Как правильно списать аккумулятор в бюджетной организации

Как правильно казенному учреждению учитывать и производить списание автошин и аккумуляторов, установленных заводом-изготовителем на автомобиль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автомобильные шины и аккумуляторная батарея, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, самостоятельными объектами бухгалтерского учета не являются.
При необходимости порядок аналитического учета поименованных в вопросе материальных ценностей может быть установлен учреждением в рамках учетной политики. Такой учет может быть организован в том числе на дополнительно введенном учреждением забалансовом счете.

Обоснование вывода:
Согласно п. 47 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), автомобильные шины и аккумуляторная батарея, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, самостоятельными объектами бухгалтерского учета не являются. Подробная информация о них может быть отражена в разделе 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
В то же время в соответствии с п. 118 Инструкции N 157н автомобильные шины и аккумуляторные батареи, приобретаемые учреждением взамен не пригодных для дальнейшей эксплуатации, подлежат учету в качестве запасных частей к транспортным средствам и по своим функциональным характеристикам соответствуют понятию «материальные запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации». Решение о списании указанных материальных запасов в соответствии с положениями п. 34 Инструкции N 157н принимается комиссией по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия). Указанное решение в соответствии с положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) (далее — Акт (ф. 0504230)). Соответственно, решение о замене аккумулятора и (или) комплекта автомобильной резины, установленных на автомобиль на момент принятия к учету в качестве инвентарного объекта, но пришедших в состояние непригодности для дальнейшей эксплуатации, необходимо зафиксировать в Акте (ф. 0504230) при списании с балансового учета приобретенных для их замены аналогичных материальных ценностей.
Батареи свинцовых аккумуляторов и старые пневматические шины относятся к опасным отходам, утилизация которых вместе с обычными бытовыми отходами запрещена. Выбывшие из эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторные батареи в целях контроля за реализацией мероприятий по их утилизации необходимо учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Основанием для принятия к учету на забалансовом счете 02 автомобильных шины и аккумуляторной батареи, которыми был укомплектован автомобиль при принятии к учету его в качестве самостоятельного инвентарного объекта, может служить Акт (ф. 0504230), оформленный при списании с балансового учета приобретенных и установленных взамен них аналогичных материальных ценностей.
В соответствии с п. 350 Инструкции N 157н на забалансовом счете 09 подлежат учету материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Соответственно, применение забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в целях учета автомобильных шин и аккумуляторной батареи, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, не в полной мере соответствует применяемой в настоящее время организациями госсектора методологии бухгалтерского учета.
В то же время согласно абзацу третьему п. 332 Инструкции N 157н для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета. В целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией N 157н, учреждение формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ (п. 6 Инструкции N 157н). Соответственно, учреждением при необходимости порядок аналитического учета поименованных в вопросе материальных ценностей может быть установлен в рамках учетной политики.

К сведению:
Требования, в соответствии с которыми отдельные узлы транспортного средства могут быть признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации, изложены, в частности, в Приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 (далее — Правила N 1008). Так, положениями п. 28 Приложения N 1 к Правилам N 1008 установлены следующие критерии отнесения шин к непригодным для дальнейшей эксплуатации:
— наличие участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора меньше установленной длины;
— местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора.
Указанные выше отклонения могут быть установлены уполномоченным должностным лицом (механиком, водителем), ответственным за эксплуатацию транспортного средства.
При отсутствии в штате учреждения профильных специалистов заключение о непригодности автомобильных шин и аккумуляторов к дальнейшей эксплуатации может быть получено от специализированной организации, например от организации, привлекаемой для их утилизации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпиганович Елизавета

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

25 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например:
— п. 3 Приложения 4 к приказу Минюста РФ от 28.04.2006 N 137;
— п. 1 Приложения 1 к приказу Министра обороны РФ от 16.06.2016 N 350;
— распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 05.12.2014 N 234-р «Об утверждении Порядка организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

Учет аккумуляторов в бюджетных учреждениях

Многие бюджетные предприятия на балансе имеют транспортные средства. И они так же, как и коммерческие организации, сталкиваются с проблемой отражения в своем учете списания АКБ. Тем более, учет аккумуляторов в бюджетных учреждениях имеет свои специфические особенности и отличается от учета в коммерческой организации. Рассмотрим некоторые из них.

Срок службы аккумулятор

У каждого АКБ свой срок службы. Этот срок очень важен для правильности списания аккумуляторов в бюджетном учете. Он всегда индивидуален, поскольку определяется условиями эксплуатации того транспортного средства, где эти АКБ используются. Но порядок его определения необходимо прописать в Учетной политике.

Часто для этой цели используются Нормы сроков, предназначенные для свинцово-кислотных АКБ автотранспорта и автопогрузчиков (РД-3112199-1089-02, утверждены Минтрансом РФ 26.09.02г.) (далее в тексте – Нормы). Именно на эти Нормы ссылаются в Учетной политике, если иное не рекомендовано учредителем бюджетного предприятия. Например, можно сделать такую запись в основном Учетном документе учреждения: «Срок службы свинцово-кислотных АКБ, находящихся на балансовом учете учреждения, определяется на основании Норм № РД-3112199-1089-02».

Стоит отметить, что в этих Нормах РД-3112199-1089-02 дан нормативный срок службы АКБ, который «привязывается» к виду транспортного средства и к минимальной его наработке – к конкретному километражу его пробега либо к количеству отработанных моточасов. Более того, нормативная наработка, в свою очередь, уточняется типом перевозок:

  • в городских условиях;
  • по пригородным дорогам;
  • в междугородних рейсах;
  • при выполнении сельскохозяйственных перевозок.

Но в бюджетном учете списание аккумуляторов может произойти и позже их нормативного срока. Для этого Нормами позволяется скорректировать срок, используя данные таблицы №2 Норм. А если нужны исключительно индивидуальные сроки службы, то за ними необходимо уже напрямую обращаться в Минтранс России.

И тогда в Учетной политике либо ставится сразу откорректированный срок, или же прописываются условия, при которых может быть скорректирован его норматив.

Выработка аккумулятором его нормативного срока: как доказать

Фактическая выработка АКБ его нормативного срока должна быть подтверждена в реальных условиях. Это необходимо, чтобы потом правильно и своевременно отразить списание аккумулятора в проводках бюджетного учета.

Для данной цели рекомендуется лицам, которые ответственны за эксплуатацию транспортных средств, вести учет наработки АКБ и результатов их обслуживания. Такой учет необходимо организовать сразу с момента ввода аккумулятора в эксплуатацию и до момента его списания. Причем наработку аккумулятора следует отражать в тех же показателях, что и наработку транспорта, на котором батарея установлена. Т.е. в километрах либо в моточасах.

Учет нужно вести в специальной форме:

  • ее может бюджетное учреждение разработать само;
  • либо воспользоваться формой, которая утверждена к Нормам РД-3112199-1089-02 (Приложение «Карточка учета эксплуатации АКБ»).

Но независимо от выбранного варианта документа его обязательно нужно утвердить Учетной политикой.

Списание АКБ

Отражение списания аккумуляторов происходит просто. В бюджетном учете запчасти, которые выдаются вместо изношенных деталей (т.е. для цели ремонта транспортного средства), ставятся на забалансовый учет. Для этого есть специальный счет 09 «Запчасти для транспорта, выданные взамен изношенных» (счет утвержден к Плану счетов приказом Минфина РФ №174н от 16.12.10г.).

Перечень запчастей, которые подлежат отражению через данный счет, должен быть закреплен в Учетной политике учреждения. Числятся такие запчасти на счете 09 до тех пор, пока эксплуатируются в составе транспорта. При их выбытии из-за износа они списываются со счета 09. На проводках это выглядит так:

Дебет сч. 09 – отражен аккумулятор, который установлен вместо отработавшей батареи;

Кредит счета 09 – списан аккумулятор, который отработал свой срок. Подтвердить необходимость списания АКБ с учета поможет акт о выполнении его замены.

Как списать аккумулятор: сроки, неисправности, причины, нормы, инструкция

Известно, что автомобиль, который находится в пользовании определенного предприятия, в обязательном порядке должен состоять на его балансе, на котором находится не только единица транспорта, но и некоторые его запасные части. Если какая-либо из них по тем или иным причинам приходит в негодность, ее необходимо снять с баланса и заменить на новую. О том, как списать аккумулятор транспортного средства, и пойдет речь в этой статье.

Читать еще:  Как списать сотовый телефон в организации

Такая деталь автомобиля, как аккумуляторы, служит для запуска двигателя посредством стартера. Как и все элементы техники, они имеют свой срок службы. По его окончании АКБ становится небезопасным для последующей эксплуатации и требует замены его новым.

Если речь идет о работе транспортных средств на предприятии, то списание каждой его детали проходит под контролем бухгалтера и специальной комиссии, которая этот процесс он несет материальную ответственность. Списание шин и аккумуляторов строго регламентировано. Поэтому к аннулированию автомобильного АКБ необходимо подходить с соблюдением всех правил и норм, установленных законодательной базой РФ.

Причины списания АКБ и срок эксплуатации

Если обратиться к законодательству, то согласно статье 19 Федерального закона №169-ФЗ указано, что эксплуатация любых транспортных средств, в которых выявлены неисправности и дефекты, несовместимые с безопасным использованием, строго запрещена.

Причины неисправности АКБ для списания прописаны в Приказе СД при ВС РФ № 104. Он ссылается на установленные законодательством РФ Нормы сроков службы стартерных аккумуляторных батарей (РД -3112199-1089-02). Там же указаны стандартные сроки эксплуатации АКБ для транспортных средств.

Типовые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков

Автотранспортные средства и автопогрузчики

Срок службы аккумуляторных батарей, лет

Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

Специальные автомобили на шасси грузовых авто

Автомобили легкового класса для индивидуального пользования

Легковые авто, служебные и применяемые для коммерческих целей, малотоннажные грузовые авто на базе легковых

Специальные авто на шасси легковых автомобилей

Подъемно-транспортные машины, в т. ч. автопогрузчики

Примечательно, что у каждой отдельной организации зачастую не существует четких и строжайших пошаговых рекомендаций по отношению к срокам эксплуатации и службы АКБ. Это довольно условная инструкция, поэтому списание аккумуляторных батарей производится согласно политике, разработанной организацией. Ввиду этого, нормативный срок эксплуатации АКБ является индивидуальным в зависимости от специфики и технических характеристик транспортного средства.

Среди наиболее распространенных причин неисправности аккумулятора автомобиля:

  • Деформация пластин с их последующим разрушением;
  • Факт короткого замыкания;
  • Процесс сульфитации;
  • Грязный электролит;
  • Факт интенсивного саморазряда;
  • Переполюсовка батарей АКБ.

Далее будут приведены оптимально развернутые формулировки и описаны основные причины возможных поломок представленной детали, о которых полезно знать каждому автомобилисту.

Неисправности АКБ для списания на предприятиях, основные дефекты

Списание шин и аккумуляторов должно производиться исключительно компетентным лицом, имеющим соответствующие права на проведение данного мероприятия. Чтобы правильно и грамотно проводить данную процедуру, бухгалтеру необходимо опираться на установленные принципы, прописанные в бюджетном учете. Списание АКБ может провести только специально назначенная комиссия, члены которой выбираются руководством организации или предприятия.

Неисправности представленной детали появляются по следующим причинам:

  • Постепенное и приводящее аккумулятор на автомобиле к поломке — попадание пыли и грязи в места нахождения крышек, а также мастики. Данный химический процесс провоцирует окисление выводов. Таким образом, неизбежно происходит разрядка батарей. Это одна из самых распространенных причин, с которой регулярно сталкиваются автомобилисты.
  • Образование трещин на поверхности крышек, корпуса и мастики. Последнее со временем стареет. Именно это зачастую и приводит к образованию на ней различных дефектов и трещин. Еще одна причина, влияющая насписание– недостаточно плотное закрепление аккумуляторной батареи. Так, при движении автомобиля происходит ее усиленная вибрация, что и приводит к образованию повреждений.
  • Химическое окисление выводов. Стоит отметить, что данный процесс рано или поздно неизбежно произойдет. Однако, он значительно ускоряется в случаях, когда на клеммах и выводах отсутствует смазочный материал. Обнаружить окислы несложно. Они выглядят, как белый налет. Его толщина может быть разной и порой достигает внушительных масштабов.
  • Электролитна автомобилеподтекает. Списание АКБочень часто случается и по этой причине. Утечка происходит непосредственно через трещины, образованные в корпусе. Данную неисправность тоже можно обнаружить без труда при визуальном осмотре деталей.
  • Уровень электролита находится на недостаточном показателе. При этом емкость батареи значительно снижается, как и напряжение на выводах.
  • Плотность электролита слишком завышена или наоборот понижена. Оба отклонения от нормы чреваты поломкой и выхода аккумулятора из строя. Чтобы этого не произошло, показатель плотности регулярно контролируют и производят коррекцию в случае выявления несоответствия норме.
  • Повышается саморазряд батареи. Причин этому может быть несколько: короткое замыкание внутреннего типа, грязная поверхность АКБ, попадание вовнутрь различного происхождения металлических фрагментов, а также использование для доливания не дистиллированной воды, в которой содержится определенный процент щелочей и солей.
  • Случаи короткого замыкания разноименных пластин. Электролит в подобной ситуации в буквальном смысле закипает, а емкость и напряжение батареи значительно снижаются. Одними из частых причин данного инцидента становятся деформация сепараторов, выделение из пластин активной массы, которые и приводят к повышению вибрации батареи. Эксплуатация аккумулятора после этого часто становится невозможной, и другого выхода, кроме списания АКБ нет.
  • Сульфитация электродов. Данный химический процесс приводит к образованию на поверхности и стенках электродов наростов сернокислотного свинца, кристаллы которого забивают мелкие полости активного вещества, находящегося в электродах. Таким образом, доступ и проникновение электролита прекращается. Процесс сульфитации существенно ускоряется, если электроды хранятся без подзарядки в течение длительного времени.

Перечисленные выше дефекты, как правило, могут возникать уже через несколько месяцев после начала эксплуатации. Чтобы их обнаружить, достаточно регулярно производить проверку авто и при необходимости осуществлять списание аккумуляторных батарей.

Какой бы ни была причина неисправностей, ее требуется устранить в срочном порядке. Иначе может возникнуть серьезная угроза для здоровья и жизни людей, находящихся поблизости с авто.

Нормы списания аккумуляторных батарей

Процесс списания аккумуляторов в бухучете происходит согласно установленным стандартам, а именно документа, который был издан Минтрансом. Официальное его название звучит, как «Нормы сроков службы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей». Перечень разработан для владельцев таких транспортных средств, как автомобили и погрузочная спецтехника с целью правильного определения времени неисправности АКБ до списания.

В случаях, когда организация не имеет четко регламентированных рекомендаций по срокам работы аккумулятора транспортного средства, начальство обязано прописать их в общем контексте политики своего предприятия. Этими нормами Методического руководства в дальнейшем и будет пользоваться организация в процессе эксплуатации. Поэтому для того чтобы узнать, как списать аккумулятор, не нарушая устава предприятия, рекомендовано предварительно ознакомиться с этим документом.

Когда речь идет об авто со стартерными свинцово-кислотными АКБ, предприятию необходимо определить их срок эксплуатации согласно Нормам политики учета организации. В качестве примера можно привести служебные легковые автомобили. Их нормальный показатель пробега составляет порядка 112 000 км за год, в то время, как срок службы аккумулятора данного транспортного средства при этой цифре составляет два с половиной года.

В случаях, когда годовой пробег машины по итогу составил меньше указанной нормы, срок службы аккумулятора корректируется в соответствии с текущем состоянием авто.

Как списать аккумулятор в бюджетной организации?

О том, как списать аккумулятор автомобиля, находящийся в пользовании бюджетной организации, необходимо знать досконально. В противном случае расхождения с нормами и правилами будут стоять исполнителю финансовых потерь в виде штрафов. Однако, не стоит пугаться и негодовать. На самом деле вопрос о том, как списать аккумулятор, не так сложен, как может показаться на первый взгляд, особенно если за дело берется опытный бухгалтер.

Запасные части к автомобилям, которые выдаются вместо отслуживших свой срок эксплуатации, ставятся на забалансовый учет. Для этого существует счет №9, который называется «Запчасти для транспорта, выданные взамен изношенных». Что касается списка запасных частей, подлежащих замене, его формирует и устанавливает руководство предприятия и закрепляет в учетной политике.

Эти запчасти числятся на счете №9 до тех пор, пока используются в работе и не выходят из строя, то есть являются пригодными для эксплуатации. После того как запасные части перестают выполнять свои непосредственные функции и приходят в негодность, необходимо списать аккумулятор со счета №9.

Бухгалтерский учет аккумуляторов для автомобилей

Организации, в которых имеется обширный транспортный парк, должны тщательно следить за тем, чтобы бухгалтерский учет автомобильных запчастей осуществлялся по всем правилам российского законодательства. Остановимся на учете таких дорогостоящих запчастей и рассмотрим бухучет аккумуляторов более детально.

Важность бухучета аккумуляторов

Аккумуляторы для транспортных средств представляют собой материально-производственные запасы, то есть имущество предприятия, причем достаточно дорогостоящее, поэтому так важен бухгалтерский учет данных предметов. При этом необходимо учитывать особенности эксплуатации транспортных аккумуляторов и порядок их списания и утилизации, которые характеризуются наличием определенных тонкостей и нюансов, подлежащих детальному изучению.

Целью бухгалтерского учета аккумуляторных батарей для транспортных средств принято считать грамотную организацию учета поступления и списания МПЗ данного типа, а также заполнение в соответствии с принятым законодательством необходимой документации по обороту аккумуляторов внутри предприятия. В связи с указанной целью необходимо выделить основные задачи учета аккумуляторных батарей, к которым относятся:

  • оформление документации по поступлению или списанию аккумуляторов;
  • отражение операций по соответствующим счетам синтетического и аналитического учета;
  • контроль над сроками эксплуатации автомобильных аккумуляторов;
  • правильная утилизация данных МПЗ в соответствии с нормами и стандартами проведения указанного мероприятия.

Нормы эксплуатации аккумуляторов

В целях учета аккумуляторов для транспортных средств необходимо ознакомиться с нормами их эксплуатации, которые закреплены на законодательном уровне в “Нормах сроков службы стартерных аккумуляторных батарей” Минтранса РФ № РД-3112199-1089-02. В соответствии с ними предприятие имеет возможность определения норматива на использование таких батарей и момента их списания с бухгалтерского учета.

Читать еще:  Как организовать электронный документооборот в организации

При этом использование таких нормативов должно быть закреплено в локальных нормативных документах организации, в том числе и в учетной политике. Именно согласно этому документу производится бухгалтерский учет МПЗ, а потому о правилах их использования и списания должно быть прописано в обязательном порядке.

Нормы эксплуатации аккумуляторных батарей зависят от наработки или пробега транспортного средства, а также типа транспортного средства.

В соответствии с указанными характеристиками рассчитывается срок эксплуатации аккумуляторов, по истечении которого они должны списаться с учета и утилизироваться по правилам и нормам охраны природной среды.

Средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей

Для того чтобы определить и подтвердить факт физического износа аккумулятора, необходимо организовать грамотный учет наработки, к примеру, в виде таблицы или графика, в соответствии с которыми будут рассчитываться нормы эксплуатации аккумуляторов. Кроме того, необходимо учитывать и работы, проведенные в связи с техническим обслуживанием аккумуляторных батарей, а также выявить результаты зарядки после проведения указанной процедуры.

В настоящий момент имеются средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей, которые зависят от интенсивности использования:

Учет поступления и списания аккумуляторов

При поступлении аккумуляторных батарей в организацию они приходуются также как и запчасти, на счет 10 “Товары и материалы”, субсчет 5 “Запасные части”. Читайте также статью: → “Счет 10: проводки, примеры учета. Поступление и списание материалов». Этот счет является активным, и по его дебету отражается поступление покупаемой продукции от поставщиков, а по кредиту – списание вследствие износа и негодности, которое относится к расходам по обычным видам деятельности.

Поступление должно сопровождаться определенной первичной документацией, к которой относятся накладные и счета-фактуры, расходные кассовые документы (при покупке на подотчетные деньги), сертификаты соответствия качества, а также иная техническая документация изготовителя.

Поступившие в организацию аккумуляторы приходуются по фактической стоимости, которая, как правило, включает:

  • цену, указанную в договоре купли-продажи имущества подобного рода;
  • расходы, понесенные в связи с получением консультационных услуг;
  • затраты, связанные с доставкой аккумуляторов до организации.

Как правило, все эти моменты входят в единую стоимость, указанную в договоре, а потому учитываются на счете 10.5 одной суммой. При этом НДС, который содержится в стоимости, отражается не на счете 10, а на счете 19, как и по другим приобретаемым материально-производственным запасам. Читайте также статью: → “Счет 19: НДС по приобретенным ценностям. Пример, проводки».

При физическом или моральном износе аккумуляторов их списывают с обязательным составлением акта на списание, в котором указывается причина осуществления данного мероприятия. При этом списание может быть отдельно взятого аккумулятора, но может быть также произведено списание всего транспортного средства, и такая операция уже относится к движению основных средств в организации.

В том случае, когда списывается аккумулятор как самостоятельная единица, его стоимость отражается по Кредит счета 10/5.

Особенности учета материально-производственных затрат данного вида

Необходимо понимать, что поступление аккумуляторов для автомобилей может быть осуществлено по двум схемам:

  1. аккумуляторы поступают в организацию в составе транспортного средства, то есть изначально являются не обособленным приобретением. В данном случае они не должны учитываться отдельно от транспортного средства, а только в совокупности с ним, при этом входя в стоимость автомобиля;
  2. аккумуляторы покупают индивидуально, то есть обособленно, с целью замены вышедших из строя или пришедших в негодность аккумуляторных батарей. В данном случае они должно относиться к материально-производственным запасам, а потому учитываться на специально предназначенном для этого счете.

Учет ведется в специальной карточке учета эксплуатации аккумуляторных батарей, в которой указывается тип аккумулятора и его номер, наименование изготовителя и дата производства, а также нормативная наработка до момента списания с учета.

Кроме того, в этом документе отражается информация о том, на какой именно автомобиль и на какую конкретную дату установлен аккумулятор, а также кто из водителей является ответственным за данную зап.часть к транспортному средству. Именно на основе этой информации можно грамотно отслеживать, сколько именно должна отработать батарея по времени и когда нужно будет ее утилизировать в связи с окончанием срока нормативной эксплуатации.

Порядок утилизации аккумуляторов

При выбытии из деятельности организации аккумуляторов вследствие их морального или физического износа они не могут быть просто отправлены в мусорохранилище, поскольку являются предметами, способными загрязнять окружающую среду. В связи с этим их утилизация должна производиться по определенным правилам, которые закреплены на законодательном уровне.

При этом утилизацией должны заниматься только те организации, которым выдана соответствующая лицензия на осуществление мероприятия данного рода. Их сотрудники извлекают все элементы аккумуляторов, которые могут быть переработаны и использованы при последующем производстве батарей.

Если организация не сдает на утилизацию отработавшие аккумуляторы, а просто выбрасывает их на мусорную свалку, она наносит вред окружающей природной среде. В соответствии с такими действиями Росприроднадзор имеет право наказать предприятие, наложив на него административный штраф:

  • на должностных лиц компании – от 10 до 30 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 100 до 250 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток.

Утилизация отработанных аккумуляторных батарей предполагает их реализацию на сторону, то есть продажу специализированной организации. При этом необходимо составлять вести специальный журнал, в котором будут отражаться основные характеристики проводимых операций, в том числе наличие на начало периода, поступление и передача сторонней организации в отчетном периоде, а также наличие на конец периода.

Типовые проводки по учету аккумуляторов

Типовые проводки по учету аккумуляторных батарей могут быть представлены в следующем виде:

Дт 10.5 Кт 60 – отражена стоимость поступивших аккумуляторных батарей

Дт 19 Кт 60 – отражена сумма НДС по приобретаемым аккумуляторам

Дт 60 Кт 51 (71) – отражена оплата покупаемых батарей через расчетный счет или с использованием подотчетных средств

Дт 20 Кт 10.5 – списана стоимость аккумуляторных батарей в расходы по основной деятельности или вспомогательному производству

Дт 62 Кт 10.5 – отражена стоимость реализуемых на сторону батарей

Дт 91.1 Кт 62 – отражена сумма выручки при реализации аккумуляторов как МПЗ

5 ответов на часто задаваемые вопросы про особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей

Вопрос №1. Если аккумулятор для транспортного средства куплен по очень большой стоимости, то есть, к примеру, превышает 100 000 руб., его необходимо учитывать как основное средство или как материал?

В данном случае стоимость аккумулятора никакой роли не играет в постановке на учет – он всегда будет считаться ТМЦ, поскольку, кроме стоимости, не соответствует другим параметрам и характеристикам, присущим основным средствам. К примеру, аккумулятор не является обособленным средством, с помощью которого можно было бы выполнять какие-либо операции, то есть он является только комплектующим к транспортному средству.

Вопрос №2. Если организация приняла решение продать аккумуляторы, на каком счете и по каким документам должен быть осуществлен бухгалтерский учет полученных денежных средств?

При продаже аккумуляторов, которые не являются продукцией или товаром для предприятия, полученный доход относится на счет прочих доходов и расходов – счет 91.1. Читайте также статью: → “Счет 91. Учет прочих доходов и расходов. Проводки». При этом необходимо сформировать следующие проводки:

Дт 91.1 Кт 10 – отражена стоимость продаваемого аккумулятора

Дт 62 Кт 91.1 – отражена непосредственная реализация аккумулятора

Дт 51 (50) Кт 62 – отражено поступление денежных средств от продажи аккумулятора

Данные проводки сопровождаются оформлением товарной накладной по форме ТОРГ-12, как и при продаже собственной продукции или товаров.

Вопрос №3. Когда следует списывать в расходы стоимость аккумуляторов – при их покупке или в момент начала эксплуатации?

Аккумуляторы списываются в расходы только тогда, когда они устанавливаются на транспортные средства. то есть когда начинается непосредственная эксплуатация указанных запчастей. До этого момента аккумуляторные батареи находятся на складе и не используются, а потому учитываются в качестве запасов и не могут быть списаны в расходы.

Вопрос №4. Есть ли какие-либо особенности документального оформления при сдаче аккумуляторов на утилизацию?

Да, при сдаче аккумуляторных батарей на утилизацию необходимо внести соответствующие записи в журнал учета образования и движения отходов. Этот журнал призван помочь сотрудникам предприятия рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также составлять ежегодную экологическую отчетность и представлять сведения в органы госстатистики.

Вопрос №5. Если организация занимается скупкой использованных аккумуляторов и их последующей продажей в перерабатывающее предприятие, необходимо ли иметь какие-либо лицензии?

Да, при осуществлении подобной деятельности необходимо иметь лицензию. Связан этот момент с тем, что в аккумуляторных батареях имеются драгоценные металлы, а потому они признаются ломом цветных металлов. В соответствии с законодательством организации, которые хранят, заготавливают, транспортируют, перерабатывают или продают лом цветных металлов, обязаны получить соответствующую лицензию.

Утилизация шин, аккумуляторов и сдача списанных машин в металлолом

Как правильно оформить утилизацию шин, аккумуляторов и сдача списанных машин в металлолом.

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Читать еще:  Где найти КБК организации

Расчет нормы ГСМ

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

Учреждение как правило заключает контракт с перерабатывающей организацией. Расходы на утилизацию шин и аккумуляторов отразите по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». При этом в учете сделайте следующие проводки: Дебет 0.109.Х0.226 (0.401.20.226) Кредит 0.302.26.730 – оказаны услуги по утилизации на основании акта выполненных работ, Дебет 0.302.26.830 Кредит 0.201.11.610 — оплачены услуги по утилизации с одновременным отражением по Кредиту забалансового счета 18 (по коду КОСГУ) 226. На основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену спишите их с забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Полученный в процессе ликвидации основного средства металлолом учреждение должно оприходовать на основании акта на списании (в частности, ф. 0306003) и акта о приемке материалов по форме № 0315004.

После принятия на учет металлолома по текущей рыночной стоимости учреждение может его реализовать. Доходы от реализации металлолома поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Зачисление денежных средств от реализации (сдачи) металлолома на лицевой счет бюджетного учреждения отразите по статье КОСГУ 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов». В бухгалтерском учете сделайте проводки: Дебет 2.205.74.560 Кредит 2.401.10.172 – начислен доход за реализуемый металлолом; Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.205.74.660 – поступила оплата за реализованный металлолом на счет учреждения; Дебет 17 (код КОСГУ 440) – отражено поступление средств на счет учреждения.

При продаже металлолома оформите накладную на отпуск материалов на сторону по форме № 0315007. При перевозке металлолома в специализированную организацию автотранспортом дополнительно сформируйте товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т.

1. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ от 16.12.2010 № 174н

выбытие материальных запасов, пришедших в негодность вследствие физического износа, согласно принятому решению об их списании, отражается на основании первичного учетного документа (Акта о списании материальных запасов (ф.0504230), Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф.0504143) отражается по дебету счета 040101172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010521440-010527440, 010531440-010538440);*

2. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2010 № 157н

Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, . (с изменениями на 12 октября 2012 года)

Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»

349. Счет предназначен для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т.п.) устанавливается учетной политикой учреждения. Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.*

3. Ситуация: По какой статье (подстатье) КОСГУ отразить расходы на вывоз и утилизацию (захоронение) отходов

В зависимости от условий заключенного договора расходы на вывоз (уборку) и утилизацию отходов отнесите на подстатью КОСГУ 225 или 226.

На подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы на уборку (вывоз) мусора и твердых бытовых отходов (ТБО). Сюда же включается оплата договоров, согласно которым дальнейшую утилизацию (размещение, захоронение) осуществляет исполнитель.

В свою очередь на подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» относятся услуги и работы только по утилизации, захоронению отходов.

Такой вывод следует из положений раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.*

Таким образом, расходы на вывоз и утилизацию (захоронение) отходов оплачивайте в следующем порядке:

  • договор на вывоз (уборку) отходов – по подстатье КОСГУ 225;
  • договор на вывоз и утилизацию (размещение, захоронение) отходов – по подстатье КОСГУ 225;
  • договор на утилизацию (захоронение) отходов – по подстатье КОСГУ 226.*

Внимание: выбор подстатьи КОСГУ в данной ситуации не зависит от вида отходов: ТБО это или прочие отходы. Независимо от их вида применяется логика, приведенная выше.

4.Ситуация: Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете сдачу металлолома, полученного при ликвидации основного средства

После принятия на учет металлолома учреждение может его реализовать специализированным организациям, которые занимаются деятельностью в области сбора металлолома.

При продаже металлолома оформите накладную на отпуск материалов на сторону по форме № 0315007. Эта форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. При перевозке металлолома в специализированную организацию автотранспортом дополнительно сформируйте товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т. *

Порядок отражения в бухучете операций по реализации металлолома зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетные учреждения без согласия учредителя (собственника) не вправе реализовать материальные запасы в следующих случаях:

  • материальные запасы включены в состав особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником (приобретенного за счет средств, выделенных собственником);
  • сделка признается крупной, или в ее совершении имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Остальным имуществом (в т. ч. отходами, полученными от ликвидации имущества) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Поэтому доходы от реализации металлолома поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.*

Такие правила следуют из пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, статьи 41 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 10, 13 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и разъяснены в письмах Минфина России от 24 апреля 2012 г. № 02-04-10/1464, от 16 апреля 2012 г. № 02-04-10/1305.

Зачисление денежных средств от реализации (сдачи) металлолома на лицевой счет бюджетного учреждения отражайте по статье КОСГУ 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»* (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, письмо Казначейства России от 19 июня 2012 г. № 42-2.2.-04/31). Несмотря на то что письмо содержит ссылки на утративший силу приказ Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н, содержащиеся в нем разъяснения можно применять и сейчас (поскольку они не противоречат новым указаниям).

В учете при отражении операций по реализации сделайте следующие проводки:

Дебет 2.205.74.560 Кредит 2.401.10.172
– начислен доход за реализуемый металлолом;

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.205.74.660
– поступила оплата за реализованный металлолом на счет учреждения;

Дебет 17 (код КОСГУ 440)
– отражено поступление средств на счет учреждения.

Такой порядок установлен пунктами 72, 93–94, 150 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 205.00, 401.10, забалансовый счет 17).*

Бюджетные и автономные учреждения выручку от продажи металлолома должны отразить в составе доходов от реализации (ст. 249 НК РФ).*

Дату получения выручки определяйте в зависимости от выбранного метода учета:

  • при методе начисления моментом получения дохода признается дата перехода права собственности на металлолом (п.3 ст.271 НКРФ);
  • при кассовом методе выручка признается в момент получения оплаты за отгруженный металлолом (п.2 ст.273 НКРФ). Предварительную оплату (аванс), полученную от покупателя (заказчика), также учтите в составе доходов в момент получения (п.2 ст.273, подп.1 п.1 ст.251 НК РФ). Это правило действует, несмотря на то что материальные запасы еще фактически не переданы покупателю (п.8 информационного письма Президиума ВАСРФ от 22декабря 2005г. №98).

Полученную выручку учреждения вправе уменьшить на расходы, связанные с продажей металлолома (при условии, что расходы оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности) (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). К таким расходам, в частности, относятся расходы на хранение, упаковку, транспортировку. Кроме того, в состав расходов такие учреждения могут включить рыночную стоимость металлолома, которая ранее была включена в состав внереализационных доходов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Подробнее об этом см. Как бюджетному (автономному) учреждению учесть при расчете налога на прибыль материальные запасы, полученные при ликвидации.*

5.Рекомндации: Как оформить и отразить в бухучете поступление материальных запасов, полученных от ликвидации объекта основных средств

Материальные запасы, которые получены при ликвидации основных средств, оформите актом на списание (в частности,ф. 0306003) и актом о приемке материалов по форме № 0315004 (п. 34 Инструкции № 183н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 24 Инструкции № 162н). Если материальные запасы получены при разборке зданий (сооружений), при их поступлении составьте акт по форме № 0315009 (раздел 3 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).*

Фактическую стоимость таких материальных запасов определяйте по их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухучету, увеличенной на стоимость услуг по доставке, и приведению их в состояние, пригодное к использованию (п. 106, 25Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Подтвердить размер цен можно заключением независимого оценщика. Или же можно подготовить собственные материалы и расчеты. Подробнее см.Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг).

Порядок отражения в бухучете операций по поступлению материальных запасов при ликвидации (разборке, утилизации) основных средств зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Поступление материальных запасов от ликвидации (разборки, утилизации) основных средств отразите проводкой:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector