Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

Налоговый мониторинг

С 1 января 2016 года появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг. Применение этой формы контроля возможно только у крупнейших организаций при соблюдении ряда условий по добровольному заявлению налогоплательщика и решению налогового органа. По данным ФНС РФ, в текущем году это 21 организация.

Особенности применения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг заключается в том, что организация предоставляет доступ налоговому органу к своему учету и налоговики контролируют в режиме реального времени налоговый учет организации. Но при этом в случае обнаружения ошибки они обязаны сообщить об этом организации.

Применять налоговый мониторинг могут далеко не все, эта возможность предоставлена крупнейшим предприятиям, которые соответствуют критериям, указанным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ:

  • общая сумма всех налогов составляет не менее 300 млн руб.;
  • доход за год не менее 3 млрд руб.;
  • активы на 31 декабря не менее 3 млрд руб.

Все эти данные учитываются за год, предшествующий году подачи заявления.

Решение о применении этой формы налогового контроля принимается организациями добровольно. Кроме соответствия критериям, необходимо подать заявление до 1 июля и необходимо, чтобы налоговый орган принял решение о применении мониторинга.

Если организация решила подавать заявление о налоговом мониторинге, то выбора налога, который будут мониторить налоговики, не предоставлено – проверяться будут все налоги, которые должна платить организация (п. 1 Письма ФНС России от 30.05.2016 N ЕД-4-15/9597@ ).

Мониторинг проводится за календарный год, но длится с 1 января по 1 октября следующего года (п. п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).

При этом организация должна выполнить большую работу и сообщить налоговому органу, каким образом будет передаваться значительный объем информации, систему внутреннего контроля, а также порядок отражения в регистрах учета доходов и расходов. Все это должно быть указано в регламенте взаимодействия.
Приказом от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@ утверждены формы документов, которые используются при налоговом мониторинге, в числе которых и формы запросов, и форма регламента взаимодействия – что должно быть указано.

Проведение налогового мониторинга

Контролируется деятельность организации без выезда налоговиков, они находятся на своем рабочем месте и дистанционно имеют возможность получать информацию. Самый существенный положительный момент для организации – не проводятся камеральные и выездные проверки, за небольшим исключением (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

При проведении мониторинга налоговый орган вправе истребовать пояснения при выявлении противоречий. Если в результате анализа информации и документов налоговый орган решит, что организация допустила ошибки, то он обязан вынести мотивированное мнение. Организация в случае согласия с позицией налогового органа вносит корректировки в учет и отчетность (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).

В случае несогласия направляет разногласия, затем проводится взаимосогласительная процедура (ст. 105.31 НК РФ).

Также сделать запрос мотивированного мнения налогового органа можно по инициативе налогоплательщика. В общем-то, налоговый орган обязан ответить любой организации на письменный запрос согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, но конкретные хозяйственные операции, как правило, не рассматриваются. А при налоговом мониторинге запрашивается позиция налогового органа в отношении конкретного договора, при этом не только по заключенным сделкам, но и по планируемым (п. 4 ст. 105.30 НК РФ), с приложением документов. Обязанностями налогового органа являются рассмотрение запроса и вынесение мотивированного мнения в течение месяца. При этом вынесенное мнение обязательно не только для налогоплательщика, но и для налогового органа.

Таким образом, мониторинг предполагает постоянный контроль, значительную подготовительную работу, но сводит на нет потери при выездных проверках, так как выявление ошибок, спорные ситуации — это обычная практика при проведении проверок. Существенные суммы не только доначисленных налогов, но и накопившихся за несколько лет пени, а также начисленные штрафы ждут организацию в том случае, если она не сможет доказать свою позицию в судебном порядке или согласится с тем, что была допущена ошибка. При мониторинге налогоплательщику сразу будет ясна позиция налогового органа, есть процедура согласования, поэтому можно точно определить размер налоговых платежей и минимизировать дополнительные потери. Тем более что выездные проверки через три года применяющим мониторинг налогоплательщикам не грозят.

Новая форма налогового контроля

С 1 января 2015 года вводится новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг*. Изменения в первую часть Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ. Подробности – в нашей статье. * Положения нового раздела V.2 части первой Налогового кодекса РФ применяются в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков с 1 января 2016 года.

Налоговый мониторинг

Первая часть Налогового кодекса РФ дополнена разделом V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, а также полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов (п. 2 ст. 105.26 Налогового кодекса РФ). Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего решения.

Условия проведения

Организация вправе обратиться с заявлением о проведении мониторинга, если в календарном году, предшествующем году, в котором представляется заявление:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых составляет не менее 300 млн руб. (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза);
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации составляет не менее 3 млрд руб.

Кроме того, совокупная стоимость активов по данным бухотчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

При этом указанные выше критерии должны соблюдаться одновременно.

Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября следующего года.

Требования к регламенту

В регламенте информационного взаимодействия указывается порядок:

  • представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления и уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся данные документы (информация);
  • ознакомления с подлинниками документов в случае необходимости;
  • отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведений об аналитических регистрах налогового учета, а также информации о системе внутреннего контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Представление заявления

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится мониторинг.(Организация, отнесенная в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.).

К заявлению прикладываются:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информация о юридических и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено указанное заявление.

Организация вправе отозвать заявление о проведении налогового мониторинга на основании письменного заявления. Это можно сделать только до принятия решения налоговым органом. В случае отзыва заявления оно не считается поданным.

По результатам рассмотрения заявления и документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено соответствующее заявление, принимает решение о проведении налогового мониторинга либо об отказе в его проведении.

Решение об отказе должно быть мотивированным. В частности, основанием для принятия такого решения является:

1) непредставление или представление не в полном объеме документов (информации) в соответствии с пунктом 2 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ;

2) несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 105.26 Налогового кодекса РФ;

3) несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.

Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе) направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Порядок проведения

Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями по местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 105.29 Налогового кодекса РФ).

При проведении налогового мониторинга налоговики вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов. Документы (информация), пояснения представляются организацией в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования. При этом неправомерно требовать документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.

О выявленных противоречиях (несоответствиях) в сведениях, содержащихся в представленных документах (информации), налоговый орган сообщает организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение 10 дней.

Если после рассмотрения представленных пояснений либо при их отсутствии будет установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании) или неполной (несвоевременной) уплате налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 Налогового кодекса РФ.

Налоговый мониторинг прекращается досрочно в случаях:

  • неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения мониторинга;
  • выявления факта представления недостоверной информации;
  • систематического (два раза и более) непредставления налоговому органу в ходе проведения мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном статьей 105.29Налогового кодекса РФ.

Уведомление организации о досрочном прекращении налогового мониторинга производится в письменной форме в течение 10 дней со дня установления указанных выше обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится мониторинг.

Мотивированное мнение

Указанное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.

Читать еще:  Как уменьшить налог на имущество юридических лиц

По инициативе налогового органа мотивированное мнение составляется в случае, если установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов. Указанное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

У организации могут быть сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления (перечисления) и уплаты налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга. В этом случае направляется запрос о представлении мотивированного мнения. В нем излагается позиция организации по указанным вопросам. Этот запрос может быть отправлен не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть ей направлено в течение одного месяца со дня получения данного запроса. Срок может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

О своем согласии организация должна уведомить налоговый орган в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения с приложением подтверждающих документов.

Позиция налоговиков, изложенная в мотивированном мнении, учитывается организацией в налоговом учете, в декларации (расчете), в том числе уточненной, или иным способом.

Если организация не согласна, то она должна представить разногласия в налоговый орган. Это необходимо сделать в течение одного месяца со дня получения мотивированного заключения.

Налоговый орган обязан в течение трех дней со дня получения разногласий направить их в ФНС России со всеми имеющимися материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры.

При проведении налогового мониторинга налоговики не вправе направлять мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Взаимосогласительная процедура

ФНС России инициирует проведение взаимосогласительной процедуры после получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом в соответствии с пунктом 8 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ. Эта процедура проводится в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя).

По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС России уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении его без изменения. Уведомление вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

Проверки не проводятся

В период проведения налогового мониторинга камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случаев представления налоговой декларации:

  • позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • по налогу на добавленную стоимость или акцизам, в которой заявлено право на возмещение налога.

В указанный период налоговики не вправе проводить и выездные налоговые проверки. Исключением являются случаи:

  • проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. Причем в случае проведения выездной проверки по данному основанию предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением.

Кроме того, и камеральные, и выездные проверки проводятся в случае:

  • представления уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате;
  • досрочного прекращения налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг вместо проверок

Изучаем поправки в часть первую Налогового кодекса РФ

С 2015 г. в НК введено новое понятие — налоговый мониторинг. В качестве пилотного проекта он уже практиковался с декабря 2012 г. в отношении крупнейших налогоплательщиков. И, как утверждают авторы поправок, имел положительный эффект.

Мониторинг и сейчас будет применяться только в отношении очень крупных компаний, малого и среднего бизнеса он пока не коснется. Но не исключено, что круг участников в будущем расширится, поэтому лучше уже сейчас разобраться в сути нововведения. Итак, рассмотрим основные моменты.

В чем суть налогового мониторинга

Налоговый мониторинг — это новая форма налогового контроля, предполагающая полное доверие между налогоплательщиком и инспекцией. Инспектор, который мониторит организацию, находится на своем рабочем мест е п. 1 ст. 105.29 НК РФ , однако имеет возможности для постоянного виртуального контроля за документами (информацией) организации, на базе которых она считает налоги.

Детали такого сотрудничества закрепляются в регламенте информационного взаимодействия — специальном документе, форму которого должна утвердить ФНС п. 6 ст. 105.26 НК РФ . В частности, организация может предоставить инспекторам доступ к своим информационным системам. При необходимости налоговики могут знакомиться и с подлинниками документов.

В чем плюсы мониторинга для организации

Во-первых, режим мониторинга дает ИФНС возможность оперативно реагировать на нарушения, которые случаются даже у самых честных налогоплательщиков — по невнимательности или в силу неясности налоговых норм. Таким образом, компания может сразу исправить ошибку и избежать наказания.

Во-вторых, в отношении периода, за который проводится мониторинг, организация по общему правилу избавлена от налоговых проверок. Исключения вы можете видеть в таблиц е п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ .

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

Дата публикации: 17.06.2016 2016-06-17

Статья просмотрена: 3060 раз

Библиографическое описание:

Наркевич Н. В. Налоговый мониторинг как форма налогового контроля // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 631-634. — URL https://moluch.ru/archive/116/31780/ (дата обращения: 06.12.2019).

Налоговое регулирование представляет собой комплекс мер косвенного воздействия государства на экономику, который предполагает формирование и модернизацию налогового законодательства. Для создания успешной налоговой системы нужно было усовершенствовать систему управления налоговыми отношениями, включающие в себя, как налоговое регулирование, так и налоговое администрирование. На сегодняшний день, налоговая политика Российской Федерации сосредоточена на создании эффективной и стабильной налоговой системы. Изучая новые нормативно правовые акты и внесенные законопроекты, стоит сделать вывод о том, что достичь поставленных целей планируется, в том числе, с помощью увеличения уровня качества налогового мониторинга. В настоящее время понятие «мониторинг» широко используется во многих сферах. Многофункциональность мониторинга содержится в том, что он может быть как способом исследования окружающей реальности, что исключительно относится к активно трансформирующимся процессам, явлениям, механизмам, так и способом предоставления руководящих заключений актуальной информации.

Термин «налоговый мониторинг» применяется в практической деятельности налоговых органов, в связи с осуществлением предпроверочного анализа налогоплательщика. Согласно Современному экономическому словарю под руководством Б. А. Райзберга и Л. Ш. Лозовского, акцент подчеркнут на контрольной роли мониторинга [3, c.199]. Контрольная функция налогового мониторинга напрямую связана с потребностью осуществления государственными органами надзора за оперативностью уплаты налогов. В данной конъюнктуре налоговый мониторинг представляется механизмом снабжения налоговой дисциплины. Отметим, что в зарубежной литературе применяется понятие «мониторинг налоговой дисциплины» (Taxpayers’ Compliance Monitoring), который используется для определения системы, направленной на обнаружение консолидированных показателей, которые в свою очередь отражают основные области налогового риска государства [4, с.7]. И то, и другое определение в полной мере не могут отразить сущность налогового мониторинга. Поэтому следует сразу определить полную формулировку понятия налогового мониторинга в узком смысле.

Налоговый мониторинг — одна из форм налогового контроля, осуществляемая в форме электронного информационного взаимодействия, которая может применяться наряду с выездными и камеральными налоговыми проверками. Преимущества применения налогового мониторинга для Федеральной налоговой службы (далее ФНС) России заключаются в возможности быстрее и оперативнее, предусмотрительнее и, соответственно, лучше контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. Функция ФНС России в этом должна носить пруденциальный характер. Собственно, такой предварительный, «ранний» контроль позволит своевременно регистрировать и проводить рассмотрение потенциальных возможностей осложнения и проблем в деятельности налогоплательщиков и в онлайн-режиме вносить корректировки и поправки для их устранения.

Основной задачей налогового мониторинга является сбор объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе и контроль за налоговыми поступлениями. Также к ключевым задачам можно отнести четкое определение правильности исчисления налогов и сборов в реальном времени, не тратя время на выездные и камеральные налоговые проверки. На первый план налогового мониторинга будет выходить бухгалтерская открытость компании для налоговой инспекции и ее инспекторов, которые в онлайн-режиме смогут следить за ее сделками и своевременно давать советы, как уйти от претензий со стороны налоговых органов в будущем. Подчеркнем, что существуют два основных направления налогового мониторинга: мониторинг конкурентоспособности налоговой системы; мониторинг налоговых рисков государства.

Исполнение мониторинга конкурентоспособности налоговой системы объединено с потребностью гарантирования эффективности налогового регулирования экономики в целом, а также отдельных сегментов экономики. Необходимость мониторинга налоговых рисков государства выражается в потребности увеличить уровень эффективности налогового регулирования. Перед государственными органами, которые отвечают за создание налоговой политики (в Российской Федерации — Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ), появляется потребность проведения непрерывающегося мониторинга конкурентоспособности налоговой системы. Ю.Винслав считает «мониторинг существенным элементом разумной экономической политики государства» [2, с. 29]. С позиции налогового регулирования, на наш взгляд, можно сделать акцент на следующих способах применения налогового мониторинга: обнаружение несовершенства налогового законодательства, которые связаны с неточной и некачественной изученностью особенных вопросов налогообложения; наблюдение расхождения итогов налогового регулирования его исходным задачам; инициативное исследование конкурентоспособности налоговой системы государства в сравнении с системами зарубежных стран. А другим назначением налогового мониторинга, которому должны уделять достаточное внимание, на наш взгляд, должен стать мониторинг налоговых рисков государства. Сам же мониторинг налогоплательщиков представляет из себя пассивную форму налогового контроля. В ряде стран как одним из видов текущего налогового контроля деятельности крупных налогоплательщиков выступает горизонтальный мониторинг. С помощью этого мониторинга налоговым органом проводится процедура наблюдения и исследования по финансово-хозяйственным операциям, которые были запланированы крупными организациями. Основным направлением деятельности такого горизонтального мониторинга является формирование таких взаимоотношений фискальных органов с организациями, осуществляющие работу с бюджетом, путем своевременного реагирования и предостережения создания и исполнения ими рисковых операций, которые приведут к несоблюдению налогового законодательства.

Читать еще:  Земельный налог в какой бюджет платится

В Российской Федерации налоговый мониторинг проявился как совершенно новый метод взаимодействия фискальных органов и налогоплательщиков. Попытка реализовать его началась в 2012 году, когда ФНС России подписала Соглашения о расширенном информационном взаимодействии с такими крупнейшими налогоплательщиками, как ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «РусГидро», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Северсталь» международная организацией «Ernst & Young»(СНГ). Этой попытке даже дали название «пилотный проект». Эти соглашения, с одной стороны, обязывали налогоплательщиков предоставлять первичную отчетность, как бухгалтерский, так и налоговый учет, а также документы, подтверждающие правильность исчисления налогов и сборов, которые мог запросить налоговый орган, извещающие обо всех сделках и операциях, а также об их обстоятельствах, которые могли содержать риск. Равным образом, с другой стороны, налогоплательщиков должен был оповестить налоговый орган о своем решении в отношении конкретных вопросов, дать ему совет по тем спорным моментам, которые касались формулировки налогового законодательства и исполнения сделок. Итоги этого «пилотного проекта» в России признали отличными. В компании «Ernst & Young» отметили, что представители налоговых органов систематически встречались на протяжении всего действия соглашения для разъяснения порядка проведения налогового учета операций и многих других задач. Заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов отметил, что за всю продолжительность действия «пилотного проекта» его члены получили разъяснения по 50 запросам, появилась возможность упорядочить некоторые налоговые споры, которые дошли до судов. По сообщению ФНС России, количество налоговых споров у части организаций сократилось в несколько раз[1] [5]. В ФНС России отмечали, что в 2015 году около 2 тысяч налогоплательщиков были готовы отвечать всем требованиям для проекта налогового мониторинга. По сообщениям вышеупомянутого С. Аракелова, интерес к проекту в начале его запуска проявили 20–30 крупных компаний. Ко всему прочему, по его словам, налоговый мониторинг будет развиваться с каждым годом, привлекая к себе интерес от многих организаций все больше и больше. Поэтому эксперимент признали весьма удачным [6]. Возвращаясь к сущности такого «пилотного проекта», на первый план у налогового мониторинга в Российской Федерации выходило то, что налоговые органы должны были приобретать открытый доступ к любой нужной документации и информации о сделках или ее обстоятельствах в организации. В силу этого, у фискальных органов появлялся онлайн-режим или режим реального времени, в котором они могли отслеживать все операции по счетам компаний-налогоплательщиков. Смысл названных процедур заключается в том, что специалисты ФНС России могли предотвращать многие правонарушения налогового законодательства, а руководящие органы организаций могли согласовывать свои действия с налоговыми органами в отношении только будущих сделок. Все это предотвращало дополнительные начисления, пени и штрафы, уменьшались расходы на споры в суде, сокращались траты на налоговое администрирование и применялся строгий контроль за финансовой деятельностью организаций.

В ноябре 2014 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон [1], который вводил процедуры добровольного превентивного налогового контроля для крупных организаций. Такому налоговогому контролю дали название — налоговый мониторинг. Закон, согласно его положениям, вступил в силу с 1 января 2015 года, а небольшое количество его положений, которое касалось консолидированных групп налогоплательщиков, вступили в силу с 1 января 2016 года. И на сегодняшний день у налогоплательщика есть выбор: либо оперативно и систематически предоставлять налоговым органам в электронном виде документы и информацию, которые предназначаются для начисления налогов и сборов для проведения процедуры обычного налогового контроля, либо разрешить открытый доступ фискальному органу ко всем своим электронным ресурсам для применения предварительного налогового контроля. Благодаря выбору налогового мониторинга у ФНС России появляется преимущество, которое заключается в том, что увеличивается уровень продуктивности ее деятельности, а в частности, в уменьшении расходов и времени на налоговые проверки и рассмотрение налоговых органов.

В Российской налоговой системе также производится мониторинг налоговой нагрузки предприятий. Налоговые органы применяют мониторинг организаций для составления плана выездных налоговых проверок, основанием для которых является её попадание в сформированный перечень критериев налоговых рисков. Само уменьшение рисков осуществимо за счет увеличения стабильности налогового регулирования и увеличения определенности фискальных норм. Огромное значение тут играет институт предварительного налогового регулирования (контроля) — превентивная координация правовой квалификации фискальных последствий для планируемых сделок. Реальность такого контроля существует на сегодняшний день в значительной части правовых систем мира. Содержание налогового мониторинга насколько возможно отображается при сопоставлении его с такими типами и категориями как налоговый контроль, предпроверочный анализ налогоплательщиков, государственный налоговый менеджмент, финансовый анализ с такими ключевыми признаками как сущность, цель, субъект, объект, предмет и задачи.

Налоговый контроль подразумевает формирование каких-либо мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, к примеру, выполнение налоговых проверок (см. ст. 82 НК РФ). Исходя из большого количества налогоплательщиков и малого количества информации, фискальным органам необходим оперативный подход к определению в отношении кого стоит проводить такую налоговую проверку, которая бы давала в итоге правильный и обоснованный размер налоговых обязательств налогоплательщиков. Действенный налоговый мониторинг, в задачи которого входит: опыт выявления налоговых схем, системное изучение финансовой деятельности организаций, оценка возможности применения тех или других способов, является обусловленным фактором, который и выявляет настоящие налоговые обязательства налоговых субъектов. И в этом случае налоговый мониторинг является эффективным механизмом применения налогового контроля.

Таким образом, налоговый мониторинг представляет собой одну из форм налогового контроля. Вся суть новшества находится в предоставлении прямого взаимодействия бизнеса и налоговой службы в режиме реального времени для приобретения взаимовыгодных результатов. В то время как преимущества применения налогового мониторинга для ФНС России заключаются в способности быстрее и оперативнее, предупредительнее контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. Становление налогового мониторинга в России, с одной стороны, будет способствовать установлению совершенно другого уровня взаимоотношений между крупными компаниями и фискальными органами при проведении налогового контроля и повышению качества налогового администрирования.

  1. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 45. Ст. 6158.
  2. Винслав Ю. Результаты мониторинга деятельности финансово-промышленных групп / Винслав Ю. // Российский экономический журнал. — 1997. — № 10.
  3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Современный экономический словарь / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. и др. — М.: Инфра-М, 1998.
  4. Monitoring Taxpayers’ Compliance: A practical guide based on Revenue Body Experience// OECD. 22.06.2008.
  5. URL: http://top.rbc.ru/economics/27/05/2014/ 926354.shtml.
  6. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/ 35668741/fns-bez-proverok.
[1] К примеру, мировым соглашением окончился налоговый спор ФНС России и «Интер РАО» на общую сумму 37,1 млн руб. В итоге в «Интер РАО», учитывая позицию ВАС, приняли выводы налогового органа по первому вопросу (включение убытков в состав расходов) и согласились заплатить 22,5 млн руб., отмечает он. В свою очередь, ФНС России отказалась от претензий по двум другим вопросам: учет курсовых разниц (10,8 млн руб.) и принятие НДС к вычету по расходам будущих периодов (3,8 млн руб.). В публикациях в периодической печати указывалось, что компании, принявшие участие в «пилотном проекте» довольны уменьшением налоговых рисков за счет увеличения прогнозируемости налогового регулирования

Как проводится налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг

С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.

В каких случаях проводят налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если компания заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям . И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.

Основанием для проведения налогового контроля будет положительное решение инспекции на поданное заявление.

Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 НК РФ.

Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг .

За какой период проводят налоговый мониторинг

Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.

При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.

Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.

Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Читать еще:  Как подсчитать подоходный налог с зарплаты

Как подать заявление о налоговом мониторинге

Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

К заявлению о проведении мониторинга приложите:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.

Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:

  • либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.

Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:

  • нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейшая процедура станет невозможной;
  • в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
  • дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 НК РФ.

Как инспекция проводит налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у компании, составлены в электронном виде по установленным форматам.

Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:

  • выслать в инспекцию по почте;
  • вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
  • направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 НК РФ.

Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

Как оформляют результаты налогового мониторинга

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.

Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Инициатива инспекции

Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение. Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом. Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.

Инициатива организации

Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.

В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.

Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.

После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру

Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.

Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.

Плюсы налогового мониторинга

Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:

1) камеральные проверки, которые проводятся:

  • если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
  • если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.

Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.

2) выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector