Какие функции выполняют налоги

Функции налогов

Сущность и функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 1):

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 1. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

Читать еще:  Сгорает ли транспортный налог через 3 года

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .

Смотреть что такое «ФУНКЦИИ НАЛОГОВ» в других словарях:

Функции налогов — фискальная главная, основная. Формирует финансовые средства государственного денежного фонда (фиск от лат. fiscus); регулирующая главный инструмент экономической политики государства, способный воздействовать на все процессы воспроизводства;… … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Функции государства — (англ functions of state) в теории государства и права основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение. В зависимости от… … Энциклопедия права

Функции государственного кредита — – экономические задачи, которые выполняют государственные заимствования. Принято выделять три функции государственного кредита. Распределительная функция государственного кредита Государственные кредиты позволяют перераспределить денежные ресурсы … Банковская энциклопедия

ФУНКЦИИ ГТК — определены в п. 5 Положения о Государственном таможенном комитете РФ (утверждено Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014; действует в ред. Указа Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1235). ГТК в соответствии с возложенными на него… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ — определены в ст. 9 ТК. Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции: участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику; обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Функции государства — (англ functions of state) в теории государства и права основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение. В зависимости от… … Большой юридический словарь

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — основные направления деятельности государства, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе. Принято выделять следующие функции современного государства: 1. Экономическая. Применительно к современному государству… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

СБОРЩИК НАЛОГОВ — (сборов) государственный орган, орган местного самоуправления или другой уполномоченный орган и должностные лица, осуществляющие в случаях, предусмотренных НК, сбор (прием) средств от налогоплательщиков в уплату налогов (сборов) и перечисление их … Энциклопедия российского и международного налогообложения

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. В соответствии со сферами деятельности государства внутренние функции подразделяются на следующие. Экономическая функция выражается в выработке и координации… … Юридическая энциклопедия

ВЗИМАНИЕ НАЛОГОВ ПО ДЕКЛАРАЦИИ И У ИСТОЧНИКА ДОХОДОВ — способы взимания прямых личных налогов (подоходных налогов с физических лиц, корпорационного налога, налогов с наследства и др.). Взимание налога по налоговой декларации предусматривает подачу налогоплательщиком заявления о доходах, полученных им … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Читать еще:  Сколько действует 2НДФЛ для налоговой

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Контрольная функция налогов: описание и примеры

Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют. Последних определено множество. Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.

Что считается налогом?

Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.

Налог — это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора — обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.

При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.

Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.

Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения — это налоговая система государства.

Важно выделять и такие элементы налога, как:

  • Налогоплательщики.
  • Налоговая база.
  • Объекты налогообложения.
  • Налоговые льготы.
  • Единицы налогообложения.
  • Порядки исчисления.
  • Налоговые ставки.
  • Источники налога.
  • Налоговые периоды.
  • Порядки уплаты.
  • Налоговые оклады.
  • Сроки уплаты налогов.

Данные взносы в государственную казну — весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:

  • Прямые и косвенные.
  • Аккордные и подоходные.
  • Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.

Спектр функций

Контрольная функция налогов — это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:

  • Фискальная.
  • Регулирующая.
  • Социальная.
  • Контрольная функция налогов.

Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.

Контрольная

Разберем сущность контрольной функции налога. Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов. Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового «пресса» на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.

Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.

Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем — количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах. В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан. Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.

Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств — контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.

Социальная

Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.

Конкретные механизмы реализации данной социальной функции — страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:

  • Доходов, которые не подлежат налогообложению.
  • Налоговых стандартных вычетов.
  • Профессиональных налоговых вычетов.

Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.

Фискальная

Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.

Основная задача при воплощении данной функции в жизнь — обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности.

Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений. Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну. По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент — они способствуют накоплению государственного долга.

Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население. Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства. Следствие — взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути. В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан. Примеров в истории не так уж и мало.

Регулирующая

Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь.

Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями. Главная ее задача — регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей.

Цель применения льгот — уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан. Тут выделяется следующее:

  • Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.
  • Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
  • Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.
Читать еще:  Сколько процентов подоходный налог в России

Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:

  • Понижение ставок налога.
  • Сокращение окладных сумм.
  • Налоговые каникулы — полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
  • Возврат уплаченного ранее налога — полный или частичный.
  • Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
  • Зачеты ранее внесенных налогов.
  • Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.

Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики.

К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:

  • Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
  • Налог на пользование недрами.
  • Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
  • Водный налог.
  • Лесной налог.
  • Экологический налог.
  • Дорожный налог.
  • Налог на собственность.
  • Транспортный налог.
  • Земельный налог.

Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства. Также она действует через платежеспособность физических лиц.

Налоговые подфункции

Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.

Но кроме этой и иных функций, выделяются и подфункции налогов. Они проистекают из регулирующей. Их три:

  • Воспроизводственная.
  • Стимулирующая.
  • Дестимулирующая.

Разберем эти подкатегории детально.

Стимулирующая подфункция

Задача этой налоговой подфункции — поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений.

Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.

Дестимулирующая подфункция

Как видно из названия, она обратна предыдущей, стимулирующей налоговой подфункции. В чем тут суть? При помощи дестабилизирующей подфункции государство, наоборот, затормаживает некоторые экономические процессы.

Воспроизводственная подфункция

Главная задача такой налоговой подфункции — накапливать средства на восстановление общегосударственных ресурсов.

Примерами тут будут отчисления взносов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановление водных ресурсов страны и проч.

Поощрительная функция

В некоторых системах и классификациях, помимо контрольной, социальной (перераспределительной), регулирующей и фискальной, порой выделяется и поощрительная функция. В ней выражается признание государством заслуг определенных категорий населения. В РФ это, к примеру, участники ВОВ, герои России, Советского Союза и др.

По своей сути эта функция — приспосабливание налоговой системы под социальную политику государства. Так, из налогооблагаемого дохода граждан делаются вычеты на содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей, строительство и покупку жилья, осуществление благотворительной помощи. База налогообложения снижается и в связи с социальными расходами гражданина — покупкой медикаментов, платным обучением детей и проч.

Функции налоговых органов

Выше мы разобрали контрольную и иные формы функций налогов. Они иные в отношении налоговых органов. Например, контрольные функции Федеральной налоговой службы РФ будут несколько другими, чем самого налога.

Рассмотрим их спектр в отношении налоговых органов:

  • Фискальная. Обеспечение зачисления оплаченных гражданами и организациями сборов на счета ФНС своевременно и в полном объеме.
  • Правоохранительная. Это выявление нарушений налогового законодательства, а также своевременное их пресечение. Например, введение различных штрафных санкций за задержку налогового платежа, нарушений в отчетной документации и проч.
  • Консультационная (или информационная). У налоговых органов есть прямая обязанность информировать плательщиков по поводу правил уплаты налогов, норм и изменений НК.
  • Контрольная функция налоговых органов. Осуществление контроля за соблюдением НК, учет налогоплательщиков.

Дополнительные задачи ФНС

Перечислим и дополнительные контрольные функции налоговых органов:

  • Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в госказну налоговых платежей.
  • Контроль за производством и последующим оборотом этилового спирта, алкогольных и табачных продуктов.
  • Контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции ФНС.
  • Контроль за информированием налогоплательщиков.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать объем и полноту поступления данных платежей, анализировать качество налоговых каналов. И на основе этих данных корректировать НК, бюджетную политику. Что касается контрольных функций ФНС, они отличны от функций собственно налогов.

Функции налогов

Функции налогов определяют всю их сущность. Они являются производными от функций финансов и выполняют аналогичные задачи, однако, в более ограниченных рамках.

Все функции налогов условно можно разделить на 2 группы:

Основные функции – это функции, на основ которых строится весь механизм налогообложения. Действуя слажено, эти функции представляют собой единый, целый механизм. Дополнительные же функции уточняют основные цели, которые реализует государство через основные функции налогов.

Основные функции налогов

К основным функциям налогов относятся:

  • Фискальная – это важнейшая функция налогов, которая характерна для всех государств. Она обеспечивает устойчивое состояние доходной части бюджета на всех его уровнях путем процесса изъятия средств налогоплательщиков. Однако, в условиях спада деловой активности налоговых поступлений бывает недостаточно для осуществления государственных расходов. Поэтому государство прибегает как к внутренним, так и к внешним займам, что приводит к появлению государственного долга. И в будущем, для обслуживания государственного долга необходимо повышать налоги, путем роста ставок по налогам, введения новых налогов.
  • Регулирующая – это некое дополнение фискальной функции налогов. Она позволяет регулировать как производство, так и потребление. Данная функция помогает распределять суммы налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, отраслями экономики, территориальными образованиями и государством в целом., а также регулировать доходы различных групп населения. Это регулирование осуществляется через комплекс льгот и систему налоговых сборов и платежей.

Контрольная – с помощью этой функции налогообложения у государства есть возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществляемую как юридическими, так и физическими лицами, получение доходов гражданами государства, а также использование имущества, принадлежащего им на правах собственности.

Таким образом, контрольная функция позволяет государству получить необходимый минимум денежных средств в виде налоговых поступлений, необходимый для осуществления своих функций.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Дополнительные функции налогов

К этим функция относятся:

Распределительная (социальная) – сущность этой функции состоит в распределении общественных доходов среди различных категорий населения страны — от состоятельных слоев к неимущим. Это затрагивает образование, медицину, воспитание и др. Данное перераспределение гарантирует социальную стабильность в обществе.

Примером действия распределительной функции являются акцизы. Этот вид налогов устанавливается лишь на некоторые виды товаров, которые имеют статус предметов роскоши. Также примером реализации распределительной функции выступает и механизм прогрессивного налогообложения, в котором величина налоговых ставок возрастает вместе с ростом величины доходов налогоплательщика.

Стимулирующая – использование этой функции помогает оказать поддержку в развитии тех или иных направлений в экономике. Ее использование связано с применением льгот и освобождений. В современной российской налоговой системе содержится большое число льгот для различных физических и юридических лиц, такие как понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков и др.

  • Дестимулирующая – функция, обратная стимулирующей. Ее применение связано с установлением через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо неблагоприятных экономических процессов. Как правило, эта функция реализуется через повышение налоговых ставок.
  • Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector