждать факт уничтожения ТС.
Образец списание основных средств в бюджетных учреждениях 2018
- Исследование технического состояния единицы ОС, возможности восстановления ее работоспособности, соответствия учетных характеристик фактическим.
- Формулирование основания для списания, если нет возможности восстановить ОС.
- При необходимости выявление виновных сотрудников, если причиной преждевременного списания объекта ОС послужили их действия или бездействие.
- Формирование перечня матценностей, которые могут образоваться при демонтаже; оценка их рыночной стоимости, отслеживание мероприятий, проводимых с драгоценными и цветными металлами, содержащимися в ОС.
- Оформление акта.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях
- ОКУД 0504104 — применяется для выбытия активов нефинансового сектора, исключая транспортные средства;
- ОКУД 0504105 — оформляется, когда списывается транспорт;
- ОКУД 0504143 — составляется для списания инвентаря;
- ОКУД 050414 — используется для списания пришедшей в негодность литературы.
По п. 11 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ под особо ценным понимается имущество, без которого функционирование предприятия было бы значительно затруднено. Перечень такого движимого имущества вводится органом-учредителем.
Последовательность списания основных средств
- изучить объект, учитывая все существующие требования, причем предмет данного мероприятия постоянно должен находиться в доступе;
- провести оценку возможностей для проведения восстановительных работ, чтобы вернуть прежние эксплуатационные характеристики;
- установить причины ликвидации (которую зачастую все-таки приходится осуществлять);
- установить виновников в случае предварительной ликвидации;
- оценить основные возможности дальнейшей эксплуатации каких-либо отдельных компонентов указанного оборудования.
Для всех этих целей создается специализированный документ «Списание ОС». Достаточно просто создать новый документ и указать причину списания, после чего выбрать компанию, счет списания и соответствующую статью расходов, которая должна указываться в соответствии с установленными правилами.
Бюджетный учет основных средств в 2018-2019 годах (нюансы)
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2018-2019 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.
Срок эксплуатации можно определить согласно классификатору ОС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, по максимальной границе для групп 1–9. А для ОС со сроком эксплуатации более 30 лет применяются нормы из постановления Совета министров СССР от 22.10.1990 № 1072. СПИ может пересматриваться при модернизации.
Порядок списания оргтехники
Учреждение произвело списание морально устаревшего и физически полностью изношенного оборудования (монитор компьютера), приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (остаточная стоимость — 7000 руб.). Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены детали, содержащие драгоценные металлы. В чистом виде их масса составила 40 г на сумму 4000 руб. Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов — 35 г на сумму 3500 руб. (в т. ч. НДС — 534 руб.).
При поступлении денежных средств на лицевой счет по приносящей доход деятельности учреждение должно перечислить указанные средства в доход федерального бюджета на счет 40101. В поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу» с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом. А в поле «Назначение платежа» указывается код 000 3 02 02010 01 0000 440 и основание перечисления: «Перечисление в доход федерального бюджета доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении».
Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году
На практике списание основных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с ведомственными инструкциями. Но формируются они главным образом на основе Положения о списании федерального имущества по постановлению Правительства России от 14.10.2010 № 834. Поэтому при определении правил списания основных средств в бюджетных учреждениях можно ориентироваться и на этот источник норм. К тем, что заслуживают наибольшего внимания, можно отнести следующие нормы Положения:
- дата, место составления документа;
- список присутствующих членов комиссии (их Ф. И. О. и должности);
- вопрос, стоящий на повестке заседания (например, «вопрос о списании основных средств»);
- сведения о лицах, которые были заслушаны, и о документах, которые были рассмотрены;
- сведения о результатах рассмотрения повестки («комиссия постановила списать»);
- сведения о результатах голосования за списание, которое должно быть поддержано большинством голосов (п. 9 Положения).
Списание компьютерной техники в бухгалтерском учете
Основания для списания компьютерной техники
Ликвидация, выбытие компьютерной техники происходит:
- из-за преждевременных повреждений, неисправностей, которые не подлежат ремонту;
- по причине морального либо физического износа.
Выбытие объекта (оргтехники), в том числе досрочное, означает списание цены выбывающей единицы. Установленный срок полезного действия для компьютеров определяется обычно 3 — 5 годами. По его окончании, чтобы на балансе не числилось оборудование, не используемое в деятельности организации, его списывают.
Общий порядок списания компьютерного оборудования
Списание по разным причинам оргтехники производится в определенной последовательности. В коммерческих структурах с этой целью формируется специальная комиссия из числа сотрудников (заместитель руководителя, главный бухгалтер, специалисты ИТР и др.). Ей проводится оценка компьютерной единицы, составляется заключение, на основании которого оформляется акт списания. Применяется унифицированная форма № ОС-4.
Для списания нескольких объектов (компьютерных единиц) оформляется типовая форма ОС № 46.
В бюджетных организациях для целей списания компьютерной техники формируется пакет документов (сообразно требованиям ГРБС). Затем его отправляют на согласование руководителю либо в ГРБС. Государственный распорядитель бюджетных средств может определяться по согласованию.
Порядок утилизации компьютеров при наличии драгметаллов
Компьютерная техника содержит разные элементы, включая драгметаллы и вредные вещества. Детальная информация по составу содержится в прилагаемом техническом паспорте. При потере технического паспорта возникает необходимость проведения дополнительной экспертизы на наличие драгметаллов в компьютере.
Если наличие данных составляющих в компьютерной единице подтверждено, то такую технику нужно отдавать на утилизацию организации, которая обладает компетенцией в решении этих вопросов. Утилизирующая организация должна иметь лицензию на данный вид деятельности и надлежащую регистрацию в Пробирной палате.
Данный порядок утилизации отображается в документации по списанию компьютерной техники. Траты, понесенные в связи с утилизацией оборудования, относят к внереализационным расходам при калькуляции налога на прибыль (Читайте также статью ⇒ Форма ОС-4. Заполняем акт на списание основных средств в 2019 году).
Бухгалтерские записи по списыванию компьютерного оборудования
Применяемый на сегодня порядок списания оргтехники обязателен для исполнения. Все сопутствующие действия должны документироваться и отображаться в учете по выбытию объекта.
Основные счета для фиксирования операций — 08 (Вложения во внеоборотные активы) и 01 (ОС), 010 (износ ОС). К ним по необходимости открываются счета второго порядка (при проведении ремонта, модернизации и др.). Так, для учета выбытия оргтехники создается счет второго порядка 01.2 (Выбытие ОС). По ДТ указанного субсчета отображают цену ликвидируемой компьютерной единицы, а по КТ — накопившуюся амортизацию.
- ДТ 01 КТ 08 — принятие к учету объекта (изменение его первоначальной цены);
- ДТ 01 КТ 83 — изменение первоначальной цены объекта в случае его переоценки;
- ДТ 01.2 КТ 01.1 — первоначальная цена объекта при его выбытии списана;
- ДТ 02 КТ 01.2 — списание накопленной амортизации при выбытии;
- ДТ 10 КТ 91.1 — учтены детали с драгметаллами, которые получены при выбытии объекта;
- ДТ 08 КТ 10 — списываются компьютерные комплектующие.
При организации учета по выбытию компьютерной техники (ОС) следует руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г. в ред. от 8.11.2010).
Распространенные ошибки при учете выбытия компьютерной техники
Неточности, ошибки, допускаемые при ведении учета ОС (оргтехники), существенно влияют на истинность бухгалтерской отчетности и экономических результатов. Наиболее частыми среди них являются:
- безосновательное списание;
- некорректность по корреспонденции счетов при отображении выбытия объекта (оргтехники);
- нарушение сроков по оприходованию поступившей компьютерной единицы (запчастей);
- продление срока полезного использования с искажением итогов экономической деятельности и др.
Подобные виды ошибок признаются нарушением правил ведения бухгалтерского учета
(описание)
причина — неправильное определение срока полезного использования объекта (компьютерной техники);
следствие — искажение ежемесячной амортизации, себестоимости продукции (работ, услуг)
заканчивают начислять ее с первого месяца, который идет после выбытия техники либо абсолютного покрытия ее стоимости;
срок полезного пользования компьютерной техники может устанавливаться главой организации;
все траты, увеличивающие первоначальную цену, учитывают на счете 08;
компьютер стоимостью до 40 000 руб. учитывают в составе материальной трат, больше 40 000 руб. — в числе ОС;
ИТ- компании вправе учесть любой компьютер в материальных тратах, причем его цену через амортизацию им можно не списывать
В зависимости от степени тяжести нарушения, обязанное лицо могут привлечь к дисциплинарной, административной ответственности сообразно соответствующим статьям ТК РФ и КоАП РФ (Читайте также статью ⇒ Приказ на списание объектов основных средств в 2019).
Пример 1. Бухгалтерские записи по поступлению — выбытию компьютера до наступления установленного срока
Организация приобрела персональный компьютер, который был учтен целым блоком. Спустя некоторое время он пришел в негодность. В результате неисправную компьютерную единицу списали ранее требуемого срока.
Бухгалтерия зафиксировала операции: цена покупки, НДС с ее стоимости и к вычету, покупка в составе ОС, начисление амортизации и собственно списание неисправной техники (начальная стоимость, износ, ущерб).
ДТ 19 КТ 60 — НДС со стоимости приобретения;
ДТ 01 КТ 08.4 — приобретение в состав ОС;
ДТ 68 (НДС) КТ 19 — НДС к вычету;
ДТ 26 КТ 02 — амортизация (на каждый месяц)
ДТ 02 КТ 47 — начисленный износ;
ДТ 80 КТ 47 — ущерб от выбытия недоамортизированной компьютерной единицы
Пример 2. Списание материнской платы вследствие морального износа при проведении модернизации компьютера
Организация производит замену устаревшей материнской платы на усовершенствованную деталь. Новая деталь приобреталась в специализированном компьютерном салоне. Там же производилась замена платы. В этом случае имеет место модернизация компьютерной техники, т. к. целевое назначение замены платы — улучшение функционала и технических характеристик компьютера.
Бухгалтерия отображает покупку новой платы, траты на ее замену (оплату работ сторонней организации). Материнская плата по причине ее физического износа списывается. Первоначальная цена компьютерной единицы повышается за счет проведенной модернизации.