Как списать деревья с баланса бюджетной организации

Деревья, кустарники, цветы на территории учреждения: учет и налогообложение

Случается, что ревизор не может найти в учреждении никаких нарушений. И вот проверяющий выходит на улицу и. видит «три тополя» и несколько кустарников. Сразу же следует вопрос: «А учтены ли у вас многолетние насаждения?». И если ответ отрицательный, ревизор с чувством выполненного долга пишет замечание в акт проверки.

Чтобы такой вопрос проверяющего не застал вас врасплох, «пройдитесь» по списку объектов, которые находятся на территории вашего учреждения. Числятся ли они в учетных регистрах? Правильно ли они учтены?

Самое главное правило – не все деревья и кустарники надо учитывать как многолетние насаждения на счете счет 101 08 «Прочие основные средства». Зачисляйте насаждения в состав основных средств только в том случае, если ваше учреждение несло затраты на их создание или же эти затраты были переданы вам какой-нибудь организацией (п. 43 Инструкции № 157н).

Если деревья растут на территории уже много лет и никаких вложений в их посадку не было, учитывайте растения за балансом. Чтобы не спорить с ревизорами, предусмотрите для этого в учетной политике специальный забалансовый счет. А в документах пишите о таких растениях как о «лесе, исторически произрастающем на закрепленном за учреждением земельном участке» – это выражение из письма Минфина России от 27 октября 2015 г. № 02-05-10/61628.

Учитывайте многолетние насаждения по площадям – инвентарный номер присваивайте совокупности насаждений на определенной площади (п. 43 Инструкции № 157н). Инвентарный номер на каждой березе – это, конечно, перебор. Хотя в некоторых учреждениях бывает и такое.

Стоимость посадочного материала однолетних растений, травы и цветов списывайте на расходы по благоустройству территории. Но не забывайте учитывать в составе основных средств отдельные объекты благоустройства, например, оборудованную в качестве малой архитектурной формы клумбу.

Все подробности об учете объектов благоустройства вы можете найти в Энциклопедии решений «Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Налог на имущество надо платить по тем насаждениям, которые учтены в составе основных средств. Впрочем, для движимых вещей, принятых на учет с 1 января 2013 года, в этом году предусмотрены льготы (п. 25 ст. 381 Налогового кодекса). Многолетние насаждения относятся к движимым вещам (ст. 130 Гражданского кодекса, письмо Минфина России от 11 января 2017 г. № 03-05-05-01/314). Так что, если нет региональных льгот, в 2017 году налог на имущество надо платить только по принятым на учет до 1 января 2013 года многолетним насаждениям.

Обратите внимание! В следующем году в составе основных средств будет предусмотрена специальная группа «Многолетние насаждения» (п. 7 Федерального стандарта «Основные средства»). А значит, ревизоры еще внимательнее будут проверять, насколько корректно учтены такие активы в учреждении.

Акт утилизации мебели в бюджетном учреждении

Мебель в бюджетном учреждении, утратившая свою функциональность, должна быть списана и утилизирована. Для проведения процедуры, как правило, создается специальная комиссия. По итогам составляют акт утилизации мебели. Какую информацию он должен содержать, рассмотрим в статье.

Причины списания мебели

Мебель списывают и утилизируют, если она пришла в негодность, например:

  • физическая деформация каркаса;
  • физическая деформация механизмов (роликов, петлей, механизма для выдвижения ящиков);
  • физический износ обивки;
  • сколы, трещины;
  • деформация в результате намокания.

Перед тем как списать мебель, сначала нужно установить ее непригодность к использованию. Для этого специальная комиссия проводит осмотр и делает заключение, в котором указывает перечень непригодных предметов.

Порядок проведения утилизации

Бюджетное учреждение, списывая мебель, может руководствоваться таким документом, как Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.

Согласно этому документу вывоз мебели должен осуществлять региональный оператор, либо сама организация доставляет ее к месту складирования и утилизации. Учреждение также может утилизировать объекты самостоятельно. Порядок процедуры должен быть описан в локальных нормативных актах учреждения. Как правило, он следующий:

  1. Приказом руководителя назначается комиссия для выявления нефункциональной мебели. Такая комиссия может быть сформирована единожды либо ее собирают для каждого случая.
  2. Комиссия подготавливает список объектов для списания и утилизации.
  3. Руководитель издает приказ о списании и утилизации мебели. В нем указывают сроки, перечень объектов, способ утилизации: самостоятельно либо с помощью специальной организации.
  4. Происходит списание. Составляют соответствующий акт.
  5. Происходит утилизация. Составляют акт утилизации либо акт передачи объектов ОС для утилизации определенной компании.

Составляем акт утилизации мебели в бюджетном учреждении

Унифицированной формы такого документа не разработано. В бюджетном учреждении составляют его самостоятельно, но необходимо учесть, что на документе должны быть размещены обязательные реквизиты. Их перечень можно найти в п. 2 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» №402 от 6 декабря 2011 года. Бумагу также нужно будет утвердить локальными нормативными актами. Это требование прописано в п. 6 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина №157н от 1 декабря 2010 года.

Итак, какая информация должна быть указана в шапке акта утилизации мебели:

  1. Полное наименование бюджетного учреждения.
  2. Графы для внесения утверждения руководителем учреждения или его подразделения. Здесь указывают должность, ФИО руководителя. Он расписывается и проставляет дату. Заполнять эти графы необходимо в последнюю очередь.
  3. Наименование документа, его номер.
  4. Место и дата его составления.

В основной части должна быть следующая информация:

  1. Основание для проведения утилизации. Тут указывают реквизиты приказа руководителя о проведении процедуры.
  2. Дата и время утилизации.
  3. Состав комиссии: должности и ФИО.
  4. Должность и ФИО материально ответственного лица.
  5. Списанные и утилизированные объекты. Данные сведения можно разместить в таблице с такими графами: порядковый номер, наименование, инвентарный номер, год выпуска, единицы измерения, количество, причина утилизации.
  6. Каким способом была проведена утилизация.
  7. Отметка, что работы выполнены в полном объеме, пригодных элементов в утилизированном сырье нет. Если мебель передается сторонней компании для проведения утилизации, то это отражают в акте.
  8. Какие детали остались для дальнейшего оприходования, по какому документу они оприходованы — нужно указать реквизиты.

Далее председатель и члены комиссии ставят свои подписи, последним расписывается руководитель с графе для утверждения документа.

Важно! Хранить акт утилизации мебели и в целом основных средств нужно в течение 5 лет после отчетного периода.

Об утилизации мебели

П. 5.38 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», гласит, что утилизация отходов – это деятельность, при которой отходы используются на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение вторичного применения или переработки тех объектов, которые были списаны.

При утилизации перерабатывают отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и т.д. или те, у которых кончился срок службы. Следовательно, понятие «утилизация» означает дополнительную переработку отходов производства или потребления. Поэтому особенности заключения договора будут зависеть от состава операций, осуществляемых подрядчиком.

Если списанные офисные кресла подлежат дальнейшей переработке (например, если они были изготовлены из пластмасс, подлежащих утилизации), то учреждение заключает с подрядчиком контракт на вывоз и утилизацию отходов. Если обязанности сторонней компании ограничиваются погрузкой, транспортировкой и выгрузкой отходов, то в данном случае заключается договор на вывоз отходов.

Читать еще:  Какие организации относятся к субъектам среднего предпринимательства

Что делать с ошибками с акте

Текст документа должен быть написан с использованием делового стиля, никаких ошибок быть не должно. Однако при обнаружении фактической ошибки, например, поставлена неверная дата или инвентарный номер, надо исправить ее с использованием стандартного порядка действий. Сначала нужно аккуратно зачеркнуть ошибку, затем указать рядом или сверху правильный вариант, поставить отметку «Исправленному верить», дату и подпись. С исправлениями должны быть ознакомлены все члены комиссии.

Как списать деревья с баланса бюджетной организации

Документальное оформление процедуры списания многолетних насаждений зависит от формы собственности, зафиксированной в уставных документах предприятия

Порядок списания государственного имущества установлен. Положением о порядке списания государственного имущества, утвержденным. Нака30м. Фонда государственного имущества Украины от 28 ноября 2005 № 3045 (далее. Положение № 304 45).

Согласно п. 6. Положения № 3045 списанию подлежит имущество (многолетние насаждения), которая отвечает следующим критериям:

а) уничтожены (выявлено в результате инвентаризации как недостача), морально устаревшее или физически изношено имущество, непригодное для дальнейшего использования предприятием (в том числе в связи со строек вом, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятия)

б) повреждения вследствие аварии или стихийного бедствия (при условии, что восстановление его невозможно и / или нецелесообразно);

в) которое не может быть в установленном порядке отчуждено, бесплатно

передано другим государственным предприятием, учреждениям или организациям или к которому не могут быть определены другие способы управления

Списание многолетних насаждений государственных предприятий, в том числе переданных в аренду, осуществляется непосредственно предприятием после получения согласования. Министерства аграрной политики Украины

С целью комплексного, научно обоснованного подхода к применению процедур отчуждения (списание) многолетних насаждений. Нака30м № 633 от 15 ноября 2005. Министерством аграрной политики Украины создана постоянно действующая комиссия по списанию многолетних насажденийь.

Для рассмотрения вопроса о списании многолетних насаждений субъекты хозяйствования к постоянно действующей комиссии по списанию многолетних насаждений. Минагрополитики подают:

1 обращение субъекта хозяйствования относительно списания многолетних насаждений

2 ходатайства местных органов государственной власти

3. Техника-экономическое обоснование целесообразности списания многолетних насаждений и направления использования средств

4. Сведения о стоимости многолетних насаждений, предлагаемых к списанию согласно данным бухгалтерского учета на дату оценки

5 акт инвентаризации многолетних насаждений, предлагаемых к списанию

6 акт на списание многолетних насаждений по установленной специали30ваною форме

Решение о предоставлении разрешения на списание многолетних насаждений принимается на заседании постоянно действующей комиссии. Минагрополитики заседания прилагается к согласованию на списание многолетних наса ведь не и направляется на предприятияхо.

Для определения непригодности многолетних насаждений и установления невозможности и / или неэффективности их использования, а также для оформления документации на списание многолетних насаждений непосредственной дньо на предприятии создается комиссии.

Комиссия создается нака30м руководителя предприятия в составе:

председателя комиссии — руководителя или его заместителя — и членов комиссии:

— главного бухгалтера или его заместителя;

— лиц, на которых возложена ответственность за сохранность имущества; работников инженерных, технических, технологических и других служб предприятия, которые хорошо знают объект основных средств

Комиссия по списанию многолетних насаждений

— проводит инвентаризацию многолетних насаждений, предлагаемых к списанию, и по ее результатам составляет акт по установленной форме;

— устанавливает экономическую (техническую) целесообразность или нецелесообразность восстановления и / или дальнейшего использования многолетних насаждений и вносит соответствующие предложения;

— устанавливает конкретные причины списания многолетних насаждений: уничтожение, физический износ, реконструкция и прочее;

— устанавливает возможность использования отдельных материалов уничтоженных многолетних насаждений, подлежащих списанию, и обеспечивает контроль за проведением их оценки;

— составляет. Акт на списание многолетних насаждений (ф №. ДБАСГ-3)

В. Акте на списание многолетних насаждений указываются данные, характеризующие объект:

первоначальная стоимость (переоценка);

— сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета;

экономическая (техническое) нецелесообразности и / или невозможность их восстановления

Протокол заседании комиссии,. Акт инвентаризации и. Акт на списание многолетних насаждений (ф №. ДБАСГ-3) утверждаются руководителем предприятия

Документальное оформление процедуры списания многолетних насаждений, переданных в общую долевую собственность осуществляется исходя из положений. Рекомендаций по использованию имущества, находящегося в спи ильний долевой собственности, утвержденных. Нака30м. Министерства аграрной политики Украины от 9042001 р № 97, и. Примерного положения о фонде воспроизведения арендованных основных средств, утвержденного. Нак а30м. Министерства аграрной политики Украины от 01072003 г № 21р.№210.

В случае, если многолетние насаждения стали непригодными для использования в силу износа или других причин, независимых от арендатора, они подлежат списанию по согласованию сторон. Соглашении сторон оформлю юеться письменно в соответствии с договором аренды или как отдельное соглашение. Этот документ является своего рода соглашением сторон об изъятии объекта из состава арендованного имущества и определение условий использования м атериальних ценностей, полученных от его списания. После достижения согласия между сторонами о списании объектов многолетних насаждений осуществляются процедуры их ликвидации (раскорчевыванияня).

Ликвидация многолетних насаждений оформляется. Актом на списание многолетних насаждений (ф №. ДБАСГ-3)

Данный акт составляет комиссия, в состав которой должны входить представители арендатора и уполномоченное лицо от совладельцев (арендодателей), а также представитель комиссии по организации решения имущественных вопросов нь, возникающих в процессе реформирования аграрного сектора экономики. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у арендатора, другой — у арендодателя, как подтверждаемый документ о сми на состава и стоимости арендованного имущества. При этом сразу необходимо внести изменения в перечень имущества, арендуемого у совладельцев, который является приложением к договору и. Акта приемки-передачи арендованного имуществна.

Как документально оформляется процедура списания многолетних насаждений вследствие действия форс-мажорных обстоятельств?

Процедура ликвидации многолетних насаждений вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) начинается при наличии соответствующих выводов, подтвержденных:

— торгово-промышленной палатой Украины — о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории Украины;

— решением. Президента Украины о введении чрезвычайной экологической ситуации в отдельных местностях Украины, утвержденным. Верховной. Радой Украины, или решением. Кабинета. Министров Украины о опреде. Ання отдельных местностей Украины пострадавшими от наводнений, пожара и других видов стихийного бедствия

— заключениями других органов, уполномоченных согласно законодательству

удостоверять форс-мажорные обстоятельства (научных и проектных организаций»Укрдипросад»справок. Центров по гидрометеорологии и других подтверждаемых документов). При наличии указанных документе ей, а также согласование комиссии по списанию многолетних насаждений. Министерства аграрной политики Украины (в случае, если владельцем многолетних насаждений является государственное предприятие) предприятие имеет право списывать погибшие насаждения насадження.

Процедура списания многолетних насаждений оформляется. Актом на списание многолетних насаждений (ф №. ДБАСГ-3)

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Как отразить в учете деревья, кустарники и цветы, посаженные на прилегающей территории

Весной и летом многие организации и предприниматели проводят работы по озеленению территории возле магазинов, офисов и других зданий производственного назначения. Чтобы правильно отразить такие затраты в учете и начислить налоги, бухгалтеру нужно ответить на ряд важный вопросов. Можно ли списать стоимость посадки в налоговом учете? Допустимо ли вычесть «входной» НДС? В каком случае насаждения необходимо включить в состав основных средств и что делать, если несколько растений погибнут до окончания срока полезного использования? Обо всем этом рассказано в настоящей статье.

Читать еще:  Как внести изменения в устав некоммерческой организации

Можно ли признать затраты в налоговом учете

Огромное количество компаний и предпринимателей тратят собственные деньги на озеленение территории вокруг офисов, складов и других служебных зданий. Вправе ли они списать стоимость растений и посадочных работ на расходы в налоговом учете? Этот вопрос был и остается одним из самых спорных.

Чиновники неизменно занимают «запрещающую» позицию. Минфин России регулярно выпускает письма, в которых заявляет, что затраты на благоустройство прилегающей территории никак не связаны с деятельностью, направленной на получение доходов. Как следствие, признать такие суммы в текущих издержках невозможно. Если же насаждения относятся к основным средствам, то амортизировать их нельзя на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ. Очередной раз подобные разъяснения были даны в недавнем письме от 01.04.16 № 03-03-06/1/18575 (см. «Минфин: расходы на благоустройство территории не уменьшают налогооблагаемую прибыль»).

Однако суды нередко высказывают противоположную точку зрения. Примером служит постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.11 № А32-53267/2009. В нем подчеркивается, что работы по озеленению направлены на получение прибыли, и их можно включить в текущие затраты.

Что касается подпункта 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ, то он допускает толкование, отличное от трактовки чиновников. Напомним: согласно данной норме не подлежат амортизации «объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты». Отсюда многие специалисты делают вывод, что запрет на амортизацию относится лишь к объектам, профинансированным за счет бюджетных средств. Если же налогоплательщик оплатил посадки из «своего кармана», то амортизацию можно начислить. Именно такую позицию поддержали судьи (постановление ФАС Московского округа от 05.12.12 № А40-47856/10-107-250).

Добавим, что шансы на победу возрастают у тех организаций и ИП, кто произвел посадки не добровольно, а по настоянию надзорных органов (например, местной администрации, комитета по благоустройству, Госстройндзора и проч.). Наличие документа, содержащего соответствующие предписания, служит огромным подспорьем в спорах с налоговиками.

Но если подобное предписание отсутствует, налогоплательщику, на наш взгляд, необходимо взвесить все «за» и «против», прежде чем решиться на списание расходов. Дело в том, что претензии со стороны инспекторов практически неизбежны. И если речь идет о незначительной сумме, то отказ от затрат хоть и приведет к увеличению суммы налога, но позволит сэкономить время и силы на судебное разбирательство.

Вычет «входного» НДС

Специалисты Минфина возражают и против вычета «входного» НДС при озеленении территории. Они полагают, что у организаций и предпринимателей нет права на вычет, поскольку растения не используются в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Это означает, что требования пункта 2 статьи 171 НК РФ не выполнены, и вычет невозможен. Такие выводы содержатся, в частности, в письме Минфина от 18.10.11 № 03-07-11/278. Но если озеленение было проведено по предписанию контролирующих инстанций, то НДС можно вычесть. Так, одна столичная компания смогла доказать свою правоту в суде, предъявив в качестве аргумента заключение Москомархитектуры. В нем говорилось, что условием для принятия здания в эксплуатацию является озеленение прилегающей к нему территории. Судьи подтвердили: при подобных обстоятельствах вычет «входного» налога обоснован (постановление ФАС Московского округа от 26.01.09 № КА-А40/13294-08).

Особенности учета многолетних насаждений

При учете растений, срок жизни которых превышает один год, важно определить, относятся ли они к основным средствам. Нередко бухгалтеры приходят к выводу, что многолетние деревья, кустарники и цветы не являются объектами ОС. Причина в том, что хотя срок полезного использования составляет более 12 месяцев, но стоимость каждого из растений, как правило, не превышает 100 000 рублей. Значит, не выполняются условия, приведенные в пункте 1 статьи 257 НК РФ. На этом основании суммы, израсходованные на посадку, списывают в текущие расходы в бухгалтерском, а иногда и в налоговом учете.

Сразу скажем, что такой подход является ошибочным. На самом деле растения нужно оценивать не по отдельности, а вкупе как единый объект. Это прямо следует из пункта 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Там сказано, что к основным средствам относятся в числе прочего многолетние насаждения. При этом в соответствии с классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1, имущество в виде насаждений многолетних декоративных озеленительных отнесено к десятой амортизационной группе.

Таким образом, если стоимость многолетних насаждений более 100 000 рублей, то их как единый инвентарный объект необходимо включать в состав ОС и в базу по налогу ну имущество. Если же организация решила списывать стоимость посадок в налоговом учете, то делать это надо через амортизацию. Такого же мнения придерживаются и судьи (постановление АС Московского округа от 24.02.15 № А40-59510/13).

Как отразить растения в бухучете

Рассада и саженцы однолетних растений отражаются в бухучете на счете 10 «Материалы». По завершении посадочных работ стоимость насаждений списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Многолетние растения стоимостью более 100 000 рублей отражаются так же, как и любые другие основные средства. Сначала первоначальная стоимость формируется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Затем, после окончания посадочных работ, объект отражается по счету 01 «Основные средства». Сумму «входного» НДС и ежемесячную амортизацию следует списать в дебет счета 91.

Пример

Компания приобрела саженцы деревьев на сумму 236 000 руб. (в т.ч. НДС 18% — 36 000 руб.). Плюс к этому организация привлекла подрядчика для проведения посадочных работ. Стоимость его услуг составила 118 000 руб. (в т.ч. НДС 18% — 18 000 руб.).

В мае 2016 года работы закончены, а объект введен в эксплуатацию. Установлено, что срок полезного использования равен 32 годам (10-я амортизационная группа).

В мае бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 – 200 000 руб. (236 000 — 36 000) — отражено капвложение в многолетние насаждения на стоимость саженцев;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 36 000 руб. — отражен «входной» НДС;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 – 100 000 руб. (118 000 — 18 000) — отражено капвложение в многолетние насаждения на стоимость посадочных работ;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 18 000 руб. — отражен «входной» НДС;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19 – 54 000 руб. (36 000 + 18 000) — «входной» НДС списан на прочие расходы;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – 300 000 руб. (200 000 + 100 000) — многолетние насаждения введены в эксплуатацию.

Бухгалтер определил, что годовая норма амортизации составляет 3,125% (100%: 32 года).

Соответственно, годовая сумма амортизационных отчислений равна 9 375 руб. (300 000 руб. х 3,125%), а ежемесячная — 781,25 руб. (9 375 руб.: 12 мес.).

В июне бухгалтер сделал проводку:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 02 – 781,25 руб. — начислена амортизация.

Читать еще:  Как списать краску в бюджетной организации пример

Случается, что одно или несколько растений погибают до истечения срока полезного использования объекта. В такой ситуации обычно проводят инвентаризацию, по итогам которой составляют акт, где фиксируют факт порчи деревьев, кустов или цветов. Затем оформляют частичную ликвидацию и изменяют первоначальную стоимость ОС в соответствии с пунктом 14 ПБУ 6/01.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

  1. Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
  3. Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector