Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги
Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги
Права органов местного самоуправления в области налогообложения
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06. 10.2003 №131-ФЗ, ст. 10
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Конституция РФ, с. 132
В области налогообложения органы местного самоуправления обладают полномочиями по установлению, изменению и отмене местных налогов, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для органов местного самоуправления муниципальных районов ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06. 10.2003 №131-ФЗ, ст. 15.
Поскольку местные налоги могут устанавливаться, изменяться, отменяться либо вводиться в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальной власти, то, устанавливая местные налоги, представительные органы местного самоуправления должны определять в нормативных правовых актах все существенные элементы налогообложения. Также представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Тем не менее, Налоговый кодекс РФ в пункте 4 статьи 12 вместо предоставления конституционного права «самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы» фактически наделил органы муниципальной власти правом «устанавливать налоговые ставки», то есть правом уменьшать местные налоги и сборы, устанавливая налоговые ставки, не превышающие предельные. Это касается земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Однако права органов местного самоуправления имеют и самостоятельный характер. Муниципальные органы, осуществляя принадлежащие им права в области налогообложения, не только устанавливают, но и вводят в действие конкретные виды местных налогов, определяя в своем Постановлении или Решении точную дату, начиная с которой указанные налоги считаются установленными и могут взиматься на территории соответствующего муниципального образования.
Также представительный орган муниципальной власти вправе вводить в действие не все платежи, предусмотренные исчерпывающим перечнем местных налогов и сборов. Из содержания пункта 4 статьи 12 и статьи 17 Налогового кодекса РФ следует, что представительный орган местного самоуправления имеет право по своему усмотрению устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, но не обязан это делать во всех случаях.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют формирование и исполнение местного бюджета в соответствии с Уставом муниципального образования. При этом органами государственной власти гарантируются такие права, как право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов и право самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов.
Однако помимо прав органы местного самоуправления исполняют ряд обязанностей. Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.
Решением Тверской городской Думы от 14.01.2000 №2 «О положении о бюджетном процессе в городе Твери» установлены полномочия органов местного самоуправления г. Твери. Органы местного самоуправления города Твери принимают нормативно — правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции, предусмотренной также Уставом города Твери. Нормативно-правовые и иные акты органов местного самоуправления города Твери, касающиеся вопросов исполнения бюджета города на определенный финансовый год, должны соответствовать решению Тверской городской Думы о бюджете города на этот год.
Таким образом, полномочный субъект правоотношений в системе местного самоуправления — это не только уполномоченный, располагающий определенным правом субъект, но и обязанный к совершению определенных властных действий. Реализация прав органов местного самоуправления в области налогообложения представляет собой форму осуществления ими на практике предоставленных законодательством возможностей по установлению и взиманию местных налогов и сборов, проявляющуюся в области нормотворческой деятельности. Реализуя принадлежащие им права и исполняя возложенные на них обязанности в налоговой сфере, органы местного самоуправления участвуют в процессе формирования единой государственной налоговой политики на муниципальном уровне. Козлова Е.И. Конституционное право Российской Федерации: Учебник — М.: Омега-Л, 2001. — с. 456
Полномочия органов местного самоуправления в части предоставления льготы по налогам
«Налоговые известия Московского региона», N 2, 2004
В соответствии с Конституцией Российской Федерации формирование бюджетов субъектов РФ не относится к ведению РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Согласно ст.73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Статьей 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно ст.44 данного Закона решения органа местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Местные налоги и сборы устанавливаются органами местного самоуправления на подведомственной территории на основании ст.21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»» с 2001 г. отменен ряд местных налогов и сборов, входящих в ст.21 вышеназванного Закона, кроме целевого сбора на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели, а также налога на рекламу.
На основании ст.14 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
Частью 2 ст.5 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями) установлено, что законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. Из изложенного следует, что местные органы власти вправе принимать решения по предоставлению льготы по налогу на имущество, по целевому сбору на благоустройство территорий и другие цели, а также по налогу на землю в части зачисления в местный бюджет и налогу на рекламу данной категории плательщиков и что данное право не противоречит действующему налоговому законодательству, поскольку не затрагивает налоговых платежей в федеральный бюджет.
92. Местные налоги и сборы
92. Местные налоги и сборы
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:
• налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
• порядок и сроки уплаты налога;
• формы отчетности по данному местному налогу.
Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Не могут устанавливаться местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.
В соответствии с НК РФ к местным налогам и сборам относятся:
• налог на имущество физических лиц;
• налог на рекламу;
• налог на дарение;
• местные лицензионные сборы.
Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Представительные органы местного самоуправления вправе: устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами; принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты в соответствии с законодательством РФ. Принятые решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.
Население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования.
Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги
76. Объект налогообложения — это:
• юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог
77. Обязанность платить налоги — .
• конституционная обязанность
78. Органы местного самоуправления . устанавливать местные налоги и сборы, не закрепленные в НК РФ.
• не вправе
79. Основной чертой налоговой системы России в XVIII в. было:
• большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми
80. Основным налогом в России в XIX в. являлся/являлась:
• подушная подать
81. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика:
• внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки
82. Основными функциями налогов являются:
• фискальная, регулирующая, контрольная
83. Относятся ли приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами Министерства РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ обязательные для их подразделений к законодательству о налогах и сборах?
• нет
84. Охраняемая государством мера возможного поведения субъектов налогового права называется:
• субъективным налоговым правом
85. Плательщики налогов — это:
• юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги
86. По налоговому законодательству РФ физические лица считаются резидентами, если они находятся на территории РФ более:
• 183 суток в календарном году
87. По налоговому законодательству РФ юридические лица считаются резидентами, если они:
• созданы на территории России по российскому законодательству
88. Подоходный налог с физических лиц в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным
89. Подоходный налог с физических лиц в США:
• является одной из самых крупных статей доходов
90. Подоходный налог с физических лиц по уровню бюджета относится к налогам:
• регулирующим
Полномочия органов местного самоуправления в части предоставления льготы по налогам
«Налоговые известия Московского региона», N 2, 2004
В соответствии с Конституцией Российской Федерации формирование бюджетов субъектов РФ не относится к ведению РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Согласно ст.73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Статьей 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно ст.44 данного Закона решения органа местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Местные налоги и сборы устанавливаются органами местного самоуправления на подведомственной территории на основании ст.21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»» с 2001 г. отменен ряд местных налогов и сборов, входящих в ст.21 вышеназванного Закона, кроме целевого сбора на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели, а также налога на рекламу.
На основании ст.14 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
Частью 2 ст.5 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями) установлено, что законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. Из изложенного следует, что местные органы власти вправе принимать решения по предоставлению льготы по налогу на имущество, по целевому сбору на благоустройство территорий и другие цели, а также по налогу на землю в части зачисления в местный бюджет и налогу на рекламу данной категории плательщиков и что данное право не противоречит действующему налоговому законодательству, поскольку не затрагивает налоговых платежей в федеральный бюджет.