Сколько способов представления налоговой декларации вы знаете

Сколько способов представления налоговой декларации вы знаете

Российский налоговый курьер, N 8, 2009 год
Рубрика: Налоговое администрирование
Подрубрика: Налоговый контроль
С.К.Бурейко,
советник государственной
гражданской службы РФ I класса

По результатам деятельности налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации (расчеты), а также бухгалтерскую отчетность в установленном порядке в налоговые органы по месту учета. Существует несколько способов сдачи отчетности, которые имеют свои преимущества и недостатки. Проанализируем, какой из способов более подходит той или иной организации

Обязанность представлять налоговую отчетность за налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) закреплена согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ. Так, налоговую декларацию (расчет) необходимо подавать в налоговый орган по установленной форме вместе с документами, указанными в Налоговом кодексе, на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде (п.3 ст.80 НК РФ).

Налогоплательщики не представляют налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым они освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (п.2 ст.80 НК РФ)

Бухгалтерскую отчетность организации сдают в налоговые органы по установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия налогового органа организация направляет бухгалтерскую отчетность в электронном виде (пп.5 п.1 ст.23 НК РФ, п.6 ст.13 и п.1 ст.15 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ).

В Налоговом кодексе предусмотрены следующие способы представления налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган:

— лично, то есть через законного представителя;

— через уполномоченного представителя;

— в виде почтового отправления с описью вложения;

— по телекоммуникационным каналам связи.

Уполномоченными представителями налогоплательщика не могут быть должностные лица налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, органов государственных внебюджетных фондов, судьи, следователи и прокуроры (п.2 ст.29 НК РФ)

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, и налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, обязаны представлять налоговую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица представляет его интересы на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к таковой (п.3 ст.29 НК РФ)

Представление отчетности законным или уполномоченным представителем

Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями организации признаются лица, которые уполномочены представлять юридическое лицо на основании закона или учредительных документов (п.1 ст.27 НК РФ). По закону таким представителем является руководитель фирмы (ст.69 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст.40 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Уполномоченный представитель — это физическое или юридическое лицо, которое представляет интересы налогоплательщика в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов (п.1 ст.29 НК РФ). Представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством.

Кроме руководителя представлять в налоговые органы налоговую отчетность (декларации, расчеты) от имени организации может любое лицо (например, бухгалтер) на основании доверенности.

Таким образом, наличие у уполномоченного представителя налогоплательщика доверенности на участие в налоговых правоотношениях, в том числе на представление отчетности, является обязательным.*
________________
* По данному вопросу см. письма Минфина России от 25.04.2008 N 03-02-08/9 и ФНС России от 15.02.2007 N 18-0-09/0070.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного уполномоченного учредительными документами лица и заверяется печатью организации. В доверенности обязательно указывается дата ее выдачи, иначе она будет считаться недействительной. Срок действия документа не может превышать трех лет. Если срок действия в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года (ст.185 ГК РФ). Пример доверенности организации на представление отчетности в налоговые органы см. на рис.1.

Датой подачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Бухгалтер является наемным работником индивидуального предпринимателя. При представлении налоговой отчетности за предпринимателя у бухгалтера в налоговой инспекции потребовали нотариально удостоверенную доверенность, а его полномочия по сдаче отчетности были оформлены доверенностью по типовой форме N М-2* с печатью и подписью индивидуального предпринимателя.
________________
*
Типовая межотраслевая форма доверенности на получение материальных ценностей (форма N М-2) утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а.

Представитель (бухгалтер), уполномоченный налогоплательщиком — физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) на сдачу налоговой отчетности, должен действовать на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.

В статье 185 ГК РФ приведен перечень доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным. К указанным доверенностям не относится доверенность по форме N М-2, выданная налогоплательщиком — физическим лицом своему уполномоченному представителю (физическому лицу) для передачи налоговой отчетности в налоговый орган.

Следовательно, налоговая отчетность у бухгалтера индивидуального предпринимателя не может быть принята, поскольку полномочия бухгалтера должны быть подтверждены доверенностью, заверенной нотариально.

Представление отчетности с использованием услуг почты

Деятельность почтовой связи в РФ регламентируется Федеральным законом от 17.07.99 N 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон N 176-ФЗ), а также Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» и другими нормативными правовыми актами РФ. Согласно статье 3 Закона N 176-ФЗ почтовая связь в РФ осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправления и юридическим лицам. При этом организации почтовой связи разных организационно-правовых форм пользуются равными правами в области оказания услуг почтовой связи общего пользования (ст.18 Закона N 176-ФЗ).

Рисунок 1. Образец доверенности на сдачу налоговой и бухгалтерской отчетности

Операторы почтовой связи оказывают услуги почтовой связи на основании лицензий, которые получают в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ. Такая лицензия является разрешением на осуществление операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена, обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на spp@cntd.ru, мы разберемся.

Метод оплаты:

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Энциклопедия решений. Способы представления налоговой декларации (расчета)

Способы представления налоговой декларации (расчета)

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена одним из следующих способов (п. 4 ст. 80 НК РФ):

Читать еще:  Взимается ли подоходный налог с пенсии

Подать налоговую декларацию лично может руководитель организации (индивидуальный предприниматель).

Днем представления декларации в этом случае считается дата ее фактического представления в налоговый орган на бумажном носителе. По просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) налоговый инспектор проставляет отметку о принятии и дату ее получения.

2. Через представителя

Механизм представления декларации через представителя закреплен в п. 5 ст. 80 НК РФ. В этом случае в налоговой декларации указывается основание представительства — наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации, а копия этого документа прилагается к налоговой декларации.

Поскольку свои полномочия представитель исполняет на основании доверенности, именно она и должна быть приложена к декларации (расчету).

Указанный порядок применяется также и при передаче деклараций по ТКС. Соответственно, и копия доверенности при таком способе представления отчетности также может быть представлена в электронной форме. Однако в этом случае в налоговую инспекцию в обязательном порядке необходимо направить копию доверенности и на бумажном носителе. И сделать это необходимо до начала осуществления деятельности через уполномоченного представителя (п. 1.11 Методических рекомендаций). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3 лет после истечения срока действия.

Направление вместе с декларацией по ТКС информационного сообщения о представительстве в отсутствие копии доверенности на бумажном носителе в налоговом органе недостаточно для подтверждения полномочий уполномоченного представителя налогоплательщика (письмо ФНС России от 09.11.2015 N ЕД-4-15/19558@).

В дальнейшем в сроки, установленные для подачи отчетности, каждая передаваемая налоговая декларация сопровождается информационным сообщением о представительстве с указанием реквизитов доверенности. Рекомендации по заполнению такого сообщения (включая образцы) приведены в письме ФНС России от 24.01.2011 N 6-8-04/0002@.

Формат представления сообщения утвержден приказом ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/534@ (письмо ФНС России от 10.08.2016 N ГД-4-11/14578@).

При этом представитель налогоплательщика — юридического лица может осуществлять свои полномочия на основании доверенности, выданной в простой письменной форме (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 2 ст. 163, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия только на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ. К нотариально удостоверенным приравниваются доверенности, удостоверенные должностными лицами, указанными в п. 2 ст. 185.1 ГК РФ.

3. В виде почтового отправления с описью вложения

Оформить опись вложения можно только при отправлении декларации ценным письмом (п. 4.6 Порядка, утв. приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 N 114-п). При направлении заказного письма опись вложения не оформляется. Днем представления декларации считается дата отправки почтового отправления, которая подтверждается:

— квитанцией почтового отделения об отправлении ценного письма;

— копией описи вложения, на которой ставятся штамп и отметка почтового отделения (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ).

Отправить декларацию по почте можно до 24 часов последнего дня срока ее представления (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).

4. По телекоммуникационным каналам связи

Обязанность представления налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме подразумевает под собой передачу соответствующих данных по телекоммуникационным системам через специализированного оператора связи либо через личный кабинет по установленным форматам с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 1 ст. 80 НК РФ, письмо Минфина России от 10.03.2009 N 03-02-07/1-119).

Представление налоговой отчетности в электронной форме исключает обязанность ее представления на бумажном носителе.

Днем представления декларации, направленной по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, считается дата ее отправки (абзац 3 п. 4 ст. 80 НК РФ, п. 4 Раздела 2 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, далее — Порядок). Дата отправки фиксируется в подтверждении специализированного оператора связи.

Факт приема подтверждается квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме, формируемой налоговым органом (абзац 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, п. 11 Раздела 1 Порядка).

При представлении налогоплательщиками, в обязанность которых входит представление деклараций в электронной форме, налоговых деклараций на магнитных носителях (СD-диске, флэш-накопителе) без усиленной квалифицированной электронной подписи, продублированное на бумажном носителе, без использования телекоммуникационных каналов является основанием для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119.1 НК РФ.

Налоговая декларация

Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

На основе налоговой декларации и действующих налоговых ставок налоговый орган осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего уплате.

Виды налоговых деклараций

По видам декларируемых налогов различают следующие виды деклараций:

Декларация по НДС;

Декларация по налогу на прибыль;

Декларация по НДФЛ;

Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

Декларация по налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

Декларация по единому сельхозналогу;

Декларация по налогу на имущество;

Декларация по транспортному налогу;

Декларация по земельному налогу;

Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

Декларация по водному налогу;

Декларация по акцизам и т.д.

Формы налоговых деклараций

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:

вида документа: первичный (корректирующий);

наименования налогового органа;

места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

номера контактного телефона налогоплательщика;

сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию.

Кто подает налоговую декларацию

Налоговую декларацию должны подавать:

граждане РФ – частные предприниматели (ИП);

организации (бюджетные, коммерческие и благотворительные);

субъекты, ведущие деятельность на территории РФ, в том числе религиозные, образовательные и т.д.

Предприятия с нулевым доходом не освобождаются от сдачи отчетности.

Сроки представления налоговых деклараций

В Российской Федерации, в соответствии с Налоговым Кодексом, налогоплательщики должны представлять декларацию не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Декларации по некоторым налогам (в частности, налогу на прибыль организаций) необходимо предоставлять не только за налоговый период, но и за отчетные периоды. Некоторые декларации (такие как, декларация по НДС) предоставляются ежеквартально, т.е. за каждые три месяца.

Внесение изменений в налоговую декларацию

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

Читать еще:  Как задать вопрос в налоговую через интернет

При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.

Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

Способы представления налоговых деклараций

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.

Штрафы за несвоевременную сдачу налоговых деклараций

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Пример. Расчет штрафа за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль

Декларация по налогу на прибыль за 2015 г. представлена организацией 1 апреля 2016 г. (последний день срока, установленного законом, — 28.03.2016). В декларации указана сумма налога к уменьшению.

При таких условиях сумма штрафа за несвоевременное представление декларации за 2015 г. составит 1 000 руб. (поскольку на основании годовой декларации налог доплачивать не надо, штраф уплачивается в минимальной сумме независимо от времени просрочки).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Сколько способов представления налоговой декларации вы знаете

Как следует из п. 3. ст. 80 НК РФ, налоговая декларация может представляться в налоговые органы

1) по установленной форме на бумажном носителе

2) по установленным форматам в электронной форме

При этом должны прилагаться документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

В соответствии с положениями НК, если в организации среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а так же налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.

В п. 4 ст. 80 НК РФ установлен порядок представления налоговой декларации, в соответствии с которым она может быть представлена в налоговый орган:

— путем непосредственной передачи налогоплательщиком лично или через своего представителя;

— путем направления в виде почтового отправления с описью вложения;

— путем передачи по телекоммуникационным каналам связи.

На основании п.1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Ст. 29 вводит понятие уполномоченного представителя налогоплательщика — физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами. Уполномоченный представитель действует на основании доверенности. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. От имени несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 18 лет, получившего подлежащий налогообложению налогом на доходы физических лиц доход, налоговую декларацию заполняет его родитель (опекун, попечитель) как законный представитель. Ю.М.Лермонтов. Общие вопросы представления налоговой декларации.//Все для бухгалтера.-2010.-№1 (241), с50. Пленум ВАС РФ в постановлении от 30.07.2013г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами части первой Налогового Кодекса Российской Федерации» в п.3 разъяснил, что при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, действия (бездействия) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 30.07.2013г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами части первой Налогового Кодекса Российской Федерации»//документ опубликован не был; СПС «КонсультантПлюс»

Налоговая декларация, составленная на бумажном носителе, направляется заказным письмом с уведомлением, а также с обязательной описью вложения. При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. Одной из наиболее частых ошибок налогоплательщика является направление налоговых деклараций письмом без описи вложения, а также обычным заказным письмом. В такой ситуации квитанция отделения почтовой связи в случае, если налоговый орган не получит письмо, не освободит налогоплательщика от ответственности, поскольку из нее не следует, что содержимым отправления является та или иная форма отчетности. Опись вложения заполняется в двух экземплярах, на которых сотрудник почты расписывается и проставляет оттиск календарного штемпеля. Затем один экземпляр описи вкладывается в почтовое отправление, другой — выдается отправителю вместе с квитанцией. Ю.М. Лермонтов. Общие вопросы представления налоговой декларации.//Все для бухгалтера.-2010.-№1 (241), с52 Важность этого положения подчеркивает судебная практика. Так показательно постановление ФАС Уральского округа в постановлении от 03.07.2008г.№Ф09-4740/08-С3: общество «Оптима» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам проведения камеральной налоговой проверки декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) за 2 квартал 2007 г. составлен акт от 08.08.2007 N 2527 и принято решение от 13.09.2007 N 26774 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 6867 руб. 20 коп. Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности послужил вывод инспекции о несвоевременном представлении обществом налоговой декларации по ЕНВД, при сроке представления — 20.07.2007, декларация представлена — 21.07.2007. Судом апелляционной инстанции установлено, что общество, являясь плательщиком ЕНВД, 21.07.2007 направило по почте заказным письмом с уведомлением (без описи вложения) налоговую декларацию по ЕНВД за 2 квартал 2007 г., то есть с нарушением срока, что подтверждается почтовой квитанцией от 21.07.2007 N 74700 и конвертом с почтовым штемпелем от 21.07.2007. Справка из отделения почтовой связи от 07.08.2007 не подтверждает того, что налоговая декларация в виде почтового отправления была представлена на почту 20.07.2007, поскольку отсутствие описи вложения не позволяет идентифицировать указанное письмо. При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о доказанности инспекцией состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 Кодекса, является правильным. Постановление ФАС Уральского округа от 03.07.2008 N Ф09-4740/08-С3 по делу N А50-17750/07//Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Читать еще:  Как узнать размер транспортного налога по ИНН

Порядок представления деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи регламентирован Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №БГ-3-32/169. В соответствии с указанным документом налогоплательщик скрепляет документ своей электронной цифровой подписью (ЭЦП), зашифровывает его и отправляет в инспекцию через оператора. После этого оператор направляет налогоплательщику подтверждение факта отправки отчетности в виде электронного документа. В таком ответе указаны дата и время отправки файла налоговой декларации. Ответ заверяется ЭЦП оператора связи. Подтверждение оператора служит доказательством исполнения налогоплательщиком обязанности представить декларацию. В свою очередь инспекция в течение суток (на практике — в течение нескольких часов) высылает налогоплательщику документ о приеме отчетности — квитанцию, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа. Законодателями предусмотрено, что налоговый орган при получении декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи обязан предоставить налогоплательщику подтверждение (квитанцию) о приеме декларации (расчета). Для электронной отчетности датой сдачи является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении оператора. Это означает, что налогоплательщик может отправить отчет до 24 часов последнего дня отчетного периода.

В постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 мая 2006г. по делу N Ф04-2935/2006(22573-А27-40) даны следующие разъяснения в отношении сроков представления декларации в электронном виде. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Рит» (далее — Общество) о взыскании налоговых санкций. По результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2004 года Инспекция вынесла решение от 17.06.2005 N 1181, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в виде взыскания штрафа. Причиной привлечения Общества к ответственности явилось несвоевременное (05.04.2004), по мнению Инспекции, представление декларации, при нормативном сроке представления — 30.03.2005. В соответствии с пунктом 3 статьи 386 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации по налогу на имущество по итогам налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, Общество налоговую декларацию по налогу на имущество за 12 месяцев 2004 года должно было представить не позднее 30.03.2005. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно протоколу приема файла электронных документов Общество своевременно представило в налоговый орган декларацию по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2004 года — 29.03.2005 (документ N 3, графа «дата документа»), документ зарегистрирован под N 2642677 (л.д. 29 — 30). Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований Инспекции о взыскании налоговых санкций, исходили из того, что материалами дела подтвержден факт своевременного отправления декларации по налогу на имущество, что свидетельствует о своевременном ее представлении в Инспекцию. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.05.2006 N Ф04-2935/2006(22573-А27-40) по делу N А27-32811/2005-2//Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Несмотря на то, что в налоговом законодательстве нет определения понятия «электронный вид», в статье 80 НК РФ речь идет именно о передаче налоговых деклараций по электронным каналам связи. Данный вывод вытекает из следующего: сдача отчетности на магнитных носителях не имеет никакой юридической силы без подписанной декларации на бумажном носителе. В случае же подачи декларации через Интернет, по защищенным каналам присылают заверенный электронно-цифровой подписью (ЭЦП) документ, имеющий юридическую силу без вывода на бумажный носитель. Положительные стороны сдачи электронной отчетности очевидны: декларации можно отправлять, не выходя из офиса в любое время суток, осуществляются входной контроль данных и их автоматическое разнесение по счетам. Налоговую отчетность можно также представит в налоговый орган через коммерческую службу доставки корреспонденции. При этом следует отметить, что в данном случае коммерческая служба доставки корреспонденции должна иметь лицензию на оказание услуг почтовой связи. На необходимость наличия лицензии у оператора услуг почтовой связи обращают внимание и арбитражные суды.

Способы представления налоговой декларации

Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль может быть представлена в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (налогового агента) следующими способами, установленными п. 3 ст. 80 НК РФ:

– по установленной форме на бумажном носителе;

– по установленным форматам в электронной форме.

Налоговые декларации в электронной форме в обязательном порядке представляют организации – налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), численность работников которых превышает указанный предел, также представляют налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Таким образом, критерием определения того, обязана ли организация представлять отчетность в электронной форме, является среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год. Сведения о среднесписочной численности представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации такие сведения следует представить не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

Форма сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год утверждена Приказом ФНС России от 29 марта 2007 г. N ММ-3-25/174@, Рекомендации по порядку заполнения названной формы содержатся в Письме ФНС России от 26 апреля 2007 г. N ЧД-6-25/353@ “О рекомендациях по порядку заполнения формы “Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год”.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, независимо от среднесписочной численности сотрудников, все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, представляют в налоговый орган в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (налоговым агентом).

По просьбе налогоплательщика при представлении декларации на бумажных носителях налоговый орган обязан проставить на копии декларации (расчета) отметку о принятии и дату ее получения. При получении декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган передает налогоплательщику (налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector