Как начисляется заработная плата в бюджетных организациях

Минфин о системе оплаты труда и контроле за правильностью начисления зарплаты

Автор: Г. И. Демидов

Какие разъяснения по вопросам о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений и контроле за правильностью начисления зарплаты представил Минфин в Письме от 22.11.2015 № 02-10-07/68198?

Минфин в Письме от 22.11.2015 № 02-10-07/68198 рассмотрел вопрос о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений и контроле за правильностью начисления зарплаты. О том, какие разъяснения привели специалисты финансового ведомства, вы узнаете из данной статьи.

О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений

Свои разъяснения Минфин начал с того, что привел определение понятия бюджетного учреждения. Согласно положениям ч. 1, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления соответственно в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде соответствующей субсидии.

Затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, как непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, так и тех, которые не принимают непосредственного участия в ее оказании, включаются в состав нормативных затрат, входящих в расчет субсидии и утверждаемых органом-учредителем.

Что касается систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в соответствии со ст. 144 ТК РФ они устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ или правовых актов органов местного самоуправления.

Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений определяются с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В Письме № 02-10-07/68198 Минфин сослался на Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол 11. Однако в 2016 году действуют Единые рекомендации, утвержденные 25.12.2015, протокол 12. Они включают в себя:

  • перечень норм и условий оплаты труда, которые являются обязательными для применения на территории РФ;
  • системы оплаты труда в государственных (в том числе федеральных) и муниципальных учреждениях;
  • порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, системы оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений;
  • особенности формирования систем оплаты труда работников сфер образования и здравоохранения, работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.

При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм труда (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, следует использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разд. V Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений (п. 33 Единых рекомендаций).

Согласно п. 12 Единых рекомендаций учреждением должно быть принято положение об оплате труда работников данного учреждения.

В положении об оплате труда работников учреждения предусматриваются конкретные фиксированные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

Кроме того, фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный работнику за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо установленную норму труда, предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником.

Некорректным является использование на уровне учреждений таких терминов, как рекомендуемые минимальные размеры и минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемых в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета.

Кроме конкретного размера оклада в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником преду­сматриваются размеры выплат:

  • компенсационного характера, которые не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, соглашениями и коллективными договорами;
  • стимулирующего характера, которые устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.

Напомним, что при заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать:

  • примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
  • Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н.

Согласно п. 16 Единых рекомендаций в федеральных государственных учреждениях при разработке показателей и критериев эффективности работы следует учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказами Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421, Минтруда РФ от 01.07.2013 № 287 и Минкультуры РФ от 28.06.2013 № 920, предусмотренные в письмах Минобразования РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02, Минкультуры РФ от 05.08.2014 № 166-01-39/04-НМ, а также необходимость достижения установленных в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значений целевых показателей развития соответствующих отраслей на 2016 год.

Рекомендации по установлению систем оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров приведены в разд. IV Единых рекомендаций.

Правилами п. 25 Единых рекомендаций предусмотрено, что условия оплаты труда руководителей учреждений устанавливаются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к нему), оформляемом в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

Рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Предельное соотношение средней заработной платы руководителей и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

Частью 2 ст. 9 ТК РФ предусмотрено, что коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, они не подлежат применению.

Читать еще:  Как написать рекомендательное письмо организации

О контроле за правильностью начисления зарплаты

Кто осуществляет контроль за правильностью начисления заработной платы работникам бюджетной сферы? Согласно п. 5.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных учреждений субъекта РФ и муниципальных бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, и в порядке, предусмотренном местной администрацией муниципального образования, соответственно.

Кроме того, в силу пп. 5.1.1 п. 5 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (далее – Положение), Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 Положения).

Согласно п. 2 Положения о государственном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, в субъектах РФ государственный надзор в сфере труда осуществляют государственные инспекции труда.

Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Учитывая изложенное, при возникновении вопросов, связанных с порядком начисления заработной платы, необходимо обращаться (подавать жалобу) по компетенции к учредителю бюджетного учреждения и (или) в государственную инспекцию труда области в установленном порядке.

Новая формула расчета зарплаты в 2019 году

Понятие трудовых отношений с работодателем включает в себя такой важный вопрос, как зарплата. При ее начислении и выплате должны соблюдаться все нормы законодательства. В статье мы расскажем про то, как происходит расчет заработной платы по новому в 2019 году. + Пример расчета.

Оплата труда работникам регулируется Трудовым кодексом (раздел VI) и Федеральными законами. С 2019 года вступили в силу поправки в кодекс, обязывающие работодателя начислять и выдавать зарплату каждые 15 суток. Тем самым исключено понятие аванс, теперь это первая часть заработной платы.

Законодатель не устанавливает дат, в рамках которых работодатель обязан выдать работникам причитающиеся за работу деньги. Это остается на усмотрение администрации, но с учетом новых требований должен соблюдаться определенный промежуток между выплатой частей зарплаты.

Начисление зарплаты в 2019 году

Нововведения 2019 года в части расчета и выплаты заработной платы работникам отражены в Федеральном законе от 3 июля 2016 года № 272-ФЗ и касаются статьи 136 ТК РФ. Дословно эта статья звучит теперь так:

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Следуя этому правилу, работодатель обязан выплачивать заработанные средства своим работникам не менее двух раз в месяц с промежутком не более 15 календарных дней. Организация сама устанавливает график выплаты, но с соблюдением временного промежутка. При этом существует необходимость закрепить эти сроки в коллективном или трудовом договоре.

Например, на предприятии устанавливается дата выдачи зарплаты 6-го числа, тогда аванс должен быть выплачен не позднее 21-го. Если выдать аванс раньше этого срока, будет нарушено требование Трудового кодекса в части выплаты окончательного расчета за месяц. Временной разрыв тогда окажется более 15 дней.

Допустимо в крупных организациях установление различных дат выдачи заработной платы для структурных подразделений. Например, у рабочих основного производства график выплаты определен, как 1 и 16 число каждого месяца, а для административных работников – 5 и 21 числа.

Новый расчет зарплаты в 2019 году

Законодательно установлено, что размер заработной платы гражданина, работающего по трудовому договору, не может быть меньше принятого по стране минимального размера оплаты труда. С января 2019 года МРОТ составил 11280 рублей и сравнялся с уровнем прожиточного минимума с 1 мая 2018 года. Значит, при полностью отработанном положенном времени в месяц работник может получать не менее этой суммы.

Важно отметить, что совместителей эта норма не касается, и они получат причитающуюся оплату пропорционально отработанному времени.

МРОТ является величиной, ниже которой не может быть исчисленная зарплата. За минусом налогов и обязательств по исполнительным листам будет явно меньше. При этом МРОТ – это не размер оклада, а общая сумма вместе с иными вознаграждениями в виде премий, надбавок и иных доплат. Исключение составляют коэффициенты для жителей северных регионов, они исчисляются сверху.

Что касается разделения сумм, которые являются первой и второй частью зарплаты, то здесь следует учитывать НДФЛ в каждом из случаев. В итоге получается, что при двухразовой выдаче заплаты, первая часть составляет 43,5 % от общей суммы за месяц при обычных условиях.

Как рассчитать ЗП по формуле

Трудовым кодексом правила расчета частей зарплаты не устанавливаются, но обращаясь к разъяснениям Минтруда можно сделать вывод, что в расчет первой части берется не только оклад, но и все надбавки, доплаты, установленные работнику. Сумма за месяц распределяется пропорционально отработанным дням.

Для расчета аванса:

  1. Определяется количество дней, которые были отработаны в эту часть месяца. Если работник находился в отпуске или на больничном, то эти дни не учитываются в расчете.
  2. Учесть все начисления. Сюда входят оклад, надбавки, доплаты, в том числе за дополнительный объем работы, который был установлен в этом месяце, ночные смены и т.д. Использование для расчета только размера оклада повлечет наложение штрафов на работодателя.

Не учитываются следующие начисления при формировании авансового расчета:

  1. Ежемесячная премия, которая начисляется по итогам работы за месяц.
  2. Выплаты, которые имеют поощрительный характер по результатам работы за месяц.

Формула расчета заработной платы за период, который работник фактически трудился в текущем месяце, имеет следующий вид:

(Оклад + Доплаты и надбавки + Премиальные выплаты) / Количество рабочих дней в месяце × Отработанные дни

В каждую из ежемесячных выплат бухгалтерия рассчитывает удержания, за минусом которых сумма будет выдана работнику. Стандартным удержанием является НДФЛ, составляющая 13 % от дохода. Дополнительно из зарплаты могут вычитаться суммы по исполнительным листам, профсоюзные взносы.

Премиальные выплаты могут быть установлены уже после первой выплаты причитающегося заработка. Тогда они будут рассчитаны обычным порядком и вторая выплата, так называемый окончательный расчет за месяц, станет разницей между исчисленной зарплатой за весь месяц с применением премии и первой выплатой (по привычке называемой авансом).

Пример расчета

Разберем несколько типичных ситуаций по расчету заработной платы.

Работнику установлен оклад в размере 25 тыс. рублей. В текущем месяце ему назначена дополнительная надбавка за замещение отсутствующего работника и дополнительный объем работы в 50 % от оклада. В месяце 21 рабочая смена. С 1 по 15 число будет 11 рабочих смен.

Первая выплата «Аванс» рассчитана следующим образом:

(25000 + (25000 × 50 %)) /21 × 11 = 19643 рубля.

Вторая выплата «Зарплата»:

(25000 + (25000 × 50 %)) /21 × 10 = 17858 рублей. (рассчитываем оставшиеся отработанные 10 смен)

Читать еще:  Как оплатить командировочные расходы в бюджетной организации

(19643 + 17858) × 13 % = 4875 рублей (рассчитываем НДФЛ от зарплаты)

За минусом 13 % НДФЛ на руки он получит: 17858 — 4875 = 12983 рублей

Возьмем ту же ситуацию, но во второй половине месяца руководитель подписал приказ о премировании коллектива в размере 25 % от оклада.

Тогда вторая выплата составит:

(25000 + (25000 × 50 %) + (25000 × 25 %) – 19643 (получена за первую половину месяца) = 24107 рублей – 13 % (НДФЛ) = 20973 рублей на руки.

Дополнительно работник отработал сверхурочно 2 смены. При расчете аванса сверхурочные работы не учитываются, но по итогам месяца они должны быть начислены и выданы в окончательный расчет. Аванс будет тем же, что мы рассмотрели выше, а вторая выплата станет больше за счет количество часов, отработанных сверхурочно. При этом используется следующее правило:

часовая ставка за первые два часа такой работы увеличивается в 1,5 раза, а последующие часы оплачиваются в двойном размере.

Воспользуйтесь удобным онлайн калькулятором расчета заработной платы

Согласно письма Минфина от 22.07.2015 года № 03-04-06/42063, работодатель не должен облагать первую выплату налогом на доход. Но тогда существует риск того, что при выходе работника на больничный лист, удержать НДФЛ за текущий месяц будет не с чего. Поэтому кассир может учесть такую ситуацию и выдать первую выплату с учетом удержания. При этом такой порядок необходимо прописать в локальном нормативном акте организации.

Единожды всю сумму можно выдать только по письменному заявлению работника.

Выдача премий также закреплена в законодательных документах. Срок ее выплаты составляет 15 календарных дней после того, как была исчислена.

Расчет заработной платы осуществляется на основании табелей учета рабочего времени, составляемых руководителями структурных подразделений организации или кадровой службой. Они составляются в установленные сроки перед расчетом каждой из частей заработка и передаются в бухгалтерию.

На работодателя может быть наложен штраф за:

  • начисление зарплаты ниже установленного МРОТ;
  • несоблюдение сроков выплаты.
  • первичное нарушение влечет наказание для организации на 30-50 тысяч рублей, а его руководителя на 10-20 тысяч рублей или выговор;
  • повторно штрафы вырастают до 50-100 тысяч рублей для юридического лица и 20-30 тысяч для руководителя.

Проводки по заработной плате в бюджетном учете

Нормативно-правовая база

Проводки по заработной плате в бюджетном учреждении регулируются несколькими законодательными актами, в частности:

  • Единым планом счетов бухучета для госорганов, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н);
  • Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина от 16.12.2010 № 174н).

Что относить к зарплате сотрудников согласно действующему законодательству, читайте в материале «Ст. 135 ТК РФ — вопросы и ответы».

Порядок формирования проводок по зарплате в бюджетной организации

В бюджетной сфере для детализации движения денежных средств разработана классификация операций сектора государственного управления (сокращенно — КОСГУ). При этом к бухгалтерскому счету при формировании проводок следует добавлять код, определяющий вид поступления или выбытия объекта учета в соответствии с данной классификацией.

В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру нужно использовать следующие коды КОСГУ:

  • 211 — «Заработная плата»: сюда необходимо отнести расходы на все выплаты денежных средств в соответствии с договорными обязательствами; кроме этого, здесь отражают различные удержания из начисленной зарплаты сотрудника (членские профсоюзные взносы, НДФЛ, возмещение морального вреда, причиненного работником, алименты и пр.);
  • 212 — «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов на оплату не относящихся к зарплате дополнительных выплат, компенсаций (например, суточных при служебных командировках, компенсаций за использование автомобиля и пр.);
  • пособия, например, те, что выплачиваются за счет ФСС сотрудникам, относят на подстатью 213 (в т. ч. пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за детьми и т. д.).

Также для корректного распределения видов движения денежных средств нам понадобятся следующие КОСГУ:

  • 730 — «Увеличение прочей кредиторской задолженности»;
  • 830 — «Уменьшение прочей кредиторской задолженности»;
  • 610 — «Выбытие со счетов бюджета».

О том, как номер счета бюджетного учета увязан со значением КОСГУ, читайте здесь.

Проводки по зарплате в бюджетном учреждении

На основании вышеприведенных нормативных документов составим основные проводки по заработной плате в учете бюджетной организации.

1. Начислена зарплата, отпускные, премия.

При этом затраты по заработной плате могут быть отнесены на несколько различных счетов бухгалтерского учета:

  • Дт 0 401 20 211 «Расходы по зарплате» Кт 0 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по зарплате»
  • Дт 0 109 61 211 «Затраты на зарплату в себестоимости готовой продукции» Кт 0 302 11 730
  • Дт 0 109 71 211 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг по заработной плате» Кт 0 302 11 730
  • Дт 0 109 81 211 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг по зарплате» Кт 0 302 11 730

2. Начислен НДФЛ:

Дт 0 30211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате» Кт 0 30301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ»

3. Отражено начисление по исполнительному листу:

Дт 0 30211 830 Кт 0 304 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по удержаниям из выплат по оплате труда»

4. Из кассы выплачена зарплата:

Дт 0 30211 830 Кт 0 20134 610 «Денежные средства кассы бюджетного учреждения»

5. Заработная плата перечислена на банковские карточки:

Дт 0 302 11 830 Кт 0 20111 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

6. Депонированы невыданные суммы:

Дт 0 30211 830 Кт 0 30402 730 «Увеличение кредиторской задолженности перед депонентами»

7. Начислены взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС.

Ежемесячно в каждой организации начисляются страховые взносы в ПФР, обязательные социальные взносы в ФСС и ФФОМС. Объектом обложения признаются выплаты и прочие вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу сотрудников.

Проводки по начислению взносов формируются следующим образом. Счет по дебету будет постоянным — Дт 0 40120 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда». А вот корреспондирующий счет будет зависеть от вида начисления:

  • Кт 0 303 10 730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на ОПС»;
  • Кт 0 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по взносам на обязательное соцстрахование»;
  • Кт 0 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»;
  • Кт 0 303 07 730 «Увеличение кредиторской задолженности на ОМС».

8. Выдана заработная плата подотчетному лицу, осуществляющему раздачу зарплаты, из кассы:

Дт 0 20811 560 «Расчеты с подотчетными лицами по зарплате» Кт 0 20134 610 «Денежные средства в кассе учреждения».

9. Получена зарплата сотрудником от раздающего лица:

Дт 0 30211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате» Кт 0 20811 660 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда».

О проводках, применяемых для отражения операций по зарплате в коммерческих организациях, читайте в статье «Проводки по зарплате и бухгалтерский учет».

Пример отражения в учете бюджетной организации начисления зарплаты

Рассмотрим проводки для начисления зарплаты в бухгалтерском учете предприятия на конкретном примере.

Должностной оклад работника больницы составляет 24 000 руб. Сотрудник не имеет детей, следовательно, у него отсутствует право на стандартный вычет.

Начислен доход за январь 2020 года — 24 000 руб.

Проводки по отражению операций, связанных с начислением и выплатой зарплаты, будут такими:

Заработная плата в бюджетных организациях

Внедрение современных систем выплаты заработной платы в бюджетных организациях и учреждениях обеспечивают соответствующие изменения в процессах управления и использования кадровых ресурсов на более эффективном уровне. Также стоит отметить, что гарантированные и предсказуемые расходы в системе бюджетного права – это те расходы, которые являются запланированными совершенно для любого учреждения.

Читать еще:  Как регистрировать распоряжения в организации

Оплата труда работников, то есть заработная плата – это определенное вознаграждение за выполненный труд в строгой зависимости от квалификации сотрудников, качества, сложности, условий и количества выполненной работы. Кроме того, в систему заработной платы входят и стимулирующая часть выплаты. В стимулирующую часть входят такие определения, как надбавки и доплаты, а также соответствующие премии, которые могут быть выплачены работникам по истечению отчетного периода: месяца, квартала, полугодия или года.

Расчет заработной платы

Заработная плата для сотрудников, которые работают в бюджетной сфере, в значительной степени отличается от заработной платы иных предприятий или частных организаций. Вся система формируется, вводится, контролируется и регулируется законодательными актами и нормами бюджетного права, которое принято на территории Российской Федерации.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К системе расчета заработной платы бюджетников можно отнести следующие денежные выплаты:

  • Заработная плата. Зарплата выплачивается строго в соответствии с должностным окладом и по установленным ставкам, а также за установленное время, работу в ночное время и в праздничные дни.
  • Надбавки. Они, как правило, выплачиваются за выслугу отработанных лет. Кроме того, здесь учитывается квалификационный разряд в соответствии с положением об оплате труда. Все приказы и прочие постановления подписываются руководством бюджетной организации.
  • Отпускные. Данная выплата выплачивается за ежегодный отпуск, а также в виде компенсации за неиспользованные дни отпуска. Кроме того, отпускные могут быть выплачены в пользу обучения работника.
  • Выплаты необходимых компенсаций и пособий, которые выплачиваются за периоды временной нетрудоспособности.
  • Прочие расходы по заработной плате. Например, это выплаты стимулирующего или поощрительного характера.

Стоит отметить, что существует еще два вида денежных выплат, которые предусмотрены исключительно в системе бюджетного права:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Во-первых, это компенсации и пособия самого различного уровня.
  • Во-вторых, это ежемесячные пособия, которые выплачиваются сотруднику на детей.

Основание к начислению заработной платы

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации установлены определенные основания, которые ведут к начислению заработной платы в системе бюджетных учреждений. Основания могут быть следующие:

  • Приказ руководителя предприятия или организации об увольнении, зачислении и перемещении сотрудников на основании штатного расписания и прочих локальных актов.
  • Табель соответствующего учета об использовании всего рабочего времени и необходимого расчета всей заработной платы.
  • Записка – расчет об использовании рабочего времени.
  • Прочие учетные документы, которые созданы и подписаны руководителем организации и предприятия.

Все необходимые выплаты, которые подвергаются начислению работникам, должны быть произведены в течение одного календарного месяца после подписания соответствующего приказа или постановления работодателя предприятия, организации или компании.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Начисление оплаты труда и взносов

Если образовательное учреждение имеет филиалы, следует помнить, что перечислять НДФЛ в бюджет надо отдельными платежными поручениями по каждому подразделению. На этом настаивают налоговики. А вот о том, какие записи надо сделать при начислении зарплаты, налогов и взносов, – в статье.

Бухгалтерские записи по начислению сумм, связанных с оплатой труда, зависят от ряда факторов.

Оплату труда в бюджетном учреждении отражают по подстатьям статьи 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда».

Расходы на выплату зарплаты, осуществляемые на основе договоров (контрактов), относят на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Кроме того, по данной подстатье отражают удержания из заработной платы работника:

– суммы, удержанные работодателем из заработной платы работников (служащих) на основании их заявлений для зачисления денежных средств на лицевые счета работников (служащих), открытые в кредитных организациях;

– перечисления средств профсоюзным организациям (членские профсоюзные взносы);

– налог на доходы физических лиц;

– возмещение материального ущерба, причиненного работником;

– по исполнительным документам, в том числе на оплату алиментов и почтового сбора;

– иные удержания в рамках исполнительного производства.

По подстатье 212 «Прочие выплаты» учитываются расходы на оплату работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и компенсаций.

Данные выплаты обусловлены трудовыми отношениями, статусом работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

– суточные при служебных командировках, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов загранплавания флота;

– компенсация стоимости медуслуг, стоимости именных путевок на санаторно — курортное лечение работникам учреждений и членам их семей в законодательно установленных случаях;

– компенсация за использование личного транспорта для служебных целей;

– доплата матерям-одиночкам пособий на детей в возрасте от 0 до 16 лет;

– компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц (и членов их семей), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также расходов, связанных с проездом к месту работы в такой местности, и других аналогичных расходов;

– дополнительные ежемесячные выплаты работникам- пенсионерам.

>|Вознаграждения лицам, оформленным по гражданскоправовым договорам, отражаются по подстатье КОСГУ, соответствующей выполняемой по договору работе (услуге).|

Суммы начисленной зарплаты учитывают по кредиту счета 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» и дебету, соответствующему операции счета:

– 401 20 211 «Расходы по заработной плате»;

– 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения», 106 32 320 «Увеличение вложений в нематериальные активы – иное движимое имущество учреждения», 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» при отражении изготовляемых хозяйственным способом объектов нефинансовых активов;

– 109 61 211 «Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», 109 71 211 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы», 109 81 211 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы».

Дополнительные выплаты и компенсации учитывают по кредиту счета 302 12 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам» и дебету счета:

– 401 20 212 «Расходы по прочим выплатам»;

– 106 30 000 «Вложения в иное движимое имущество учреждения»;

– 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Пример 1.
Должностной оклад работника бюджетного учреждения (не перешло на субсидирование) составляет 12 000 руб.

Ему выплачивается надбавка в размере 10 процентов должностного оклада.

Начисленная заработная плата за январь 2011 года составила 13 200 руб. (12 000 руб. + 12 000 руб. Ч 10%). >|Бюджетные учреждения, не перешедшие на субсидиарное финансирование (так же, как и казенные учреждения), ведут учет в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н.| |Расходы на уплату взносов учитывают по тем подстатьям КОСГУ, на которых были отражены расходы на оплату соответствующих договоров.|

>|Уплату «травматических» взносов регулирует «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».|

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector