Избегание налогового риска это

Налоговые риски и их оценка

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.

Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

студент, юридического института ВятГУ,

ст. преподаватель ВятГУ,

Хозяйственно-финансовая деятельность организаций всегда связана с многочисленными рисками, управление которыми представляется ведущим фактором поддержания устойчивости финансового положения предприятий. Одной из важнейших групп рисков считаются налоговые, так как налогообложение охватывает все сферы финансовой деятельности организаций.

Актуальность темы исследования объясняется допустимостью снижения количества предприятий-налогоплательщиков в связи с возможностью понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов. Исходя из чего следует, что государство должно создавать благоприятную среду для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе путем снижения налоговых рисков для организаций.

В действующем законодательстве термин «налоговый риск» не используется, однако в то же время это понятие широко применяется как в литературе по налогообложению, так и в лексике юристов, которые специализируются в налоговом праве. Поэтому представляется важным определить содержание термина «налоговый риск», выявить причины их возникновения, а также сформулировать юридические приемы и способы управления ими.

Читать еще:  Налог на прибыль уплачивается в какой бюджет

Термин «налоговый риск» понимается различно и в современной науке права. Так, Д.Н. Тихонов и Л.Г. Липник считают, что: «Налоговый риск – это возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте» [1]. Тогда как по мнению О.В. Гордеевой под «налоговым риском» понимается опасность возникновения непредвиденного отчуждения денежных средств налогоплательщика из-за действий (бездействия) государственных органов и (или) органов местного самоуправления [2].

На основании рассмотренных определений автор предлагает понимать налоговый риск как вероятность возникновения для субъекта налоговых правоотношений непредвиденных финансовых и иных потерь, связанных с процессом налогообложения.

Управление налоговым риском можно охарактеризовать как совокупность методов и мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление неблагоприятных событий, а также принимать меры к исключению или же снижению отрицательных последствий наступления таких событий. Однако для эффективного управления, необходимо выявить причины возникновения налоговых рисков. Стоит отметить, что существует огромное количество различного рода причин возникновения налоговых рисков, но из этого большинства есть две четко выраженные и основные, на которые, прежде всего, необходимо заострить внимание.

Первая причина – это искажение либо недостаток информации. Субъекты налоговых отношений по-разному понимают нормы налогового законодательства в связи с наличием в них пробелов и противоречий, которые порождают сложность понимания информации. Следовательно, необходимо помнить правило, предусмотренное п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)» [3].

Второй причиной является допущение умышленных или же сознательных ошибок налогоплательщиков. Что касается первого, то риски могут заключаться как в чисто технических ошибках, так и в недостаточном уровне квалификации работников бухгалтерских служб. Соответственно, «сознательные действия, порождающие налоговые риски, обуславливаются стремлением налогоплательщика уменьшить размер налогового бремени либо вовсе уклониться от налогообложения» [4].

Представляется, что рассмотренные выше причины возникновения налоговых рисков оказывают наибольшее практическое воздействие на финансовую стабильность предприятий.

Для минимализации или ликвидации налоговых рисков, применяются различные способы управления ими. Однако управление налоговыми рисками представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, которая требует огромных знаний в таких областях права как налоговое, гражданское, административное, а также уголовное. Поэтому, как правило, в крупных компаниях, холдингах существует целая система управления налоговыми рисками, для своевременного выявления и реагирования на это явление с целью уменьшить или компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий.

Следовательно, любая организация, заботящаяся о своем финансовом состоянии, рано или поздно создает такое подразделение, в полномочия которого входит анализ совершаемых операций, их оценка на соответствие налоговому законодательству, а также минимизация возможных негативных последствий. Но во многих российских компаниях все эти задачи возлагаются на плечи главных бухгалтеров, что в некоторых случаях порождает возникновение тех самых рисков. К примеру, вследствие технических ошибок. Соответственно, со всеми задачами бухгалтерская служба не справится. Необходимо, чтобы все подразделения предприятия комплексно взаимодействовали между собой в процессе выявления и оценке рисков.

Очевидно, что снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы, но наиболее распространенными являются:

  • диверсификация;
  • лимитирование;
  • страхование;
  • самострахование.

Под диверсификацией понимается процесс применения различных вариантов заключения однородных сделок, варьирующихся по степени риска от нуля до допустимого в рамках данной компании уровня. Лимитирование – установление предельных сумм сделок, являющихся рискованными в поле налогообложения. Сущность страхования заключается в том, что организация готова заплатить за снижение степени риска до нуля путем приобретения страховки. Когда же организация предпочитает подстраховаться сама, то есть создать резервные фонды, экономя на затратах капитала по страхованию, то этот прием называется самострахование.

Следует отметить, что современные методы управления налоговыми рисками в российских организациях существенно отличаются в зависимости от размера компании, а также степени ее публичности. К методам снижения налоговых рисков можно отнести: мероприятия по повышению квалификации работников, мониторинг налогового законодательства, обновление программного обеспечения, а также проведение всех контрольных процедур на уровне структурных подразделений предприятий. Очевидно, что знание и владение информацией играет важную роль в управлении налоговыми рисками.

Для того чтобы добиться конечного результата, необходимо четко сформулировать основные шаги управления налоговыми рисками. Зуйков А.В. включает в процесс управления налоговыми рисками следующие этапы: выявление налоговых рисков, оценка налоговых рисков, выработка мер по реагированию на налоговые риски и мониторинг за исполнением мер по устранению налоговых рисков [4].

На первом этапе необходимо изучить и проанализировать действующее законодательство. На следующем этапе производится комплексное изучение вероятности наступления риска и его характер. По результатам оценки риска организация принимает конкретные меры реагирования (принятие, предотвращение, перенос, снижение риска). В конечном итоге предприятие проводит сбор информации по динамике рисков и осуществлению мероприятий по управлению ими.

В заключение стоит отметить, что обладание полной информацией и умение ею пользоваться позволяет сделать более точный прогноз о наступлении возможных последствий. Несмотря на различные методы устранения налоговых рисков, главным фактором их минимизации выступит гармонизация между интересами государства и налогоплательщика, которая осуществится путем дальнейшего совершенствования налогового законодательства. Следует также предположить, что эффективным инструментом снижения и ликвидации налогового риска должен стать мониторинг налоговых ошибок, предполагающий их выявление и своевременное устранение.

Пути снижения налоговых рисков

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.11.2017 2017-11-14

Статья просмотрена: 1639 раз

Библиографическое описание:

Талейко К. Е. Пути снижения налоговых рисков // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 212-213. — URL https://moluch.ru/archive/179/46439/ (дата обращения: 06.12.2019).

В настоящее время снижение налоговых рисков и оптимизация налоговых платежей является одной из приоритетных проблем большинства налогоплательщиков, так как напрямую способствует финансовому благополучию организации.

Ключевые слова: налоговый риск, виды налоговых рисков, факторы налоговых рисков, пути снижения налоговых рисков

Введение: Налоговая деятельность, как и другие части финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта сопряжены с рисками. В настоящее время вероятность этих рисков особенно высока, поскольку налоговое правовое поле регулярно модифицируется, изменяется состав и структура совокупной налоговой нагрузки в экономике. Все это влечет за собой противоречия действующих норм и инструментов, а также непрозрачность механизмов налогообложения.

Сущность налоговых рисков: Налоговый риск — это вероятность (угроза) потерь, которые может понести субъект экономики из-за неблагоприятного изменения налогового законодательства в процессе финансовой деятельности или в результате налоговых ошибок, допущенных при исчислении налоговых платежей. [3. С.26].

Для того, чтобы определить пути снижения налоговых рисков, необходимо для начала рассмотреть основные виды и факторы (источники) их возникновения.

При рассмотрении налоговых рисков хозяйствующих субъектов, чаще всего, выделяют информационные риски, риски процесса и репутационные риски.

Информационные риски, возникают в следствии неоднозначного толкования нормативно-правовых актов налогоплательщиком и налоговым органом. Примером информационного риска служит неоднозначное понимание подп. 55 п.1 ст.251 НКРФ, с одной стороны его можно трактовать, как: «вознаграждения поручителей по договору поручительства не облагаются налогом на прибыль. А должник вправе учесть вознаграждение в расходах (подп.49 п.1 ст.264, подп.20 п.1 ст.265 НКРФ. При этом такие сделки между российскими организациями не признаются контролируемыми (подп.6 п.4 ст.105.14 НКРФ). Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса, считает, что это неправильное понимание положения «не признаются доходом безвозмездно полученные поручительства. У компании, оказывающей услуги за вознаграждение, доход включается в налоговую базу на общем основании». [2. С.8].

Читать еще:  Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов

Риски процесса это группа рисков, связанных неверным исполнением налоговых обязательств, ошибок в налоговом учете или в налоговом планировании. К примеру, согласно п.2 ст. 54.1 НКРФ, покупатель вправе учесть расходы и заявить вычеты при условии, что сделку исполнил контрагент, с которым он заключил договор. Если при налоговой проверке выясняется, что у контрагента недостаточно ресурсов, а сторонних лиц он не привлекал, то списать расходы и заявить вычеты не получится.

Репутационные риски связаны с возможным нанесение ущерба репутации компании, а, следовательно, уменьшением числа клиентов из-за формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости компании, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.

Данную классификацию можно дополнить источниками (факторами) возникновения рисков, такими как:

Технические факторы, ошибки допущенные в результате исчисления налоговых платежей в связи с несвоевременным ознакомлением с изменениями налогового законодательства, либо по причине сложности порядка исчисления налогооблагаемой базы. Например, с 1 июля все счет-фактуры, полученные от поставщиков, должны включать в себя новую строку 8, для идентификатора государственного контракта. Это обязательный реквизит (п.5 ст.169 НКРФ), если в счет-фактуре его нет, инспектор вправе снять вычеты (п.2 ст. 169 НКРФ).

Экономические факторы, решение задач социально-экономического регулирования может потребовать изменения налогового законодательства, в том числе установления или отмены налогов, изменения порядка их исчисления и уплаты, корректировки налоговых ставок и льгот, что, в свою очередь, может стать фактором появления налоговых рисков. Сложность действующего механизма исчисления и уплаты основных налогов приводит к появлению значительных затрат на соблюдение обязанностей налогоплательщика. Попытки сэкономить чреваты увеличением налоговых рисков. Высокие затраты на налоговый консалтинг, аудит и ведение налоговых споров также следует отнести к категории экономических факторов.

Пути снижения налоговых рисков: Исходя из приведенных выше видов и факторов (источников) налоговых рисков можно определить основные пути их снижения:

1) Выбор места регистрации (территории и юрисдикции). При определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения не следует ориентироваться только на размер налоговых ставок. В ряде случаев при небольших (10–15 %) налоговых ставках законодательство устанавливает расширенную налоговую базу, что приводит к высокому налоговому бремени и налоговому риску;

2) Выбор организационно-правовой формы, так как данный фактор может влиять как, на порядок использования прибыли, так и на возможность получения льгот;

3) Грамотная разработка и формирование учетной политики хозяйствующего субъекта для целей налогообложения. Учетная политика является хорошим защитным инструментом, так как представляет собой совокупность допускаемых налоговым законодательством способов ведения налогового учета;

4) Сознательная переплата в спорной ситуации, тоже является способом избегания налоговых рисков, либо и вовсе прекращение всех действий и видов действий, ведущих к возникновению риска;

5) Постоянное, систематическое изучение поправок в налоговом и ином законодательстве, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью организации, что позволяет вовремя принимать соответствующие решения по изменению порядка исчисления налога;

6) Проведение семинаров по повышению квалификации для сотрудников, ведущих налоговый учет в организации, также снизит вероятность ошибок при исчислении и уплате налогов;

7) Анализ, проводимый путем сравнения и сопоставления расчетов по налогам, позволит выявить признаки высокого налогового риска и своевременно принять необходимые управленческие решения;

8) Проведение анализа выявленных ошибок в осуществлении налоговых выплат и процедуры их исправления, позволит усовершенствовать методы налогового планирования на предприятии.

Осуществление всех предложенных способов должно быть ориентировано на строгое соблюдение положений налогового и иного законодательства. Это даст возможность избежать ряд дополнительных проблем, связанных с налоговыми рисками и обоснованностью мер налогового планирования на предприятии.

Таким образом, хозяйствующие субъекты в своей деятельности постоянно сталкиваются с налоговыми рисками. Для успешного функционирования им необходимо уметь предвидеть и управлять ими. На величину налоговых рисков оказывают влияние такие внешние факторы, как введение новых налогов, отмены налоговых льгот, изменение порядка и сроков внесения налоговых платежей и др., изменить и отменить которые предприятие не может. Применение предложенных мер и способов снижения налогового риска и грамотное осуществление налогового планирования позволит избежать непредвиденных финансовых потерь, связанных с налоговым риском, что в целом будет способствовать повышению эффективности бизнеса.

  1. Налоговый кодекс РФ.
  2. Журнал «Практическое налоговое планирование» 2017. № 8 ст. 8.
  3. Филин С. А. Финансовый риск и его составляющие для обеспечения процесса оценки и эффективного управления финансовыми рисками при принятии финансовых управленческих решений // Финансы и кредит. 2002.№ 3 С. 26.

Как компании снизить налоговые риски

Суть проблемы

Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.

Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:

  • финансовую и правовую безграмотность субъекта;
  • неверную трактовку действующего законодательства;
  • двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
  • отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
  • технические ошибки;
  • недобросовестность контрагентов.

Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.

Классификация по видам

Виды налоговых рисков организации классифицируются на:

  1. Внутренние и внешние.
  2. Предсказуемые и непредсказуемые.
  3. Систематические и несистематические.

Также НР можно классифицировать на три большие группы по времени их возникновения:

  1. До проведения проверки ФНС, когда спор с представителями еще не возник, например, ошибки и нарушения возникают из-за недобросовестности контрагентов либо из-за неверного оформления хозяйственных операций.
  2. Во время контрольных мероприятий. Нарушения были выявлены в ходе проведения проверки (ревизии) как камеральной, так и выездной.
  3. По итогам проведенной проверки. В таком случае возникают разногласия между ФНС и подконтрольным субъектом, при котором составляется соответствующий акт для дальнейшего обжалования.

Действующие критерии оценки

Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

Итак, действующие критерии оценки налоговых рисков закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и отражают:

  • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
  • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
  • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
  • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
  • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
  • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
  • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
  • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.
  • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
  • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
  • больших вычетов по НДС;
  • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
  • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
  • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
  • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
  • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
  • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
  • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
  • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.
Читать еще:  Как называется зарплата после вычета налогов

Данные критерии применимы не только к налогоплательщикам на ОСНО, но и к «упрощенцам», перешедшим на специальные режимы налогообложения. Например, оценит налоговая риски бизнеса юрлиц и ИП на УСН или ЕНВД.

Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Самостоятельный контроль

Чтобы налогоплательщикам избежать проблем с ФНС, необходимо организовать самостоятельный контроль и эффективное управление НР. Систематическая оценка налоговых рисков — единственное верное решение в данной ситуации.

Рекомендации от представителей ФНС, как обеспечить безопасность в отношении НР:

  1. Избегайте сомнительных сделок.
  2. Заключайте сделки только с проверенными контрагентами.
  3. Откажитесь от услуг подозрительных компаний.
  4. Все операции оформляйте документально, согласно действующим инструкциям и требованиям.
  5. Постоянно следите за обновлениями и изменениями в фискальном законодательстве.
  6. Позаботьтесь о разработке и утверждении системы управления налоговыми рисками.

Также налоговики настоятельно рекомендуют периодически организовывать повышение квалификации работников бухгалтерской службы.

Налоговые риски: как влияют на репутацию и как оценить

Зачем нужно понимать, что это такое? Какие последствия, если вероятность такого риска высока? Почему оценка налоговых рисков важна в постоянном режиме? Как это влияет на репутацию организации в глазах ваших контрагентов?

Налоговые риски — это:

Риск финансовых потерь организации в будущем, в части налоговых платежей, увеличения налоговой нагрузки, прямых денежных потерь по штрафным санкциям (пеням, штрафам, недоимкам), увеличение налоговых ставок, потери связанные с уголовными последствиями и судебными издержками организации, потеря положительной репутации во взаимоотношениях с контролирующими органами, риск частого возникновения любого рода проверок (камеральных, встречных, выездных), риск недостоверности информации о руководящем составе и сведениям, содержащихся в ЕГРЮЛ по любой строке выписки.

Так, например, с увеличением НДС многие бизнесы потеряли разницу в 2% по прибыли, в связи с плановым повышением ставки налога. Многие контрагенты понесли данную потерю из-за невозможности подписания дополнительных соглашений, в любом случае та или другая сторона сделки взяла ее на себя.

В связи с ежегодным обновлением программного обеспечения в налоговых органах увеличен риск вероятности налоговых проверок в любом бизнесе, несмотря на обоснование и правомерность данных действий. В массовом порядке производится электронная проверка еще на стадии сдачи отчетности ежеквартально. Даже технические ошибки учета в базе 1С при формировании отчета могут вызвать пристальное внимание налогового органа к вашей организации и запустить процесс проверки (что называется, «на ровном месте»).

Если у вас не вовремя оплачен налог, не своевременно сдана отчетность, не принята квитанция по запросу, требованию налоговой, не предоставлен своевременно ответ на требование, запрос, то это ваш внутренний налоговый риск, который повлечет за собой не только ограничения на расчетный счет, но штрафные санкции по каждому нарушению.

Все вышеперечисленное дает отрицательный результат репутации организации. Все контрагенты вынуждены сейчас отбирать поставщиков и покупателей оценивая налоговые риски и репутацию вашей организации, именно поэтому важно контролировать все вышеперечисленные показатели.

Иначе, кроме налоговых рисков, возникают прямые риски потери прибыли и привлечения новой клиентской базы, а также потеря репутации в глазах ваших постоянных покупателей и поставщиков.

Минимизируем налоговые риски с помощью:

  1. Своевременной оплаты налоговых обязательств и сдачи отчетности за каждый текущий период.
  2. Принимаем и отвечаем в срок на все уведомления, письма, запросы, требования, приглашения от налогового органа.
  3. Следим за законодательством в части налоговых изменений постоянно.
  4. Проверяем не реже одного раза в месяц достоверность сведений в вашей выписке ЕГРЮЛ и основных контрагентов.
  5. Пользуемся любыми сервисами и сайтами (включая Интернет-банк для определения индикатора ведения хозяйственной деятельности).
  6. Корректируем отчетность на исправление ошибок самостоятельно, не ждем, когда налоговый орган пришлет требование.
  7. Выдерживаем оптимальную налоговую нагрузку. Нельзя занижать налоги более чем на 2% от выручки, особенно формальными сделками, или рисковыми контрагентами.
  8. Анализируем свои налоговые риски и снижаем возможность их возникновения.
  9. Формируем стратегию, которая позволит улучшить вашу репутацию в глазах налоговой и контрагентов, выстраиваем доверительные и постоянные взаимоотношения с контролирующими органами, договариваемся, не стесняемся, присутствуем там периодически.
  10. Немало важный фактор: наличие информации об организации в СМИ, сети Интернет о ее хозяйственной деятельности, будь то размещение в рекламных целях или каких-либо других.

Для полной картины и своевременного вмешательства в каждой организации необходимо проводить внутренний аудит налоговых рисков не реже одного раза в квартал.

Приведу примерную схему действий оценки налоговых рисков и анализа лишь нескольких факторов их возникновения:

  • Достоверность сведений (адрес, учредители, офис, склад, соответствие деятельности — данные Контур Фокус, сайт фнс) — данные о недостоверности сведений отсутствуют 100% — 0% риска.
  • Риск камеральной/выездной проверки на 2019 г — присутствует — 20% риска (с учетом сведений в открытом доступе и решения вопроса).
  • Наличие камеральных/встречных проверок на дату запроса (2) (НДС страховые) — 10% риска.
  • Наличие недоимок/штрафов/пеней по отношению к выручке 0,01% (риск)
  • Наличие ограничений на расчетном счете — отсутствуют 0% (риск)
  • Соотношение затрат к выручке — 1,46% (риск)
  • Соотношение налогов к выручке — 0,09% (менее 1%) — риск 9,01% благонадежность — 10%
  • Соотношение Основной фонд (средства на балансе) к обороту — 28%, нет риска (рисковая зона менее 10%)
  • Остаток денежные средства (чистый актив) по отношению к расходу — 12% — нет риска
  • Резерв налоговых обязательств — 0%, риск — 1%
  • Соотношение чистой прибыли к обороту за последний финансовый год (2018) — 0,01% (рисковая зона больше 15%) — риск 4,99%
  • ДЗ к выручке — 3,09% (риск)
  • КЗ к расходу — 9,21% (риск) — это мы можем исправить
  • Соотношение затрат на оплату труда к общим затратам — 0,09% (рисковая зона менее 1%, благонадежность — 10%) — 9,1% (риск)

Итого 67,87%. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Разные источники информации по-разному трактуют процентное соотношение налоговых рисков. Стратегию выбираете вы, поэтому и решать, какой показатель вызовет негативную обстановку в вашей организации тоже вам. Главное следить за ситуацией и делать соответствующие выводы от анализа вовремя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector