Как списать медикаменты в бюджетной организации

В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам. Медикаменты с аптечного склада передаются старшей медсестре по требованию-накладной. Проверяющие указали, что в бухгалтерском учете необходимо видеть остатки старшей медсестры и остатки на посту. При этом фактически остатки числятся на старшей медсестре, как на материально ответственном лице. Как ведется учет медикаментов в бюджетном учреждении от старшей медицинской сестры на пост? Как оформляется выбытие медикаментов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

Обоснование вывода:
При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:
— Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
— Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
— Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).
Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747), которая не утратила в настоящее время свою силу. Например, опираясь на положения Инструкции N 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения (смотрите, например, письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
Отметим, что следует различать бухгалтерский и «специальный» учет медикаментов.
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медицинским учреждением согласно ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747.
Пунктом 45 Инструкции N 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства — 5-дневной, наркотические лекарственные средства — 3-дневной, все остальные — 10-дневной (п. 19 Инструкции N 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 Инструкции N 747).
Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений Инструкций NN 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
При этом важным является вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.
При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые.
Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.
При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
— потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
— имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги.
Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медицинской сестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке абзаца 1 п. 37 Инструкции N 174н.
Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ (п. 34 Инструкции N 157н). Таким Актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н). То есть документы по «специальному» учету медикаментов.
Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета медикаментов на счете 105 01, переданных старшей медицинской сестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица — старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, «медикаменты на посту». Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медицинской сестрой. Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается учреждением и закрепляется в рамках формирования его учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.
На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 0 105 01 340 (Медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (Медикаменты у старшей медсестры) — отражены выданные на пост медикаменты;
2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (Медикаменты, выданные на пост) — отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.

Читать еще:  Как регистрировать приказы в организации

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

27 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

основания для списания медикаментов

основания для списания медикаментов

BorisG сказал(-а): 04.05.2012 13:52

Аноним сказал(-а): 07.05.2012 19:35

BorisG сказал(-а): 10.05.2012 17:20

Аноним сказал(-а): 10.05.2012 17:54

BorisG сказал(-а): 10.05.2012 23:33

BorisG сказал(-а): 14.05.2012 08:06

Аноним сказал(-а): 16.05.2012 17:20

интересно. у нас деятельность образовательная,которой предусмотрено обеспечение студентов медпунктом и пунктом питания.

выходит и на производство булочек брать лицензию?

а так- мед.фельдшер из поликлинники на 0,25 ставки по договору на мед услуги по косгу 226 и площадь им предоставляем по договору сотрудничества (за аренду не платят), медикаменты по приносящей доход дятельности сами приобретаем -билась с поликлиникой -ни в какую- даже спирт не дают фельдшеру , а уж спирт то -он =огого. какой ответственный учет требует)))

в штате нет ни медиков ни ..поварих)))

и как жить дальше.

BorisG сказал(-а): 18.05.2012 07:54

Nephila сказал(-а): 21.05.2012 09:12

интересно. у нас деятельность образовательная,которой предусмотрено обеспечение студентов медпунктом и пунктом питания.

выходит и на производство булочек брать лицензию?

а так- мед.фельдшер из поликлинники на 0,25 ставки по договору на мед услуги по косгу 226 и площадь им предоставляем по договору сотрудничества (за аренду не платят), медикаменты по приносящей доход дятельности сами приобретаем -билась с поликлиникой -ни в какую- даже спирт не дают фельдшеру , а уж спирт то -он =огого. какой ответственный учет требует)))

в штате нет ни медиков ни ..поварих)))

BorisG сказал(-а): 21.05.2012 10:33

BorisG сказал(-а): 21.05.2012 10:40

Nephila сказал(-а): 21.05.2012 14:52

skit50 сказал(-а): 05.10.2012 11:13

Nephila сказал(-а): 05.10.2012 20:29

topalov сказал(-а): 07.10.2012 00:27

topalov сказал(-а): 07.10.2012 00:33

BorisG сказал(-а): 07.10.2012 19:32

Это отнюдь не смешные доки. А, как правильно сам и отметил, руководящие нормативные документы. Наплевательсви относиться к которым, как ты предлагаешь, явно не стоит.

Увы, это бред.
Любое применение лекарственного средства — это согласно закону — обращение лекарственных средств со всеми вытекающими из этого факта последствиями.
То, что лицензирующие и контрольные органы в этом направлении пока почти не рабюотают — это другой вопрос. В основном вопрос времени и «специфики» работы этих органов. Почему «специфика» в кавычках — это тоже другой вопрос.
По крайней мере лекарства из аптечек уже убрали. И за частные учреждения тоже потихоньку берутся. До государственных руки врядли скоро дойдут.

topalov сказал(-а): 07.10.2012 21:05

skit50 сказал(-а): 08.10.2012 06:04

skit50 сказал(-а): 08.10.2012 06:05

topalov сказал(-а): 09.10.2012 00:21

Списываются по ФОРМА 2-МЗ ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРЕДМЕТНО-КОЛИЧЕСТВЕННОМУ УЧЕТУ.

Предметно-количественный учет лекарственных средств ведется в книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница .

Материально ответственные лица ведут учет медикаментов в книге (ф. 0504042) или карточке (ф. 0504043) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Аноним сказал(-а): 10.11.2012 12:32

Статья 58. Хранение лекарственных средств
1. Хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность ИЛИ ЛИЦЕНЗИЮ НА МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.

А как Вам эта нормативка? Чушь Вы порете «уважаемый».

Как списать медикаменты в бюджетной организации

Дата публикации 11.06.2015

На основании каких документов должны списываться в бухгалтерском учете бюджетного учреждения лекарственные препараты, используемые для обеспечения деятельности учреждения, при отсутствии аптеки? У нас ведется предметно-количественный учет дорогостоящих (свыше 800 руб.) препаратов, остальные списываются общей суммой в конце того месяца, в котором их приобрели. Правильно ли это?

Читать еще:  Какие отношения в организации регулируются коллективным договором

Это неправильно. Инструкция, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее Инструкция № 157н) не содержит никаких облегченных норм специально для учета «лекарственных препаратов при отсутствии аптеки». Для всех видов материальных запасов (кроме товаров и готовой продукции для продажи) установлены единые нормы ведения учета.

В соответствии с п. 101 Инструкции № 157н единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.

Если медикаменты списываются общей суммой в конце того месяца, когда их приобрели (вне зависимости от их фактического расходования), не приходится говорить ни о каком «надлежащем контроле за их наличием и движением».

Согласно п. 108 Инструкции № 157н выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.

Выполнить требования этого пункта Инструкции № 157н невозможно без количественно-суммового учета материальных запасов.

В соответствии с п. 119 Инструкции № 157н аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

Если медикаменты списываются общей суммой в конце того месяца, когда их приобрели (вне зависимости от их фактического расходования), – нарушено требование об «аналитическом учете по наименованиям и количеству».

В соответствии с п. 119 Инструкции № 157н материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Если медикаменты списываются общей суммой в конце того месяца, когда их приобрели (вне зависимости от их фактического расходования), значит, материально ответственные лица не ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Согласно п. 36 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н) выбытие материальных запасов производится на основании следующих первичных учетных документов:

  • Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
  • Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Порядок списания медикаментов в бюджетных учреждениях

Списание медикаментов в бюджетных учреждениях имеет особенности в документальном оформлении, а в бухгалтерском учете производится по правилам, применяемым к остальным материалам. В этой статье рассмотрим основные вопросы, связанные с данной темой.

Документальное оформление списания медикаментов

Действующим НПА, который регламентирует учет лекарственных средств в медицинских бюджетных учреждениях (БУ), является инструкция, утвержденная приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.

Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй — у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы. На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

  • книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ):
  • ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ).

Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 — для учреждения, 2 — для поставщика) и 5 экземпляров (2 — для учреждения, 3 — для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

Бухгалтерский учет списания медикаментов

Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

  • по фактической стоимости единицы;
  • по средней фактической стоимости.

Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

Сср = (Сн + Сп) / (Кн + Кп),

Сср — средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;

Сн — стоимость медикаментов на начало месяца;

Сп — стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;

Кн — количество медикаментов на начало месяца;

Кп — количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

Пример расчета средней фактической стоимости ищите в статье «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Перечень проводок, которыми отражается списание медикаментов в БУ, можно посмотреть в таблице.

Подробную информацию об учете медикаментов в БУ ищите в статье «Учет медикаментов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Учет медикаментов требует особого внимания. Он оформляется строго регламентированными документами, которые должны проверяться и контролироваться не только бухгалтером учреждения, но и руководителем.

Читать еще:  Как узнать численность сотрудников организации

Учет и списание медикаментов в госучреждениях

Лекарственные средства – особый вид материальных запасов. Организацией их учета занимается не только Минфин, но и Минздрав. Мы расскажем, к каким медикаментам предъявляются особые требования и как вести бухучет в медучреждении.

Проверьте, правильно ли вы учитываете медикаменты, чтобы не нарушать условия медицинских лицензий и бухгалтерских инструкций.

Кто ведет учет медикаментов

Медикаменты в госучреждениях в зависимости от особенностей учета подразделяются на две категории:

  • лекарственные средства, в отношении которых федеральные законы, приказы Минздрава выдвигают требования о предметно-количественном учете и дают четкие указания о его организации;
  • лекарственные средства и перевязочные материалы, к которым такие требования не предъявляются.

Медикаменты из первой группы должны учитывать:

  1. Производители (фармакологические компании).
  2. Продавцы (аптеки).
  3. Потребители (медицинские учреждения).

Это требование ст.58.1 61-ФЗ от 12.04.2010 года.

В отношении второй группы никаких специальных требований не выдвигается. Учет организовывается в соответствии с бухгалтерскими инструкциями и федеральными стандартами.

Закупка медикаментов

Казенным и бюджетным учреждениям покупать медикаменты и перевязочные средства нужно в порядке, установленном Законом о контрактной системе. Исключение – закупки бюджетных учреждений за счет средств платной деятельности, которые проводят по Закону № 223-ФЗ.

Автономные и бюджетные учреждения, которые закупают товары, работы и услуги по Закону № 223-ФЗ, порядок закупки медикаментов определяют самостоятельно и закрепляют его в своем Положении о закупке (письмо Минэкономразвития от 26.04.2017 № Д28и-1865).

Какие медикаменты нужно учитывать

Перечень лекарственных средств, подлежащих обязательному предметно-количественному учету, содержится в Приказе Минздрава 183н от 22.04.2014 года. В нем выделены следующие группы медикаментов:

  • содержащие наркотические и психотропные вещества;
  • содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества;
  • комбинированные, состоящие из малых частей наркотических или психотропных компонентов в сочетании с другими фармакологически активными веществами;
  • иные.

Поскольку в сфере фармакологии происходит непрерывное движение, появляются новые препараты, снимаются с производства старые, утвержденный Минздравом перечень должен регулярно корректироваться. Порядок включения в список новых препаратов прописан в Приказе Минздрава 30н от 20.01.2014 года.

Сложность заключается в том, что учет медикаментов в бюджетных учреждениях в 2018 году ведется в соответствии с Инструкцией 157н, а также с новым федеральным стандартом «Концептуальные основы бухучета и отчетности». Лекарственные и перевязочные средства (счет 0 105 31) тоже относятся к МЗ, поэтому на них распространяются общие правила.

Но существует еще Инструкция от 02.06.1987 года № 747, в которой, например, говорится, что в отношении всех остальных лекарственных средств (не входящих в перечень) применяется суммовой учет. Это противоречит требованиям п.119 Инструкции 157н о том, что аналитический учет МЗ ведется по группам, видам, наименованиям, сортам и количеству. К тому же, суммовой учет делает невозможным получение достоверной информации о движении МЗ по отдельным наименованиям, а в некоторых случаях приводит к нарушениям.

В письме Минфина от 25 марта 2016 г. N 02-07-10/17036 учреждениям разрешается вести суммовой учет в том случае, если количественный ведется в месте хранения – аптеке. Для медучреждений, не имеющих аптек, количественно-суммовой учет обязателен. Остальные вправе принимать решение самостоятельно. Важное разъяснение в письме: по разным видам МЗ (продукты, лекарства, ГСМ) могут быть разные способы учета. Порядок учета медикаментов в бюджетном учреждении здравоохранения нужно закрепить в Учетной политике. В соответствии с п. 100 Инструкции157н следует выбрать учетную единицу: номенклатурный номер, партия, однородная группа.

Как вести количественный учет

Для препаратов из перечня Минфина учет ведется по каждому наименованию, дозировке, форме выпуска и т.д. Все операции, приводящие к изменению их количества, регистрируются в специальных журналах.

Правила ведения учета для наркотических, психотропных и комбинированных средств определены ПП от 04.11.2006 года № 644. Заполнять журнал обязаны должностные лица, уполномоченные приказом руководителя. Запись должна вноситься в день совершения операции. Подробнее про учет и хранение наркотических, психотропных, ядовитых и сильнодействующих препаратов читайте в инструкции

Для остальных медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету, предназначены другие журналы, форма которых утверждена приказом Минздрава от 17.06.2013 года №378:

  • для аптек – в приложении №1;
  • для медучреждений – в приложении №2.

Для каждого наименования (с учетом формы и дозировки) ведется отдельный лист (разворот) в журнале. Все операции, которые в него заносятся, должны быть подтверждены документами. Допускается электронная форма журнала с ежемесячной распечаткой и брошюровкой по каждому наименованию. Нельзя суммировать приход по нескольким документам даже при единовременном поступлении. В журнал вносятся сведения по каждому приходному документу. Для некоторых препаратов есть возможность упрощенного учета. Например, разрешено вносить записи о расходе диэтилового эфира раз в месяц при условии, что его оборот в учреждении не превышает за этот период 10 кг.

Внутренний контроль достоверности учета осуществляется ежемесячно. Уполномоченный сотрудник (чаще всего бухгалтер) сверяет остаток препарата по журналу, по бухучету и фактическое наличие. Отметка о проведенной инвентаризации должна быть в журнале. В ПП 644 и приказе 378 подробно расписаны условия и сроки хранения журналов, порядок их уничтожения.

Бухучет и налогообложение

Все обязательные журналы по медикаментам, входящим в перечень, ведутся параллельно со стандартным документооборотом, установленным для отражения поступления, перемещения и выбытия лекарственных средств в учреждении. Порядок организации бухучета при наличии аптеки представлен в таблице.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector