Как провести ежегодную инвентаризацию в буджетных организациях

Как часто необходимо проводить инвентаризацию основных средств в связи с введением новых федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора? Обязательно ли проведение ежегодной инвентаризации основных средств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности, или инвентаризацию можно проводить один раз в три года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Считаем, что проведение ежегодной инвентаризации основных средств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности является обязательным. Иные случаи, кроме поименованных в п. 81 СГС «Концептуальные основы», при наступлении которых проведение инвентаризации является обязательным, могут быть предусмотрены локальным актом организации государственного сектора.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в связи с введением с 01.01.2018 федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора основные правила к организации проведения инвентаризации активов и обязательств, а также случаи обязательного проведения инвентаризации не изменились. Так, порядок проведения инвентаризации, а также случаи обязательного проведения инвентаризации, изложенные в п. 80 и п. 81 СГС «Концептуальные основы», по сути продублировали ранее действующие положения п. 20 Инструкции N 157н (до ввода в действие приказа Минфина России от 31.03.2018 N 64н).
Кроме случаев обязательного проведения инвентаризации, поименованных в п. 81 СГС «Концептуальные основы», прежним остается требование о необходимости проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 9 Инструкции N 33н). При этом каких-либо исключений для проведения инвентаризации основных средств, в том числе периодичности, Инструкцией N 33н не установлено. Кроме того, в рамках годовой инвентаризации также выявляются признаки обесценения активов (п. 6 СГС «Обесценение активов»).
Соответственно, при проведении годовой инвентаризации следует проверить и наличие объектов основных средств.
Вместе с тем возможность проведения инвентаризации основных средств один раз в три года предусмотрена п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49. Однако считаем, что воспользоваться данным правом у бюджетного учреждения не получится, так как не будет соблюдено требование о необходимости обеспечения формирования полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества и его использования при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 3 Инструкции N 157н, смотрите также письмо Минфина России от 08.11.2017 N 02-06-05/73671).
Следовательно, учитывая в совокупности требования федеральных стандартов для государственного сектора, а также Инструкций NN 33н и 157н, считаем, что проведение ежегодной инвентаризации основных средств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности является обязательным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

12 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Проведение инвентаризации в бюджетном учреждении

Достоверность данных бухгалтерского учета о наличии имущества, финансовых активов, состоянии расчетов и обязательств должна регулярно проверяться. Наиболее эффективный способ контроля – инвентаризация. В статье мы рассказываем, как правильно организовать и провести инвентаризацию в бюджетном учреждении.

Основания, порядок и сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении установите в учетной политике. Из статьи вы узнаете, когда проводить обязательную и добровольную инвентаризацию, какие объекты проверять и как оформить результаты.

Когда проводить инвентаризацию в бюджетном учреждении

Инвентаризация может быть обязательной и добровольной. В первом случае ее проведение обусловлено положениями правовых актов. В приказе Минфина 34н от 29.07.1998 года и в главе VIII федерального стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности» перечислены ситуации, когда проверка назначается независимо от желания руководства учреждения:

  • при передаче объектов учета в аренду, безвозмездное пользование, на хранение, а также при их выкупе либо продаже;
  • при выявлении фактов порчи имущества, хищений и злоупотреблений;
  • при формировании годовой отчетности (не ранее 1 октября текущего года);
  • при передаче подотчета от одного МОЛ другому;
  • в случае стихийного бедствия;
  • при ликвидации или реорганизации бюджетного учреждения.

В учетной политике могут быть прописаны дополнительные основания для проведения инвентаризации. Например, ежеквартальная проверка расчетов с дебиторами с целью недопущения образования просроченной задолженности или регулярный контроль состояния незавершенного строительства. В учреждении должен быть утвержденный график проведения плановых добровольных инвентаризаций с указанием:

  • сроков начала и окончания;
  • перечня подлежащих проверке имущества и обязательств.

Внезапные проверки проводятся вне графика. Это может быть, например, снятие остатков ГСМ в баках автомобилей, взвешивание готовых блюд, выдаваемых пациентам в столовой и пр.

Какой порядок проведения инвентаризации

В каждом бюджетном учреждении должно быть положение о проведении инвентаризации. Такое требование содержится в пункте 9в федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Действующие на настоящий момент Методические указания, утвержденные Минфином в приказе от 13.06.1995 года № 49н, устарели. Например, в последние два года к целям проведения инвентаризации добавились:

  • проверка на соответствие критериям признания активом;
  • выявление сомнительной задолженности;
  • выявление признаков обесценения;
  • выявление изменений составных частей имущественного комплекса (в том числе неотделимых улучшений), произведенных арендатором.

В утвержденном руководителем порядке проведения инвентаризации должна быть учтена специфика бюджетного учреждения.

Ежегодная инвентаризация формирует у бухгалтера определенные знания. Чтобы проверить их, пройдите тест «Правда или заблуждение» сами и дайте пройти своим бухгалтерам. Благодаря ему вы не только проверите свои знания, но и выявите слабые места.

Этапы инвентаризации

Процесс проведения годовой инвентаризации состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе формируются инвентаризационные комиссии, издается и регистрируется приказ о проведении инвентаризации. Необходимо распечатать достаточное количество инвентаризационных ведомостей, бланки которых находятся в приложении к приказу Минфина от 30.03.2015 года № 52н. Бухгалтерия должна оприходовать все МЦ, поступившие на дату проведения инвентаризации и провести представленные материально-ответственными лицами документы на списание. Это необходимо для того, чтобы в учете были актуальные сведения об остатках на счетах.
  2. Проведение проверок. На этом этапе назначенные приказом комиссии в местах хранения производят подсчеты, взвешивание, выполняют необходимые замеры для установления фактического наличия НФА. Они проверяют состояние объектов основных средств, наличие инвентарных номеров, вносят в ведомости сведения о неисправности, длительном неиспользовании и пр. Все действия должны выполняться в присутствии материально-ответственного лица.
  3. Сличительный. На этом этапе председатель и члены комиссии сверяют полученные фактические результаты с данными бухгалтерского учета, при обнаружении отклонений заполняют акт о результатах инвентаризации и ведомость расхождений.
  4. Заключительный. На этом этапе назначается заседание инвентаризационной комиссии, которая рассматривает полученные результаты и принимает решение об их отражении в бухгалтерском учете. Руководитель издает приказ о привлечении к ответственности виновных лиц. Если МОЛ, в подотчете которого выявлена недостача, не дает согласие на добровольное возмещение ущерба, юридическая служба готовит материалы для предъявления судебного иска.

Как подготовится к проверке

Перед тем, как проводить инвентаризацию в бюджетном учреждении, нужно выполнить ряд мероприятий, которые облегчат работу комиссий:

  • сделать описи имущества по каждому кабинету, классу, палате;
  • проверить внутренние перемещения МЦ;
  • заполнить в инвентаризационных ведомостях по каждому МОЛ наименование находящихся в подотчете объектов и указать их количество по данным бухгалтерского учета;
  • с целью подтверждения состояния дебиторской и кредиторской задолженности на дату проведения инвентаризации запросить акты сверки у всех контрагентов, по расчетам с которыми имеется сальдо, отличное от нуля;
  • запросить акты сверки с ИФНС, фондом социального страхования;
  • заказать в Федеральном казначействе промежуточный отчет о состоянии лицевого счета.
Читать еще:  Где посмотреть ОКАТО организации

Непосредственно перед началом проверок у материально-ответственных лиц нужно получить расписку в том, что в месте хранения нет полученных и не оприходованных МЦ, а также списанных по акту, как пришедшие в негодность, но не утилизированных. МОЛ должно письменно подтвердить, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию. Если в место хранения непосредственно перед проверкой поступят МЦ, председатель комиссии должен расписаться на приходном документе и сделать отметку о времени получения.

Результаты инвентаризации могут признать недействительными, если состав комиссии будет некорректным. В статье раскрыты проблемные вопросы, которые могут возникнуть у вас в этом году.

Какие функции возложены на инвентаризационную комиссию

Учитывая значительное количество обязательных инвентаризаций, плановых и внезапных добровольных проверок, в бюджетном учреждении нужно создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию. В положении можно указать, что в комиссию должны входить представители администрации и бухгалтерии, другие сотрудники, а также разрешается привлекать работников, осуществляющих внутренний финансовый контроль и приглашенных экспертов. Утвердить поименный состав комиссии и назначить председателя должен руководитель организации.

Комиссия должна обеспечить соблюдение установленных сроков проведения инвентаризации, полноту и достоверность внесенных в описи сведений о фактическом наличии имущества и состоянии финансовых обязательств, своевременное оформление результатов.

При проведении масштабной годовой инвентаризации можно назначить дополнительные рабочие комиссии и распределить между ними проверяемые места хранения. В этом случае формируется центральная комиссия, возглавляемая, как правило, заместителем руководителя. Она регулирует весь процесс проведения проверок и подводит на своем заседании окончательные итоги.

Как оформить результаты инвентаризации

По итогам годовой инвентаризации в учреждении должен быть сформирован пакет документов, в который входят:

  • копия приказа руководителя;
  • заполненные надлежащим образом инвентаризационные ведомости, в которых имеются все необходимые подписи и объяснения МОЛ в случае обнаружения расхождений;
  • сличительные ведомости;
  • акты о результатах инвентаризации;
  • протокол заседания инвентаризационной комиссии.

Отсутствие перечисленных документов считается грубым нарушением учета. ИФНС за это может оштрафовать налогоплательщика на основании статьи 120 НК РФ.

В бухгалтерском учете в том месяце, когда проверка закончилась, должны быть выполнены все необходимые проводки:

  • по оприходованию излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении;
  • по списанию недостач на счета 020900000;
  • по списанию безнадежной дебиторской задолженности и оприходованию этой суммы на забалансе на счете 04;
  • по списанию невостребованной кредиторской задолженности, по которой отсутствуют требования кредиторов;
  • по начислению убытков от обесценения активов;
  • по переводу на забаланс объектов, не соответствующих критериям признания активом.

Если инвентаризация проводилась в январе до даты утверждения годовой отчетности, полученные результаты должны рассматриваться, как событие после отчетной даты. Все проводки выполняются в последний день отчетного периода и учитываются при формировании отчетных форм. Результаты инвентаризации должны быть отражены в Таблице № 6 в пояснительной записке к годовому отчету.

Документы до и после проведения инвентаризации

Перечень документов, которые должны быть сформированы до начала, в процессе и по окончании инвентаризации, приведен в таблице.

Код формы по ОКУД
скачайте бланки

Приказ о проведении инвентаризации

Издается руководителем организации, содержит все основные данные о предстоящей ревизии: перечень проверяемых активов и обязательств, мест хранения, состав комиссий, сроки проведения и т.д.

Как провести ежегодную инвентаризацию в буджетных организациях

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ — ДОКУМЕНТЫ И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Бюджетные учреждения, как и коммерческие фирмы, обязаны проводить инвентаризацию своих активов и обязательств. Причем с точки зрения закона все инвентаризации можно условно разделить на добровольные и обязательные. Об инвентаризации в бюджетном учреждении, документальном оформлении и учете ее результатов мы и поговорим в настоящем материале.

Бюджетные учреждения, являясь одной из форм некоммерческих организаций, обязаны вести бухгалтерский учет, на что указывают положения статьи 6 Федерального Закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Инвентаризация активов и обязательств бюджетного учреждения является одним из важнейших элементов такого учета. Ведь именно при ее проведении выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Вопрос о нормативных актах, регламентирующих проведение инвентаризации активов, имущества и финансовых обязательств в организациях государственного сектора, рассмотрен Минфином России в Письме от 01.08.2019 г. N 02-07-10/58207. В письме сказано, что в соответствии со статьей 11 «Инвентаризация активов и обязательств» Закона N 402-ФЗ, который устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, активы и обязательства подлежат инвентаризации, случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом (за исключением обязательного проведения инвентаризации). Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета субъектами бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, а также основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены федеральным стандартом бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденным Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы».
При этом особенности структуры, отраслевые и иные особенности деятельности, выполняемые субъектом учета в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия и (или) функции закрепляются актом субъекта учета при формировании им своей учетной политики с применением соответствующих положений федерального стандарта бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2017 г. N 274н.
Таким образом, в целях организации и ведения бухгалтерского учета актами субъекта учета устанавливаются документы учетной политики субъекта учета, которыми в том числе утверждается порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета (далее — Порядок).
В письме также отмечено, что Приказ Минфина России от 13.06.1995 г. N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях государственного сектора, вместе с тем отдельные положения указанного документа, не противоречащие законодательству Российской Федерации, субъект учета вправе включить в документы учетной политики.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении?

Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы.

Читать еще:  Когда сдавать среднесписочную численность вновь созданной организации

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.

Цель и задачи инвентаризации

Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

Подготовка к проверке в бюджетном учреждении

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

К объектам, которые могут быть инвентаризированы в бюджетном учреждении, следует относить:

Объект

Комментарий

При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой – только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа.

До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:

  • состав и председатель инвентаризационной комиссии;
  • объекты ревизии;
  • причина проведения инвентаризации;
  • сроки осуществления данной процедуры.

Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.

Документы до и после проведения инвентаризации

К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить:

Документ

Описание

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

4 Этапа проведения инвентаризации

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Этап

Описание

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Оформление результатов инвентаризации

При наличии расхождений между данными, предоставленными бухгалтерией и инвентаризационной комиссией, необходимо их отразить на счетах бухгалтерского учета. При этом, как и для коммерческих организаций, в бюджетном учете используется принцип двойной записи, когда одна и та же сумма отражается и по дебету, и по кредиту соответствующих счетов.

Пять практических вопросов по инвентаризации в бюджетном учреждении

Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?

Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.

Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?

Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?

Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.

Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы. В каком размере мы имеем право производить удержания? Можно ли удержать сразу всю сумму, если размер зарплаты позволяет?

Читать еще:  Может ли некоммерческая организация заниматься коммерческой деятельностью

Согласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера. Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств. Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью.

Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются?

В данном случае при смене ответственных сотрудников инвентаризационную ведомость должны подписывать оба работника, поскольку один из них сдает вверенные ему объекты ревизии, а другой принимает их на ответственное хранение.

Годовая инвентаризация в организации бюджетной сферы: актуальные задачи при ее проведении

О том, что проведение инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой отчетности является обязательным, бухгалтерам организаций бюджетной сферы напоминать не нужно. По общему правилу, при проведении инвентаризации в учреждении необходимо сверить информацию, отраженную в бухгалтерском (бюджетном) учете, с фактическими данными. При этом, с учетом изменений, вносимых в нормативные правовые акты, регулирующие проведение инвентаризации, перед должностными лицами ставятся и иные вопросы. О них и поговорим в статье.

Объекты, которые должны быть проинвентаризированы

Обязанность проведения инвентаризации в целях составления годовой отчетности закреплена для всех типов учреждений*(1). Основания, сроки и порядок проведения инвентаризации устанавливаются в рамках учетной политики.

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • финансовые вложения;
  • материальные запасы;
  • незавершенное производство и расходы будущих периодов;
  • животные и молодняк животных;
  • денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности;
  • расчеты;
  • резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы.

Также практика показывает, что должны быть проинвентаризированы объекты незавершенного строительства (п. 6 Представления Счетной палаты РФ от 14.07.2016 № ПР 13-198/13-02).

Отдельно отметим такой объект для проведения инвентаризации, как счета для учета обязательств (0 502 00 000 «Обязательства»). Прямо на это ни в одном нормативном правовом документе не указано. Но говоря о проведении инвентаризации в целях составления годовой отчетности, следует понимать, что обязательства фигурируют в отчетных формах. Соответственно, перед их составлением счета санкционирования нужно проинвентаризировать.

Соответствие объекта понятию «Актив»

Одной из задач инвентаризации является проверка объектов на соответствие понятию «Актив»*(3). Объекты основных средств, по которым установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания). Дальнейшее начисление амортизации на указанные объекты имущества не производится.

Решение о том, что объекты не соответствуют понятию «Актив», может приниматься инвентаризационной комиссией*(4). Инвентаризационная комиссия при этом составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который служит основанием для выбытия основного средства с баланса. На основании принятых комиссией решений бухгалтерией составляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833), в которой отражаются бухгалтерские записи по выбытию основных средств с баланса с одновременным отражением информации об указанных объектах имущества на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».


Несмотря на приведенные в нормативных документах определения «Актива» и разъяснения специалистов финансового ведомства на эту тему, должностные лица учреждений периодически сталкиваются с неоднозначными ситуациями. Рассмотрим некоторые из них и возможные варианты решений:

  1. В учреждении имеется имущество, использовать которое в его деятельности нет возможности. Например, оборудование для оказания каких-либо специфических государственных услуг, которые в текущем году согласно заданию учреждение уже не оказывает. Для принятия решения о необходимости переноса имущества на забалансовый счет 02 по причине несоответствия понятию «Актив», в данной ситуации необходимо оценить потенциальную возможность использования имущества. Если она существует, то объект соответствует понятию «Актив» и переносить его на забалансовый счет 02 не нужно. К примеру, данное имущество может быть продано, обменяно на другие активы и т. п., то есть полезный потенциал у него есть*(5). Также целесообразным будет его возврат собственнику (в том числе, по инициативе учреждения), если речь идет о ранее закрепленном за учреждением имуществе.
  2. Должностными лицами учреждения принято решение о невозможности дальнейшей эксплуатации имущества и проведении в его отношении ремонтных, восстановительных работ. Объект планируется к списанию, но его необходимо должным образом согласовать. В такой ситуации имущество может быть признано не соответствующим понятию «Актив», списано с балансового учета и отражено на забалансовом счете 02 на период согласования.
  3. В учреждении находится имущество, поступившее в результате замены составной части оборудования, при этом функциональное назначение (для использования, реализации и т. д.) не определено. Специалисты финансового ведомства*(6) указывают, что такое имущество учитывается на забалансовом счете 02.

Выявление признаков обесценения актива

Еще одной задачей, которую необходимо решить в рамках инвентаризации, проводимой в целях обеспечения достоверности данных годовой отчетности, является выявление признаков обесценения актива. Оно осуществляется путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива, перечисленных в п. 6 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н (далее — Федеральный стандарт «Обесценение активов»).

Анализ наличия признаков обесценения осуществляется инвентаризационной комиссией (комиссией по поступлению и выбытию активов). В случае выявления таких признаков проводится процедура тестирования объектов, по которым выявлены признаки обесценения, в соответствии с положениями Федерального стандарта «Обесценение активов». При этом в случае, если комиссией по инвентаризации не выявлены признаки обесценения нефинансовых активов, в документе по инвентаризации, формируемом согласно положениям учетной политики, производится запись «признаков обесценения объектов нефинансовых активов не выявлено»*(7).

Наряду со сказанным необходимо отметить: специалисты финансового ведомства России в письменных разъяснениях*(8) указывают на то, что решение о признании убытка от обесценения актива, являющегося государственным (муниципальным) имуществом, принимается в порядке, аналогичном для принятия решения о списании такого имущества, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. И в их устных разъяснениях также звучала фраза о том, что провести обесценение можно только в случае, когда такой нормативный правовой акт принят на уровне конкретного публично-правового образования. То есть норма об обесценении есть, а для того, чтобы ее можно было применить, необходимо разработать соответствующий механизм.

Однако, если названного документа нет, указать, что «признаков обесценения объектов нефинансовых активов не выявлено» по результатам проведения инвентаризации необходимо.

Итак, мы рассмотрели объекты, подлежащие инвентаризации, и две задачи, которые необходимо решить при ее проведении: выявление соответствия объекта понятию «Актив» и признаков обесценения активов. А также остановились на нюансах, с которыми могут столкнуться должностные лица учреждений при решении этих задач.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.

Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector