является ли деятельность ооо частное охранное предприятие

Является ли деятельность ооо частное охранное предприятие

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями, в целях законных прав и интересов своих клиентов.

Что является правовой основой частной охранной деятельности?

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Является ли частная охранная деятельность правоохранительной?

Нет, не является. Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями, в целях законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется (часть 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). Частная охранная организация (далее также – охранная организация) – организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности (пункт 1 части 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Охранникам запрещается использовать методы сыска (часть 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Кто имеет право осуществлять частную охранную деятельность?

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями, в целях законных прав и интересов своих клиентов.

Виды охранных и сыскных услуг определены статьей 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей (часть 5 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Оказание услуг, перечисленных в части 3 настоящего Закона, разрешается только охранным организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел (часть 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Какие виды услуг разрешается предоставлять в целях охраны?

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг (часть 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»):

  1. Защита жизни и здоровья граждан;
  2. Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
  3. Охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  4. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  6. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
  7. Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кто может осуществлять охрану (защиту) имущества и объектов на договорной основе кроме охранных организаций (предприятий)?

Охрана имущества и объектов, в том числе и на договорной основе является одним из основных направлений деятельности полиции (пункт 10 части 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»).

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющейся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется в соответствии с заключенными договорами (части 1 и 2 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Имеет ли право охранник задержать правонарушителя?

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в органы внутренних дел (полицию) (часть 6 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Какие средства разрешается использовать(применять) в охранной деятельности?

Охранным организациям разрешается …, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи ( часть 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять … и специальные средства только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. …, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации (часть 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Может ли учредитель частной охранной организации являться учредителем в ООО?

Может ли учредитель частной охранной организации является учредителем в другом обществе с ограниченной ответственностью, как узнать где основной вид деятельности?

Ваш вопрос является спорным и в некоторой степени пробельным в праве.

Согласно статье 15.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным.

Читать еще:  как открыть дополнительный оквэд для ооо

Следует учитывать, что данное положение противоречит Конституции РФ, в которой сказано, что лицо может заниматься любым видом деятельности. Но в судебной практике доминирует мнение, что учредитель частной охранной организации может быть учредителем только частной охранной организации.

Основной вид деятельностилюбой организации можно посмотреть в выписке из ЕГРЮЛ, по этой ссылке https://egrul.nalog.ru/index.html

Понятие «основной вид деятельности» не применимо для физических лиц.

Похожие вопросы

Может ли учредитель частной охранной организации быть учредителем в другой ЧОО?

Как исключить в судебном порядке учредителя ООО, который является учредителем конкурирующей организации

Нужен ли в Частной охранной организации ответственный за БДД?

Кто оплачивает медосмотр охранников, работающих в частной охранной организации?

Должна ли организация, являющаяся учредителем МУПов, согласовывать им планы ФХД?

Может ли государственное унитарное предприятие, основным видом деятельности которого является фармацевтическая деятельность, получить лицензию на осуществление охранной деятельности для охраны при перевозке наркотических средств и психотропных веществ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Государственное унитарное предприятие не может получить лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Государственное унитарное предприятие вправе осуществлять охрану принадлежащего ему имущества собственными силами без получения лицензии на осуществление охранной деятельности и без наличия у его сотрудников удостоверений частного охранника.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» частная охранная деятельность подлежит лицензированию. Частью 4 ст. 1 указанного Закона предусмотрено, что особенности лицензирования частной охранной деятельности могут устанавливаться федеральным законом, регулирующим осуществление такой деятельности.
Частью первой ст. 1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (далее — Закон N 2487-I) частная детективная и охранная деятельность определена как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. К услугам, оказание которых разрешено в целях охраны (к охранным услугам), пунктами 3, 6 части третьей ст. 3 Закона N 2487-I отнесена, в частности, охрана объектов и (или) имущества.
В силу части первой ст. 11 Закона N 2487-I оказание услуг, перечисленных в части третьей ст. 3 этого Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, такие услуги оказывать запрещено (часть пятая ст. 3 Закона N 2487-I), а частные охранники, как видно из части первой ст. 11.1 Закона N 2487-I, могут привлекаться к оказанию таких услуг лишь в качестве работников частной охранной организации, которая является исполнителем по соответствующему договору с клиентом.
Согласно п. 2.1 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498, лицензионным требованием при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей ст. 3 Закона N 2487-I, является, в частности, соответствие соискателя лицензии (лицензиата) и его учредителей (участников) требованиям ст. 15.1 Закона N 2487-I.
В свою очередь, часть первая ст. 15.1 Закона N 2487-I предусматривает, что частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной (по данному запрету смотрите также постановление Второго ААС от 23.11.2017 N 02АП-8402/17).
Следовательно, государственное унитарное предприятие не может получить лицензию на осуществление частной охранной деятельности, в том числе в целях охраны имущества при перевозке наркотических средств и психотропных веществ.
Вместе с тем из приведенных выше норм части первой ст. 1, части первой ст. 11 Закона N 2487-I следует, что лицензированию подлежит не любая деятельность, направленная на обеспечение охраны объектов и (или) имущества, а именно деятельность по оказанию соответствующих услуг, то есть осуществляемая в интересах третьих лиц. Запрета же на создание в организациях подразделений для выполнения функций по охране собственного имущества законодательством не установлено. В связи с этим юридическое лицо вправе осуществлять эти функции своими силами (силами своих работников), что не требует ни получения каких-либо лицензий самой организацией, ни получения удостоверений частных охранников ее работниками.
Соответственно, если в рассматриваемом случае унитарное предприятие намеревается осуществлять охрану наркотических средств и психотропных веществ в собственных интересах, а не в связи с оказанием охранных услуг иным лицам, получать лицензию на осуществление охранной деятельности ему не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

10 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Руководитель частной охранной организации не может подрабатывать в другой компании, а учредитель может, но только в той же сфере

Согласно требованиям законодательства частная охранная деятельность для учредителя или участника частной охранной организации должна быть основной, потому отказ в продлении лицензии можно было бы назвать правомерным. Проблема в том, что такого понятия, как основной вид деятельности, применительно к гражданам (а поскольку речь идет о трудовых отношениях, очевидно, что учредителем является гражданин) закон не содержит. Если же учредитель одновременно является единоличным исполнительным органом частной охранной организации, тогда отказ в выдаче лицензии обоснован, потому что запрет для таких лиц работать по трудовым договорам закреплен в законе императивно.

Охранная деятельность должна быть основной

Создание и деятельность частных охранных организаций, в частности основные лицензионные требования, регулируются Законом РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об охранной деятельности).

Специальные лицензионные правила для осуществления частной охранной деятельности установлены Положением о лицензировании частной охранной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498).

Лицензии на осуществление частной охранной деятельности выдают МВД России и его территориальные подразделения в порядке, предусмотренном приказом МВД России от 29.09.2011 № 1039.

Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Чтобы получить лицензию, частная охранная организация должна отвечать различным требованиям, конкретный «набор» которых зависит от того вида частной охранной деятельности, которым планирует заниматься данная организация (п. 2—8 Положения о лицензировании частной охранной деятельности).

К учредителям (участникам) и органам управления частной охранной организации предъявляются специальные требования независимо от ее специализации. Так, для учредителя и (или) участника частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным (ч. 4 ст. 15.1 Закона об охранной деятельности). На практике применение данной правовой нормы вызывает трудности из-за ее формулировки. Дело в том, что понятие «вид деятельности» применимо лишь к юридическим лицам, а такой вид деятельности, как частная охранная деятельность, согласно тому же Закону об охранной деятельности вправе осуществлять только организации, а не частные лица (п. 1 ст. 1.1, ст. 11.2, 11.3, ч. 1 ст. 15.1 Закона об охранной деятельности). В связи с этим можно попробовать оспорить в суде отказ в продлении лицензии на основании несоответствия учредителя лицензионным требованиям, ссылаясь на то, что трудовые обязанности не аналогичны понятию «вид деятельности», и представив доказательства того, что преимущественно учредитель трудится именно в сфере частной охранной деятельности.

Читать еще:  как внести ооо в реестр микрофинансовых организаций

Однако прогнозировать результат такого спора довольно сложно, поскольку судебной практики по данному вопросу немного, и часть ее не в пользу частных охранных организаций (см. «Судебное решение»).

Руководитель частной охранной организации может работать только в ней

Частные охранные организации создаются только в форме общества с ограниченной ответственностью (ст. 15.1 Закона об охранной деятельности), потому учредитель и директор могут не совпадать в одном лице, и требования к таким лицам закон устанавливает разные.

В отношении руководителя частной охранной организации запрет вступать в трудовые отношения с иными организациями или гражданами сформулирован в законе достаточно четко: согласно ч. 4 ст. 15.1 Закона об охранной деятельности он не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Потому если в данной ситуации учредитель и руководитель организации — одно лицо, отказ в продлении лицензии однозначно правомерен. Если же это разные лица и речь идет только об учредителе (участнике) организации, то отказ в выдаче лицензии можно попробовать оспорить в суде.

Общество с ограниченной ответственностью в 2007 г. получило лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности сроком на пять лет. В 2011 г. территориальное управление внутренних дел (далее — УВД) провело выездную плановую проверку общества с ограниченной ответственностью по вопросу соблюдения последним лицензионных требований и условий. По итогам проверки составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)). Проверяющие установили, что в нарушение требований законодательства (ч. 4 ст. 15.1 Закона об охранной деятельности) частная охранная деятельность не являлась основной для единственного учредителя ООО, который на основании трудового договора одновременно работал в должности сварщика-монтажника ЖБИ.

УВД обратилось в суд с заявлением о привлечении ООО к административной ответственности, которое было удовлетворено, обществу было назначено наказание в виде предупреждения. Однако суд не признал нарушением лицензионных требований факт трудоустройства единственного учредителя ООО на другом предприятии, поскольку в отношении учредителя (участника) юридического лица, являющегося физическим лицом, понятие «основной вид деятельности» в рассматриваемых правоотношениях не применимо.

В апелляционной инстанции решение было изменено, из мотивировочной части исключено указание на необоснованность вывода УВД о нарушении обществом требований к учредителю частной охранной организации. ООО не согласилось с такими поправками и обратилось в суд округа, который, однако, оснований для изменения постановления не нашел. Судьи, проанализировав положения Закона об охранной деятельности, пришли к выводу, что физическое лицо, являясь учредителем (участником) охранной организации, должно осуществлять трудовую деятельность, оказывая только охранные услуги.

Частное охранное предприятие как юридическое лицо — субъект частного права

В российском гражданском праве юридическое лицо — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени*.

Не каждое юридическое лицо является предпринимателем. В силу ст.50 ГК РФ юридические лица подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие организации. Критерием такого разграничения является характер основной деятельности юридического лица.

Так как частное охранное предприятие имеет основной целью деятельности извлечение прибыли, оно признается коммерческим. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, указанный в Гражданском кодексе является исчерпывающим и включает в себя: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Чаще всего частные охранные предприятия регистрируются и действуют в форме закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью.

Солидарная неограниченная ответственность полных товарищей в хозяйственных товариществах (п.1 ст.69 ГК РФ) и солидарная субсидиарная ответственность в одинаковом для участников кратном размере к стоимости вкладов в обществах с дополнительной ответственностью (п.1 ст.95 ГК РФ) — слишком жесткие системы ответственности для частных охранных предприятий, так как в большинстве случаев стоимость охраняемых благ в десятки раз превосходит стоимость платы за услуги.

Возможность свободной реализации акций любым третьим лицам в открытом акционерном обществе, и как следствие — потенциальная возможность постоянного изменения состава акционеров — крайне нежелательное положение вещей для предприятия, в собственности которого находится несколько десятков единиц оружия.

Представляется, что наиболее интересной организационно-правовой формой частного охранного предприятия является производственный кооператив — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (переработки, сбыта, торговли, оказания услуг и т.д.)

Кооперативы существенно отличаются от других организационно-правовых форм предпринимателей. Член кооператива не является наемным работником, он так же, как участник любого общества и товарищества — собственник и участник управления предприятием. Однако от товариществ и обществ кооператив отличается тем, что его члены обязаны принимать в нем непосредственное участие своим трудом.

Число членов кооператива не должно быть менее пяти (п.3 ст.108 ГК РФ). Что касается количества наемных работников в производственном кооперативе по отношению к количеству его членов, то закон не устанавливает каких-либо ограничений, хотя об этом, возможно, стоит подумать, поскольку членство и личное трудовое участие членов кооператива в его хозяйственной деятельности являются главными факторами, определяющими его сущность. И если число наемных работников в производственном кооперативе существенно превышает число его членов, вряд ли такую ситуацию можно признать логичной для этой организационно-правовой формы.

Несмотря на «удобность» такой организационно-правовой формы как производственный кооператив частные охранные предприятия избегают ее, так как на кооперативы нельзя полностью распространить принцип ограниченной ответственности (п.2 ст.107 ГК РФ) и всегда существует возможность обращения взыскания на пай члена кооператива по личным долгам последнего.

Отличительной чертой частного охранного предприятия как коммерческого юридического лица является его ограниченная правоспособность. В Российской Федерации оказание охранных услуг разрешено только предприятиям, специально учреждаемым для выполнения охранных услуг. Иными словами, охранные услуги могут оказывать только юридические лица — предприятия, у которых видом деятельности в уставе определено предоставление охранных услуг, имеющие специальную лицензию.

Такая лицензия выдается частным охранным предприятиям по месту их учреждения. Она дает право на осуществление частной охранной деятельности, предусмотренной учредительными документами частного охранного предприятия.

Лицензию на осуществление частной охранной деятельности необходимо иметь не только самому юридическому лицу — предприятию, но и некоторым сотрудникам, работающим в составе этих предприятий. Сотрудниками частных охранных предприятий могут быть не только частные охранники. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что лицензию на осуществление частной охранной деятельности обязаны иметь руководители охранных предприятий, сотрудники охранных предприятий, оказывающие услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, а также сотрудники, использующие в своей деятельности оружие и специальные средства, обеспечивающие жизнь и здоровье отдельных граждан.

Читать еще:  ооо зао оао что это одним словом

Однако получение вышеуказанными лицами лицензии на осуществление частной охранной деятельности не дает им права на осуществление самостоятельной частной охранной деятельности, так как ст.11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказание услуг в сфере охраны разрешено только предприятиям, специально учреждаемым для выполнения охранных услуг.

При этом лицензия на осуществление частной охранной деятельности служит основанием персоналу частных охранных предприятий и служб безопасности для работы по договору в целях оказания отдельных видов услуг в частном охранном предприятии, службе безопасности либо для утверждения в должности руководителя частного охранного предприятия, службы безопасности (подпункт 2.1.6. пункта 2 Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью, утвержденная приказом МВД РФ от 22 августа 1992 года N 292 «Об организации исполнения органами внутренних дел Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»)*.

В Налоговом кодексе Российской Федерации и иных нормативных правовых актах МНС России эти особенности не отражены. В результате не учтено то обстоятельство, что физическое лицо, обладая лицензией на осуществление частной охранной деятельности, не может индивидуально осуществлять эту деятельность, так как Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» ему такое право не предоставлено.

Согласно п.2 ст.11 Налогового кодекса, частные охранники отнесены к индивидуальным предпринимателям, то есть к физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке и самостоятельно осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг.

Кроме того, в соответствии с п.6 ст.86 Налогового кодекса заявление о постановке на учет частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.

За нарушение срока постановки на учет в налоговом органе ст.116 Налогового кодекса предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей, за аналогичное нарушение на срок более 90 дней — 10000 рублей, уклонение от постановки на учет влечет ответственность в соответствии со ст.117 Налогового кодекса. Кроме того, до 13 января 2003 года в соответствии со ст.10 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» неисполнение частным охранником налоговых обязательств являлось основанием для аннулирования его лицензии органом внутренних дел (Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-фз ст.10 исключена из Закона).*

Частные охранники не могут быть поставлены в один ряд с другими группами указанных в данной статье налогоплательщиков (частными нотариусами и частными детективами). В соответствии с ч.1 ст.11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказание услуг в целях охраны, перечисленных в ч.3 ст.3 указанного Закона, разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Гражданину, получившему лицензию на оказание охранных услуг, необходимо для осуществления охранной деятельности и получения от нее доходов заключить трудовой договор с частным охранным предприятием. Более того, для получения лицензии претендент на лицензию обязан предоставить обязательство о заключении трудового договора от будущего работодателя.

Таким образом, частный охранник, в отличие от частного детектива и частного нотариуса, не имеет права заниматься частной практикой в сфере оказания охранных услуг, т.е. его правовой статус соответствует правовому статусу физического лица, работающего на основании трудового договора.

Налицо трудоправовая проблема и коллизия двух законов. Один закон, Налоговый кодекс, относит частных охранников к индивидуальным предпринимателям, обязывает их проходить регистрацию в налоговых органах для присвоения индивидуального идентификационного номера и, в случае нарушения данного требования, предоставляет налоговым органам право применять к частным охранникам штрафы.

Не учитывается, что частный охранник:

— не обладает лицензией, предоставляющей ему право на регистрацию в качестве индивидуального частного предпринимателя;

— не является субъектом самостоятельной хозяйственной деятельности;

— не осуществляет самостоятельно на свой риск платную охранную деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания услуг;

— состоит с охранным предприятием в трудовом правоотношении;

— является работающим по найму, состоит на учете как налогоплательщик и уплачивает налоги и сборы с заработной платы.

В то же время, частные охранники, выполнившие требование ст.83 Налогового кодекса, своевременно подавшие заявление в налоговый орган как индивидуальные предприниматели, должны были быть привлечены к ответственности за нарушение требований Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Инструкции о порядке лицензирования данной деятельности, как физические лица, добровольно заявившие о том, что они являются субъектами самостоятельной хозяйственной деятельности и оказывают на свой риск (индивидуально) услуги в сфере охраны.

Ситуация, когда гражданин подвергается наказанию при фактическом отсутствии правонарушения (только по формальным признакам), требовала немедленного разрешения.

Так, предлагалось привести налоговое законодательство в соответствие с реальным статусом частного охранника, упразднив необоснованно возложенную на них обязанность постановки на учет в налоговом органе.

В то же время Управление МНС РФ по Санкт-Петербургу в письме N 05-39/13902 от 18 августа 2000 года разъясняет, что «Налоговый кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 01.01.99, не изменяет статуса частного охранника и не вступает в противоречие с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности» N 2487-1 от 11.03.92. Частные охранники приравниваются Налоговым кодексом к индивидуальным предпринимателям исключительно для целей налогообложения и только в том случае, когда они самостоятельно осуществляют деятельность».

В этом же письме предлагалось следующее решение: «если физические лица, не имеющие государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляют деятельность на основании трудового договора (контракта) с охранным предприятием и состоят в его штате, то они не будут являться индивидуальными предпринимателями». Указанное письмо для региона являлось рекомендательным.

В других же регионах налоговые органы рьяно развернули деятельность по взысканию штрафных санкций с охранников, обратившихся к ним с заявлением о присвоении ИНН. Судебная практика по этому вопросу не сложилась, хотя многие исковые заявления уже находятся в арбитражных судах.

Однако до настоящего времени отсутствует мнение Минюста, МНС и МВД России по этому вопросу.

Представляется, что нормы Налогового кодекса, касающиеся частных охранников, не могут применяться. Возможность реализации указанных норм Налогового кодекса наступит только в том случае, когда Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» разрешит оказание услуг в сфере охраны не только специальным предприятиям, но и частным охранникам. Нет необходимости разрешать индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере охранных услуг, так как оказание этих услуг требует привлечения значительных материальных и людских ресурсов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector