Проверяет ли налоговая бухгалтерскую отчетность

Как проверяют налоговики бухгалтерскую отчетность

РУБРИКИ » Новости

Газета «Учет.Налоги.Право» сделал обзор методических рекомендаций, которыми пользуются налоговые инспекторы в ходе проверок. Ими поделился с изданием журнал «Практическое налоговое планирование».

Документ предназначен для регулирования аналитической работы перед проверками. По итогам этой работы назначаются (или не назначаются) контрольные мероприятия в отношении организации. Инспекторы вычисляют отклонения показателей отчетности от предыдущих и отклонение их от среднестатистических данных. Если внимательно посмотреть на направления, интересующие налоговиков, можно избежать многих неприятностей при проверках. Вот как их представила газета.

Сопоставление показателей бухотчетности

Налоговики начинают деятельность с переноса показателей бухгалтерской отчетности в специальные таблицы в программе Excel. Берутся по два года – так проще сравнивать. Кроме того, показатели бухгалтерского баланса вносятся в программный комплекс ЭОД (электронной обработки данных).

Инспекторы выбирают и разносят по графам размер выручки, себестоимость товаров или услуг, величину расходов, прибыли, выплачиваемых и получаемых процентов по займам, доходов от участия в иных компаниях. Особое внимание должно уделяться при этом затратам – материальным, амортизации, по оплате труда, отчислениям на социальные нужды и т.д.

Изучение имеющихся данных производится в абсолютном и процентном выражении относительно предшествующего налогового периода. Таким путем налоговики сразу могут получить представление о динамике изменений. А самое главное: согласуются ли разницы цифр в расходных статьях с отклонениями в доходах.

Анализ затрат

Указанные показатели в итоге дают представление о структуре расходов организации. Внимательно просматривается, как влияет тот или иной элемент затрат на их общую сумму. Чем больше у элемента удельного веса, тем больше шансов, что он попадет в отдельный список. У промышленных предприятий это могут быть расходы на сырье, энергоресурсы или амортизацию оборудования, у компаний, подвизающихся в сфере услуг – это чаще всего расходы по оплате труда и т.д.

В свою очередь, структура таких расходов анализируется за последние три года (предназначенных для проверки). Присутствие значительного всплеска почти точно означает, что здесь будет углубленная проверка. А если из-за скачка изменилась структура затрат, то вероятность контрольных мероприятий возрастает до 100%.

Источники информации

Вообще инспекторов нацеливают на использование максимально возможного количества источников информации. Сначала все разнесенные показатели сравниваются с налоговой отчетностью, проверяются движения по счетам, а затем переходят к поиску несоответствий. Так, чтобы проверить достоверность сведений о лицах, связанных с проверяемым налогоплательщиком, инспекторы берут сведения из баз данных Росрегистрации, ГИБДД, Таможенной службы и даже энергопоставщиков. Если сведений не хватает, налоговики могут обратиться и к органам статистики, торгово-промышленной палате, биржам и интернету.

В методичке не раскрывается, как сопоставляются полученные показатели, что существенно затрудняет изданию выдачу рекомендаций налогоплательщику. Дело в том, что, например, себестоимость продукции формируется по-разному в бухгалтерском и налоговом учете. В принципе, почти невозможно перечислить все суммы, из которых возникают разницы. Нереализованная продукция или незавершенные работы – лишь часть причин их появления. Пояснительная записка, в которой раскрываются суммы активов и обязательств, полностью раскрыть все нюансы не способна.

Далее налоговики рассчитывают рентабельность продаж. Причем делают это по обычной методике: методом деления суммы прибыли от реализации на сумму выручки. С учетом того фактора, что прибыль характеризует лишь основные виды деятельности, с помощью найденного коэффициента рентабельности налоговикам удастся вычислить лишь эффективности лишь этих видов деятельности. Но и это позволяет провести некий анализ: сравнить рентабельность со средней по отрасли.

Выручка, а также уплаченные налоги и сборы позволяют сформировать индекс налоговой нагрузки. Его тоже сравнивают со среднеотраслевыми значениями.

Исследование финансовой устойчивости компании

Эта, казалось бы, далекая от налоговиков сфера тоже их интересует. Инспекторы на этом этапе определяют, в какой мере соотносятся собственные и заемные средства. Сначала рассчитывается так называемый коэффициент автономии, который отражает структуру средств. Вычисления проводятся путем деления собственных средств – суммы раздела III («Капитал и резервы»), показателя по «Доходам будущих периодов» и «Оценочных обязательств» – на показатель валюты баланса («Актив» или «Пассив»). В результате у проверяющих появляется число, обозначающее, насколько обязательства обеспечены собственными средствами.

Авторы методических рекомендаций установили, что критический уровень этого показателя равен 0,6. Это жестче, чем в системе ЭОД. Там критический коэффициент автономности не может быть менее 0,5.

А вот показатель финансовой зависимости сомнений не вызывает. Рассчитывая его, налоговики стремятся понять, насколько зависим налогоплательщик от внешних источников финансирования. Данный показатель представляет собой разность между единицей и уровнем собственных средств. Если полученное число не превышает 0,5, то такой показатель считается положительным. Далее инспекторы проведут в соответствие с рекомендациями комплексную оценку зависимости. В методичке даже приведен конкретный пример анализа.

У организации в связи с низким коэффициентом автономии возник убыток. Одновременно значительно возросла валюта платежа. В «Пассиве» это объяснило приход заемных средств, а в «Активе» уравновешивание баланса произведено за счет краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной же дебиторской задолженности. Проверяющим для изучения причин обнаруженных колебаний предлагается проанализировать операции по расчетным счетам. Для этого они должны будут запросить выписки из всех обслуживающих организацию банков. Примечательно, что изъятие выписок считается чуть ли не основным действием при проверке. Обозреватели «УНП» удивляются, как движения по счетам могут повлиять на рентабельность?

Анализ привлекаемых заемных средств

Методы проверки привлекаемых кредитов раскрывается в методичке в последней ее части. Инспекторам предписано оценить целесообразность займов, проанализировать процентные ставки и даже проверить целевое использование привлеченных средств.

Особое внимание при этом уделяется источнику выплат дивидендов. Если в этом качестве выступали заемные средства, то с особой тщательностью проверят, не пошли ли проценты по этому кредиту на уменьшение базы по налогу на прибыль. Кроме того, налоговая служба сильно возражает против того, что в дальнейшем эти же акционеры будут ссужать компании деньги примерно в таком же размере, что и полученные дивиденды.

Эта часть рекомендаций показывает, что ФНС по-прежнему считает своим делом оценку эффективности и целесообразности хозяйственных операций налогоплательщиков. Причем налоговики упорствуют, несмотря на позицию Конституционного суда.

Поиск признаков банкротства

«УНП» проанализировав методичку, делает вывод, что такое внимание к устойчивости предприятия объяснить нельзя ничем иным, кроме как желанием подстраховаться на случай банкротства. И, естественно, потерь бюджета в таком случае. И действительно, теме прогнозирования банкротства посвящен целый раздел.

Для оценки возможности негативного развития событий налоговики будут использовать несколько моделей. Методика исследований описана выше. После анализа компанию должны будут включить в одну из пяти групп – по степени угрозы банкротства. Особенное внимание будет уделяться динамике финансовых показателей, свидетельствующих о преднамеренном банкротстве.

В методичке присутствуют и отдельные рекомендации, которые тоже могут повлиять на оценку. Так, инспекторам предписано обращать внимание на налогоплательщиков, участвующих в холдингах, работающих с постоянными убытками или на тех, кому оказана антикризисная поддержка.

Особо внимательно проверяющих просят отнестись к компаниям, созданным исключительно для минимизации налогов.

Проверяет ли налоговая бухгалтерскую отчетность

Попадают-ли балансы под глубину их проверки в 3 года как и другие документы? Верно-ли , что по истечение трех лет с года проверки налоговая не сможет требовать оплаты любых видов налогов, которые были не уплачены организацией (с 2011 г. и ниже, включая 2003 год ) ?
Может-ли при проверке в 2015 г.налоговая может требовать документы на кредиторку от 2003 г. Ведь глубина проверки лишь 3 года. Под проверку подает максимум 2012 г. ?! К этому времени документы все списаны с хранения. И может-ли налоговая предъявить санкции (налог на прибыль ,штрафы,пени) , начиная с 2006 г (2003+3), опираясь только на записи о кредиторке в балансах? Или исходя из глубины возможной проверки в три года такие налоговые санкции
налоговая сможет начислить только с 2018 г. (2015+3 г.исковая давность для списания кредиторки)?

Читать еще:  Нужно ли скреплять налоговую декларацию

Бухгалтер ООО ошибочно в 2003 г.поставила в бух.балансе запасы (товар к реализации) и кредиторскую задолженность . Документов в подтверждение этих записей нет. Как признать эти записи ошибкой и исключить их из баланса без списывания кредиторки и товаров в доходы?

С какого года налоговая может начислить организации налог на прибыль (от не списания кредиторки в доход) , штрафы, пени ?

С уважением, Владимир.

Штрафы, пени, иные санкции могут быть начислены только за последние 3 года деятельности организации. По поводу списания, обсуждалось выше. Либо пишите письмо в ФНС с уточнением баланса, либо списывайте по сроку давности.

ВАШ ВЫВОД ОТНОСИТСЯ К СТ. 87 НК .
А НЕ МОЖЕТ-ЛИ НАЛОГОВАЯ КРОМЕ ПРОВЕРОК ПРИМЕНИТЬ ДРУГИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕУПЛАТЫ НАЛОГОВ ?

С уважением, Владимир.

. Вы списываете задолженность не на нынешний период, а на период срок исковой давности по которому давно прошел. В соответствии с п.1 ст.271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникли. В данном случае таким периодом является период, в котором истек срок исковой давности по кредиторской задолженности.

ЭТО ПЕРИОД 2006 г. (2003+3)?!

В последний день этого периода сумму просроченной кредиторской задолженности, подтвержденную документально, необходимо включить в состав внереализационных доходов ( в том периоде, в котором истек срок исковой давности по невостребованной кредиторской задолженности независимо от того, проводилась ли инвентаризация задолженности и составлялись ли распорядительные документы о ее списании.
Исходя из вышесказанного, в дальнейшем уточните баланс за 3 крайних года и все.

ПРАВИЛЬНО-ЛИ Я ПОНЯЛ, ЧТО МОЖНО УЖЕ НЕ СПИСЫВАТЬ КРЕДИТОРКУ, А ПРОСТО ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ ПУТЕМ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЕЕ В БАЛАНСЕ 2015 г?!
НО КРЕДИТОРКУ НЕ СПИСАЛИ 2006 г. НЕ БУДЕТ-ЛИ НАЛОГОВАЯ ПРЕДЪЯВЛЯТЬ ПРЕТЕНЗИИ НАЧИНАЯ С 2006 ПО 2015 гг ?!

Льготное налогообложение малого бизнеса

Для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства государством разрабатываются различные стимулирующие меры, в том числе связанные с налогообложением и ведением бухгалтерского учета (п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ ).

Особенности налогового режима в отношении малого предпринимательства

К льготам, предусмотренным для малого бизнеса, можно отнести возможность применения такими компаниями/ИП специальных режимов налогообложения (Письмо Минфина от 25.05.2016 N 03-01-11/29777 ).

Напомним, что наиболее часто применяемыми спецрежимам являются:

Стоит отметить, что, несмотря на то что применение спецрежима уже само по себе относится к льготному налогообложению малого бизнеса, для организаций и ИП, применяющих тот или иной спецрежим, региональными/местными властями могут быть установлены дополнительные послабления. Так, например, по общему правилу ставка налога при УСН для УСН «доходы» — 6%, а для УСН «доходы минус расходы» — 15%. Однако, власти субъектов РФ наделены правом установить дифференцированные ставки от 1% до 6% и от 5% до 15% соответственно в зависимости от категории налогоплательщика (п. 1, 2 ст. 346.20 НК РФ).

В качестве примера региона, в котором установлена пониженная ставка, можно привести Москву. К примеру, для организаций и ИП, занимающихся обрабатывающими производствами и применяющими «доходно-расходную» УСН, установлена ставка в размере 10% при условии, что выручка от данного вида деятельности составляет не менее 75% от общего объема выручки (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 07.10.2009 № 41). А в ХМАО для всех «доходно-расходных» упрощенцев, являющихся микропредприятиями или малыми предприятиями, введена ставка 5% вне зависимости от вида деятельности (п. 3 ст. 2 Закона ХМАО — Югры от 30.12.2008 № 166-оз).

Кстати, для некоторых ИП на УСН, ведущих деятельность в производственной/научной/социальной сфере, а также в сфере оказания бытовых услуг населению, может быть установлена нулевая ставка налога (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).

Бухгалтерский учет и налогообложение малых предприятий

Помимо налоговых преференций, для малых предприятий установлены послабления в области бухгалтерского учета. Так, субъекты малого предпринимательства вправе упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая формирование упрощенной бухгалтерской отчетности (п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Что же касается ИП, то они могут вообще не вести бухгалтерский учет при условии, что в соответствии с налоговым законодательством они ведут учет доходов, расходов и иных объектов обложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ ).

Как налоговая проверяет баланс для малых предприятий

Полученную бухгалтерскую отчетность налоговики проверяют на наличие расхождений с ранее представленной бухотчетностью. Например, организация в балансе за 2016 год отразила, что по данным на 31.12.2015 стоимость ее материальных внеоборотных активов составляла 200 тыс. руб., однако в балансе за 2015 год указана их стоимость на эту же дату в размере 150 тыс. руб. При обнаружении подобных неточностей у налоговиков могут возникнуть вопросы к компании.

Была отчетность ваша, стала наша: налоговая полностью забирает себе бухотчетность

С 2020 года бухотчетность переезжает на ПМЖ в налоговую. Что было «раньше» и что будет «теперь»?

Ну и что тут такого, всегда экземпляр бухгалтерской отчетности сдавали в налоговую, что такого изменится с нового года? Это, конечно, так, но представьте себе, например, что вы работали с кем-либо уже очень-очень долго. А потом появляется кто-то другой и говорит вам: окей, теперь я за него, но ты не волнуйся, всё почти на прежних условиях, ты же меня знаешь и я тебя знаю… Вроде ничего особенного, но отныне всегда будет « раньше » и будет уже « теперь ».

Раньше

Раньше «владельцами» бухотчетности был Росстат, и оттуда растекались реки информации, питающие единое экономическое пространство нашей страны. Это было закреплено в самых истоках — Федеральном законе о бухгалтерском учете (п. 1 ст. 18). В налоговую мы же сдавали отчетность, так сказать, комплементарно, по норме Налогового кодекса (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Теперь

Теперь реализован всеми обожаемый принцип одного окна, только прорублено окно напрямую в налоговые инспекции. С 2020 года заново переписаны нормы ФЗ о бухгалтерском учете (ст.18). Бухотчетность всех организаций будет включена в единую систему — Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, сокращенно ГИР БО. Функции по его ведению возложены на Федеральную налоговую службу. Вся бухгалтерская информация будет в одних «налоговых» руках и весь доступ к ней только через налоговые органы. В статистику больше бухгалтерскую отчетность не сдаем!

Раньше

Росстат был всеядным, как хочешь, так и сдавай туда бухгалтерскую отчетность, хочешь ногами-руками, хочешь по почте, хочешь по электронке (Приказ Росстата от 31.03.2014 N 220). С экземпляром для налоговой было то же самое.

Теперь

Бухотчетность сдается исключительно в электронном виде! Передышка только на 2020 год и только для субъектов малого предпринимательства: в следующем году они еще смогут в последний раз отправить её на бумаге. Так что, если раньше ОООшка на упрощенке теоретически могла существовать без ТКС, то с 2021 уже нет — каждому субъекту по ЭЦП!

Раньше

Обязательное аудиторское заключение сдавалось только в Росстат. В налоговую сдавать аудиторское заключение не требовалось. Если не брать особые случаи, то аудит обязателен, когда сумма активов в году, предшествующему отчетному, — более 60 миллионов (это строка 1600 баланса) или выручка более 400 миллионов рублей.

За непроведение обязательного аудита штрафа нет, но теоретически можно оштрафовать за непредставление сведений по ст. 19.7 КоАП (ну если вы аудит провели, но заключение не предоставили), — это для организаций от трех до пяти тысяч рублей и для должностных лиц от 300 до 500 рублей. За отсутствие же аудиторских заключений за прошлые периоды по статье 15.11 КоАП могут оштрафовать на сумму от пяти до десяти тысяч рублей.

Читать еще:  Как проверить оплачен ли транспортный налог

Если прикинуть стоимость аудита, без размышлений о том, полезно это или нет для фирмы, то даже такие штрафы гораздо дешевле тех затрат, которые уйдут на аудиторскую проверку. Поэтому многие особо обязательным аудитом и не «заморачивались», а на запросы статистики можно было и отписаться.

Теперь

Теперь аудиторское заключение подлежит представлению в налоговую инспекцию. К тому же, прямо в бланк формы бухгалтерского баланса добавили специальные окошечки для галочки о том, подлежит ли отчетность аудиту (Приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н).

Сроки остались прежними. Аудиторское заключение представляется вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Отлынивать от обязательного аудита будет сложней, ведь теперь получение такого документа — это вотчина налоговой, со всеми привычными механизмами воздействия на налогоплательщиков.

Вполне вероятно, что статьи КоАП с ответственностью за непредставление заключения и отсутствие аудита «расчехлят».

Раньше

Получить бухгалтерскую отчетность можно бесплатно через Росстат. Работало это как-то не очень прозрачно, и на официальном сайте так просто этот шлюз не найдешь. Если кто-то другого мнения, то поправьте.

Теперь

Налоговой службой анонсировано, что с мая 2020 года будет доступны данные о бухгалтерской отчетности за 2019 год на бесплатной основе по точечному запросу, как это обычно реализовано на сайте ФНС, через ИНН или ОГРН.

На платной основе можно будет получить доступ без ограничений ко всему массиву информации по бухгалтерской отчетности. Такое абонентское обслуживание, как его называет ФНС, будет доступно с мая 2020 года и обойдется в 200 тысяч рублей в год.

Раньше

При выявлении ошибок сдавали в налоговую и в статистику уточненную бухгалтерскую отчетность. Сделать это было можно только для еще неутвержденной отчетности (п. 8 ПБУ 22/2010). В ФЗ о бухгалтерском учете порядок исправлений прописан не был. Но на практике бывало всякое, сдавали и исправленную отчетность, если отчетность была уже утверждена. С одной стороны вроде и нельзя, но исправить ошибки нужно. Такая полу легитимная практика.

Теперь

В ФЗ о бухгалтерском учете, в переписанную статью 18, зашили обязанность представлять исправленную бухгалтерскую отчетность не позднее чем через десять рабочих дней со дня, следующего за днем внесения в нее исправлений. Ответственности за нарушение срока пока нет.

И напоследок, как и раньше, после сдачи бухгалтерской отчетности будем ждать писем с пояснениями по контрольным соотношениям с налоговой отчетностью, но теперь уже в новом качестве полноценного администратора бухгалтерской информации.

«Мультибухгалтер» — онлайн-сервис по управлению бухгалтерской фирмой. Ведение базы клиентов и организаций. Автоматический календарь отчетности. Постановщик и обмен задачами для сотрудников и руководителей. Печать договоров и доверенностей. Автовыставление счетов. Личные кабинеты клиентов и мобильное приложение. И еще много всего полезного.

Годовая отчетность: сверяем показатели и объясняем расхождения

В большинстве случаев многим «несоответствиям» в отчетности существуют разумные объяснения. Так что при наличии обоснованных расхождений можно заранее подготовиться. Ведь именно в тщательном составлении пояснений по отчетности и заключается дальнейшее удачное прохождение камеральной проверки.

В ходе камеральной проверки декларации или расчета налоговый инспектор, как правило, проверяет согласованность показателей. Речь здесь идет о следующих показателях:

  • правильность арифметического подсчета данных;
  • логическая связь между показателями;
  • связь показателей налоговой отчетности с бухгалтерской отчетностью (на выполнение контрольных соотношений);
  • сопоставимость отчетных показателей с данными предыдущего периода.

Также инспекторы обращают внимание на обоснованность примененных льгот и заявленных налоговых вычетов.

Налог на прибыль

Проверка согласованности показателей

Все данные проверяются на согласованность как внутри декларации, так и с другими отчетами (как бухгалтерскими, так и налоговыми) отчетного периода. Указанная проверка включает в себя анализ данных бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций на выполнение соответствующих контрольных соотношений.

К примеру, при проверке декларации по налогу на прибыль организаций сопоставляют выручку от реализации с суммой выручки, отраженной в отчете о финансовых результатах. Как правило, разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (убытком) образуется в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и налоговом законодательстве. К примеру, возможными причинами отклонения могут быть: наличие производства с длительным циклом, операции с ценными бумагами, безвозмездное получение товаров (работ, услуг, имущественных прав), переоценка стоимости имущества.

При совмещении общего налогового режима и ЕНВД сумма выручки в декларации по налогу на прибыль будет меньше выручки, отраженной в отчете о финансовых результатах. Сумму единого налога на вмененный доход в отчете о финансовых результатах показывают по отдельной строке, после показателя текущего налога на прибыль (письмо Минфина России от 25.06.2008 № 07-05-09/3). Это строка «Прочее» с кодом 2460.

Заинтересует налоговиков и разница между прямыми расходами, показанными в декларации по налогу на прибыль, и себестоимостью продаж из отчета о финансовых результатах. В этом случае инспектор может попросить представить учетную политику организации, где определен перечень прямых расходов. В письме от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@ ФНС России указала, что налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности включить указанные затраты в прямые расходы, применив при этом экономически обоснованные показатели.

Сумму расходов, связанных с производством и реализацией, а также внереализационные расходы сравнивают с аналогичными показателями, отраженными в отчете о финансовых результатах (себестоимость продаж, коммерческие, управленческие, прочие расходы и т. д.). В этом случае многие отклонения также объяснимы. Например: применение разных методов начисления амортизации, разные методы оценки товарно-материальных ценностей, применение различных правил отражения процентов по полученным кредитам и займам, нормирование расходов (в налоговом учете), переоценка основных средств, формирование резервов и т. д.

Отметим, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя. Например, пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ разрешает начислять амортизационную премию. В то же время в бухгалтерском учете такой порядок списания части стоимости основных средств не предусмотрен (ПБУ 6/01). Но если из бухгалтерской отчетности либо пояснений к ней не будет прослеживаться поступление основных средств, а в декларации амортизационная премия заявлена, то вопросы у инспекторов обязательно возникнут.

При применении организацией ПБУ 18/02 разницу между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода отражают в бухгалтерской отчетности. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства показывают в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств (п. 23 ПБУ 18/02). Постоянные налоговые обязательства (активы), изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, текущий налог на прибыль отражают в отчете о финансовых результатах (п. 24 ПБУ 18/02). В пояснениях к годовому отчету лучше сразу расшифровать перечень отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов, постоянных налоговых обязательств.

Сумму налога на прибыль по декларации можно сравнить с аналогичным показателем отчета о финансовых результатах. Расхождение возможно, если в текущем периоде было выявлено искажение суммы налога на прибыль за прошедшие годы.

Темпы роста расходов и доходов

Не понравится налоговикам несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности темпам роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженным в бухгалтерской отчетности. В этом случае вы будете являться кандидатом на выездную проверку.

Как правило, динамику данного показателя смотрят за несколько периодов.

Конечно, несоответствиям темпов роста могут быть и разумные объяснения. Это может быть:

  • наличие производства с длительным цик­лом;
  • пересчет цен по контролируемым сделкам;
  • переоценка стоимости имущества;
  • положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;
  • стоимость безвозмездно полученного имущества от учредителей, доля которых в уставном капитале компании более 50%;
  • стоимость у арендодателя неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором, и др.
Читать еще:  Облагаются ли алименты налогом

Налоговый убыток

Если вы в декларации покажете убыток, то ждите вызова в налоговую инспекцию на комиссию по легализации объектов налогообложения. Так, с 1 января 2014 года налоговики при проведении камеральной проверки налоговой декларации, в которой заявлена сумма убытка, вправе требовать у вас представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Как правило, в обращении к налогоплательщику следует «просьба» перепроверить правильность формирования налоговой базы и сдать уточненную декларацию (прибыльную либо нулевую).

Чиновники утверждают, что такое предприятие попадает в группу налогоплательщиков, показатели деятельности которых соответствуют критериям отбора субъектов для проведения выездных налоговых проверок.

Претензии инспекторов вызывают недо­умение. Ведь даже Минфин России не отрицает того, что косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода вне зависимости от наличия либо отсутствия доходов в этом периоде (письмо Минфина России от 26.04.2011 № 03-03-06/1/269). ФНС России также согласна, что все расходы, отнесенные в учетной политике налогоплательщиком к косвенным, формируют убыток отчетного года (письмо от 21.04.2011 № КЕ-4-3/6494).

В объяснительной записке следует отразить причину возникшего убытка (новое предприятие, сезонность продаж, отсутствие лицензии, реорганизация производства и т. д.). Убытки могут быть вызваны разными обстоятельствами. Чтобы доказать их обоснованность, стоит запастись дополнительными документами. Главное, чтобы из них следовало, что убытки возникли в результате хозяйственной деятельности, направленной на получение будущего дохода. Такими доказательствами могут быть исследования, оценки, расчеты, бизнес-планы и т. д. Все это – информация о развитии деятельности компании. Также зачастую налоговые инспекторы просят расшифровать суммы расходов.

Не стоит соглашаться на искусственное «обнуление» декларации, ведь в прибыльные годы вы сможете снизить налоговую базу на сумму полученного ранее убытка. Перенос убытков на будущее осуществляется в течение десяти лет, следующих за периодом получения убытка, и не ограничивается по сумме переносимого убытка в каждом налоговом периоде (п. 1, 2 ст. 283 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Проверка согласованности показателей

Все данные проверяются на согласованность (выполнение контрольных соотношений) как внутри декларации по НДС, так и с другими отчетами текущего периода.

К примеру, при проверке декларации по НДС сопоставляют реализацию с суммой выручки, отраженной в отчете о финансовых результатах.

При совмещении общего налогового режима и ЕНВД сумма выручки в декларации по НДС будет меньше выручки, отраженной в отчете о финансовых результатах.

Инспектор сравнит и декларацию по НДС с декларацией по налогу на прибыль. Например, рассмотрен будет показатель реализации, отраженный в декларации по НДС, с суммой выручки от реализации в декларации по налогу на прибыль. Отклонения между этими показателями возможны, если какую-либо выручку организация учла в составе внереализационных доходов (например, выручку от сдачи имущества в аренду).

Следует учитывать, что декларация по НДС – квартальная, в отличие от декларации по налогу на прибыль и отчета о финансовых результатах, которые составляют нарастающим итогом с начала года. Так что при проверке контрольных соотношений придется суммировать в пределах года данные декларации по НДС. Либо можно брать разницу между годовой декларацией по прибыли и декларацией, сданной за девять месяцев. Аналогично поступают с бухгалтерской отчетностью.

Также не понравится инспекторам, если сумма НДС к вычету по ранее полученным авансам окажется больше НДС с реализации. Объяснений такой ситуации может быть несколько. Это возможно, если не прошла еще вся реализация, относящаяся к полученным авансам.

Возможно, вы не организовали раздельный учет по облагаемым и не облагаемым товарам (работам, услугам). Согласно пункту 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ, при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма «входящего» НДС вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.

Имейте в виду, что с 1 января 2015 года инспекция вправе истребовать также счета-фактуры, первичные и иные документы, от носящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Такое истребование будет правомерным в случаях:

  • если выявлены противоречия в этих сведениях;
  • если выявлены несоответствия этих сведений сведениям об этих же операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим лицом;
  • если выявлены несоответствия этих сведений сведениям, содержащимся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в инспекцию.

Однако истребовать документы инспекция может, только если выявленные ею противоречия или несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы к возмещению.

Высокая доля вычетов

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период не только привлечет внимание налоговиков, но и будет являться формальным поводом для выездной проверки.

Безопасная доля вычетов по НДС в 2016 году в среднем по России составляет 89,2%. Как правило, налоговые инспекторы принимают к руководству средние данные по региону, так как доля вычетов по регионам порой существенно различается.

Вычет из «нуля»

Часто вновь созданные, а также небольшие фирмы не имеют выручки в отдельные налоговые периоды. Тем не менее в это время они закупают товары, материалы, пользуются услугами других фирм (например, платят за аренду помещения). Может ли фирма, работая без реализации, принять к вычету «входной» НДС?

По мнению специалистов налогового и финансового ведомств, вычет применить можно. Это следует из писем Минфина России от 19.11.2012 № 03-07-15/148, ФНС России от 07.12.2012 № ЕД-4-3/20687@. Согласно этим письмам, отсутствие налоговой базы по НДС в соответствующем квартале не должно являться причиной для отказа в принятии НДС к вычету.

Такая позиция согласуется с выводами, сделанными в постановлении Президиума ВАС России от 03.05.2006 № 14996/05.

Кроме того, Минфин России порекомендовал налоговикам обращать особое внимание на применение налоговых вычетов в крупных суммах при отсутствии налоговой базы, поскольку в данной ситуации возможны злоупотребления со стороны недобросовестных налогоплательщиков.

Страховые взносы

В связи с тем, что с 2018 года у налоговых инспекторов будет больше оснований для отказа в приеме расчета по страховым взносам, ФНС разработала дополнительные контрольные соотношения к расчету по страховым взносам (письмо от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417@). При этом страхователи по-прежнему могут руководствовать контрольными соотношениями, приведенными в письме ФНС от 30.06.2017 № БС-4-11/12678@ (в частности, для сравнения данных расчета с формой 6-НДФЛ).

Контрольные соотношения – это метод математической проверки данных путем сопоставления определенных показателей. С помощью этих значений плательщики и инспекторы могут проверить, правильно ли заполнен расчет по взносам. Контрольные соотношения показателей оформлены в виде таблицы, в которой содержатся:

  • формулы контрольных соотношений с указанием строк и листов расчета;
  • описание возможного нарушения законодательства;
  • действия проверяющего при выявлении этого нарушения.

В новой таблице приведена иная формула для сравнения данных расчета с формой 6-НДФЛ. Так, разница строк 020 «Сумма начисленного дохода» и 025 «Сумма начисленного дохода в виде дивидендов» расчета 6-НДФЛ сравнивается со строкой 050 «База для исчисления страховых взносов» раздела 1 расчета по взносам. В предыдущей версии соотношений разность упомянутых строк 6-НДФЛ нужно было сравнивать со строкой 030 расчета «Сумма выплат и иных вознаграждений, исчисленных в пользу физических лиц».

Чтобы проверить правильность заявленных расходов на выплату пособий, появилась формула для сравнения строк расчета с информацией, полученной из ФСС (о сумме, выделенной на возмещение расходов).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector