Имеет ли право банк запрашивать налоговую отчетность

Контроль банков: нарушение или государственная необходимость

В 2001 году в России принят Федеральный закон № 115-ФЗ, который направлен против легализации недекларированных доходов, полученных преступным путем. Следуя единой государственной политике, Центральный банк обязал коммерческие банки вести надзор за подозрительным движением денежных средств без декларирования на расчетных счетах их клиентов.
Банки получили право запрашивать у клиентов документацию, которая подтверждает финансовые операции организации. Затребовать без дополнительных согласований могут также договоры аренды, соглашения с контрагентами, счета-фактуры и акты. Пункт 14 ст. 7 Закона №115-ФЗ обязал клиентов предоставлять информацию, необходимую банкам для исполнения ими требований ЦБ, который разослал пояснения для банка (115-ФЗ от 07.08.2001 г.), а право банков на истребование документации закон подчас не ограничивает.
Чтобы получить требуемую документацию банк воспользуется правом получить ее через запрос в бухгалтерскую фирму, с которой организация подписала договор на предоставление бухгалтерских услуг, или непосредственно у руководителя организации – клиента банка.
Вправе ли банк требовать налоговую отчетность? Организации, которые ведут законный бизнес и отчитываются в налоговой инспекции, исполняя налоговые обязательства, ведут документооборот, не должны ощутить никаких сложностей с предоставлением пояснения для банка относительно деятельности организации и требуемой документации (см. раздел ниже). Тревожит руководителей таких организаций только вероятность утечки информации, которая представляет собой коммерческую тайну. Как банки гарантируют сохранность конфиденциальной информации и как распоряжаются полученными бумагами и файлами? Можно ли отказать банку в предоставлении информации без последствий? (см. раздел ниже)

Кто контролирует банки

Коммерческие банки поставлены государством в жесткие условия соблюдения рекомендаций по контролю операций их клиентов. За недобросовестное выполнение или уклонение от выполнения рекомендаций Центрального банка, деятельность банков рискует быть приостановлена до 90 дней или лишением лицензии. Поэтому специальные отделы в банках, отвечающие за контроль финансово-хозяйственной деятельности клиентов, тщательно выполняют указания ЦБ.
С другой стороны банки, чтобы быть конкурентоспособными на рынке финансовых услуг, обязаны взаимодействовать с клиентами на условиях, удовлетворяющих их спрос, иначе клиенты заключат договор на ведение расчетного счета в том банке, который наиболее лоялен по отношению к клиентам. Поэтому, с одной стороны банку поступают четкие указание на запрос информации у клиентов, а с другой – клиенты, которые хотят сохранить в тайне коммерческие тайны договоров.
Государство намерено урегулировать этот вопрос. ЦБ собирается создать единый «черный» список клиентов, которые отказываются предоставлять требуемые банками бумаги, а при желании перейти на этом основании в другой банк – такому клиенту будет отказано.
Клиент, в свою очередь, тоже имеет право оповестить государственные органы о превышениях полномочий, которые банк допускает в отношении клиента. Для этого ЦБ и Федеральная служба финансового мониторинга организовали специальные опросники, расположенные на сайтах www.cbr.ru или www.fedsfm.ru

Организации в зоне риска

У коммерческих банков много клиентов, как же проверить всех? Если все организации одновременно предоставят требуемую информацию, то на ее обработку уйдет много времени, а действовать в случае нарушения организацией законодательства потребуется экстренно. Для оптимизации контроля, банками установлены критерии, по которым службы контроля банков определяют клиентов, находящихся «в зоне риска».
В этот список попадают организации, которые:

  • имеют большую сеть контрагентов в разных регионах России, обсуживающихся в разных коммерческих банках;
  • ежедневно проводят операции с зачислением и списанием денежных средств с расчетного счета в течение двух дней с даты зачисления суммы;
  • отчисляют налоги и прочие обязательные платежи в соответствующие государственные органы в сумме, несопоставимо малой по сравнению с оборотами организации;
  • не имеют никаких обязательств по уплате налогов.

Банк имеет полномочия потребовать дополнительную документацию для ее проверки у тех организаций малого бизнеса, которые работают в сфере торговли (розничной или мелкооптовой), на счет которых ежедневно списываются внушительные безналичные денежные средства других организаций.

Банк накажет

С точки зрения закона клиент имеет право не предоставлять банку информацию об осуществляемой им финансово-хозяйственной деятельности. Законом не предусмотрено мер ответственности за невыполнение требований банка по предоставлению документации.
Коммерческий банк в этом случае обязан передать информацию о возможной нехарактерной сделке или сомнительному перемещению денежных средств на расчетном счете клиента в налоговые органы.
Если организация не выполнит требования банка о предоставлении документации, организации грозят санкции со стороны банковских служб:

  1. Приостановление операций. При отказе предоставить информацию по контрагенту, банк имеет право приостановить операции по расчетному счету.
  2. Блокировка расчетного счета. Произойдет это в самый неподходящий для бизнеса момент, и руководитель не отправит важный платеж контрагенту или не получит информацию о поступлении денег расчетный счет организации, отправить платеж по налогам или распечатать выписку по платежным операциям. На 1-2 дня организация теряет доступ к расчетному счету.
  3. Отказ в ведении дел клиента. После двух отказов со стороны клиента предоставить документацию, требуемую банком, в течение календарного года, банк расторгнет в одностороннем порядке договор обслуживания. Банк откажется вести дела организации в качестве клиента банка и занесет его в черный список. А это подпорченная репутация среди контрагентов и в государственных органах. Организация рискует лишиться расчетного счета, у нее появятся проблемы с открытием нового, а это время и утраченные финансовые возможности.

Если документация, запрашиваемая банком, имеется в наличии и может быть предоставлена организацией, то лучше сделать это в указанные в требовании банка сроки. Это намного проще и безопаснее для бизнеса организации, чем вступать в долгие судебные тяжбы, тем более банк своими действиями по запросу информации от клиента выполняет указания ЦБ РФ и действует в интересах государства.

Давайте знакомиться

При открытии счета клиент должен предоставить пояснение в банк о деятельности организации (образец ищите на сайте банка). Для подробного рассказа об особенностях принадлежащего ему бизнеса клиент предоставляет полный пакет документации, подтверждающий регистрацию организации в государственных налоговых органах и право организации заниматься предпринимательством.
На каком основании банк проверяет фактический адрес офиса организации? Банк должен получить доказательства, что организация не относится к фирмам-однодневкам, которые нарушают налоговое законодательство и занимаются незаконным предпринимательством.
Важным подтверждением надежности клиента считается наличие у клиента офисных или производственных помещений в собственности или постоянного юридического адреса, по которому по факту находится офис организации.
Банкам достоверно известны адреса «массовой» регистрации фирм, такой адрес станет плохой рекомендацией для клиента у службы безопасности банка.
Клиенту следует предоставить копию бумаг, подтверждающих право собственности или договор аренды офисного помещения.
Вправе ли банк запрашивать штатное расписание организации?
Для подтверждения благонадежности клиента банк имеет полномочия запросить штатное расписание организации с подтверждением уплаты НДФЛ и взносов в ФСС. Такая документация подтвердит «реальность» клиента в связи с наличием штата действительных сотрудников для ведения хозяйственной деятельности.
Особое внимание банки уделяют организациям, у которых директор и главный бухгалтер представлен в одном лице. Таким организациям желательно предоставить в банк договор с бухгалтерской организацией, с которой у нее заключен договор на предоставление услуг по ведению бухгалтерского учета или обоснование причин отсутствия отдельной штатной единицы в лице главного бухгалтера. Такой причиной, возможно, станет небольшой оборот компании и временные финансовые сложности в организации.
Для банка важно, какая деловая репутация закрепилась за ее потенциальным или действительным клиентом, поэтому банк вправе запросить рекомендательные письма от контрагентов, клиентов и партнеров, с которыми организация сотрудничает. Желательно, чтобы в письмах были указаны реальные сделки, с указанием оказанных организацией услуг и общей оценкой предприятия. Такие письма уже не редкость, руководители компаний знают, в какой форме их нужно писать.

Подтверждаем имущество организации

Зачем банки требуют баланс от организаций клиентов? Самыми желанными клиентами для банка всегда были компании с длинным списком основных средств: станков, оборудования, помещений в собственности. Банк вправе запросить список активов организации, договоры аренды складских и производственных помещений. А также перечень транспортных средств, арендуемых или находящихся в собственности организации.

А клиент − настоящий

Чтобы подтвердить благонадежность клиента как законопослушного налогоплательщика, банк запрашивает налоговую отчетность у организации. А еще платежные поручения, подтверждающие оплату налогов, если организация оплачивает их в другом банке. Если у организации есть льготы по уплате налогов или она освобождена от них официально – потребуется предоставить копии разрешающей документации.
Имеет ли право банк запрашивать налоговую отчетность? Да, потому что согласно рекомендациям ЦБ, банки контролируют налоговую нагрузку.
Кроме платежных поручений, подтверждающих адекватный размер налогов, уплаченный организацией в государственный бюджет, банк имеет право запросить у организации копию ее налоговой декларации. Если банк требует копии налоговых деклараций, организации надлежит предоставить их в кратчайший срок.
В случае, если сумма уплаченных налогов мала по отношению к оборотам денежных средств по расчетному счету компании, рекомендуется предоставить объяснение в банк о налоговой нагрузке, в котором внести разъяснение о причинах небольших сумм в виде отчислений на налоги. Например, большими убытками или освобождением от налога на некоторые сделки. И справку об уплате части налогов и взносов, например, с расчетного счета организации в другом банке.
Кроме налогов клиента достоверно и точно, с точки зрения банка, характеризует бухгалтерская отчётность. Любят банки и всевозможные аудиторские заключения.
Конечно, нет необходимости и потребности организовывать специально для служб банка проверку в организации, потребуется предоставить копии документации, сданной за последний отчетный период в налоговую инспекцию.

Сомнительная сделка

По закону банку не позволено регулировать поток денежных средств клиента и вмешиваться в бизнес процессы организации. Однако, ЦБ рекомендовал коммерческим банкам брать под контроль сомнительные сделки. К таким сделкам относятся нехарактерные для бизнеса клиента оплаты и переводы, например, периодические перечисления весомых сумм в другие регионы РФ. Под внимание банка попадут и сделки, которые экономически не обоснованы.
Вправе ли банк требовать документы контрагентов в случае, если сделка попала под внимание банка как сомнительная?
Чтобы развеять сомнения банковских работников, организация обязана предоставить пояснения относительно деятельности организации в банк (образец найдется на сайте банка) и копии договоров с новыми контрагентами с приложением спецификации закупок, которые обоснуют проведение сделки, пояснят отношение закупаемой продукции к бизнес-процессам клиента. Экономический смысл операций по счету в банке (образец письма можно найти на сайте банка) подтверждается более выгодной ценой, которую предлагают партнеры из соседних регионов РФ.
По отдельному запросу банка предоставьте документацию, подтверждающую исполнение обязательств организации по договору: акты, накладные, счет-фактуру, копию договора и товарно-транспортной накладной.

Читать еще:  Сколько раз можно вернуть налог за обучение

Заключение

Взвесив все ЗА и ПРОТИВ выполнения требований коммерческих банков о предоставлении документации, вывод однозначный: направить запрашиваемую информацию в требуемом банком объеме и не нарушая срок, назначенный службами банка. Если исполнить требование по запрашиваемой информации невозможно, а банк присылает бесконечные требования, правильным решением будет перевести собственные денежные средства в другой банк и закрыть расчетный счет в чрезмерно «любопытном» банке.

Какие документы требуют банки от собственников и директоров компаний

Автор: Екатерина Гостева
налоговый консультант 1C-WiseAdvice

В последнее время при взаимодействии с банками собственники и генеральные директора компаний стали сталкиваться с неожиданными требованиями. Это связано с тем, что банки очень боятся лишиться лицензии, а потому с чрезмерным усердием исполняют закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем ( Федеральный закон от 07.08.2011 № 115-ФЗ ).

Прикрываясь этим законом, банки могут подвести любое требование под запрос документов по 115-ФЗ и запросить практически любую бумагу. И если документы по требованию не представлены, банк не проводит платежи или же попросту разрывает отношения с компанией или физлицом. Рассмотрим, с какими требованиями банков сталкивались наши клиенты, и как действовать в каждой конкретной ситуации.

Банк требует подтверждающие документы по «подотчетным»

Ситуация. Компания, работающая на УСН-6% (когда налогом облагается вся сумма дохода), снимала по чеку деньги на хозяйственные нужды. В какой-то момент банк затребовал документы, подтверждающие произведенные затраты. С одной стороны, работающие на «упрощенке» и платящие налог с доходов, не обязаны документально подтверждать расходы, так как налог считается только с доходов. С другой, – компании на УСН должны вести кассовую книгу, в которой отражается поступление наличных денег (снятых по чеку) и выдача налички подотчет сотруднику организации, а также учитывать авансовые отчеты.

Законно ли требование? По действующему законодательству в обязанность банков не входит проверка порядка ведения кассовых операций – этим занимается налоговая служба. Однако требование может быть связано с выполнением обязанностей в соответствии с законом 115-ФЗ. Так, обязательному контролю подлежат операции по снятию наличных денег на сумму 600 000 руб. и более. Но закон не расшифровывает, какие именно подтверждающие документы банк может запросить. Это могут быть авансовые отчеты и любые другие документы.

Что делать? В сложившейся ситуации возможен следующий порядок действий:

  1. Предоставить банку кассовую книгу с указанием поступления денежных средств и выдачи их «подотчет». Не исключено, что банку этого будет достаточно.
  2. В договоре с банком может быть прописано условие об обязательном предоставлении документов, подтверждающих целевое использование снятых наличных. В этом случае банк требует договора, чеки, накладные и другую первичку. Подтверждающие документы банк хочет видеть, чтобы убедиться в законном расходовании снятых сумм.
  3. Даже если такого условия в договоре нет, то, как показывает практика, служба безопасности банка требует документы в рамках 115-ФЗ. В случае отказа банк может попросить закрыть расчетные счета в этом банке.

Срок предоставления подтверждающих документов в банк

Для некоторых запрашиваемых сведений сроки предоставления прописаны в законе, но по отдельным документам банки самостоятельно устанавливают свои сроки. По мнению Центробанка, адекватным является срок 3-7 дней. Как правило, банки такие сроки и устанавливают.

Банк требует документы, подтверждающие происхождение денег на личных счетах

Ситуация. Банки начали проявлять интерес к легальности доходов клиентов и включают вопрос об источниках денег в анкеты. Их дают заполнять при открытии счета и обновлении информации о клиенте. Если же клиент не может подтвердить легальность средств, банк вправе заморозить счет на пять рабочих дней, а потом еще на 30 суток (по решению Росфинмониторинга). Также банк может отказать в проведении операции. Два отказа в течение года могут закончиться закрытием счета.

Законно ли требование? Выяснять происхождение денег у клиентов им разрешает закон № 115-ФЗ. И связан интерес банков с окончанием амнистии капиталов. В ее рамках всем предлагалось задекларировать скрытое имущество и доходы. Амнистия закончилась 1 июля 2016 года. И если до ее окончания банки имели право выяснять источники средств, то теперь это их прямая обязанность.

Что делать? Как правило, банки интересуются происхождением денег на личных счетах, если речь идет о крупных суммах (от 1,5 млн рублей). Тем, кто не хочет показывать источник денег, крупные суммы в банк лучше не вносить. Если же деньги уже на счете, стоит подготовить документы (как правило, банк требует договор купли-продажи, договор дарения, справки 2-НДФЛ и др.) и письмо в банк с пояснениями по поводу источников сумм.

Список банков-дознавателей, у которых возникают вопросы по поводу происхождения личных денег (опубликован на сайте hranidengi.ru ):
АО «Европлан Банк»
АО «АКБ «Тендер-Банк»
ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие»
«Рокетбанк»
ПАО «Сбербанк России»
АО «Альфа-Банк»
ПАО «БМ-Банк» (бывш. ОАО «АКБ «Банк Москвы»)
АО «Российский Сельскохозяйственный банк» («Россельхозбанк»)
АО «Банк Русский Стандарт»
ПАО «Национальный банк «Траст»
АО «КБ «Локо-Банк»
АО «Бинбанк кредитные карты»
ООО «Приморский территориальный коммерческий банк»
АО «БКС — Инвестиционный Банк»
ПАО «Акционерный Коммерческий банк «Авангард»

Банк требует документы о сотрудниках и их зарплате

Ситуация. Компания открыла счет в банке, но использовала его только для расчетов с контрагентами. Зарплату сотрудникам выплачивали наличными. После чего банк требует предоставить документы: штатное расписание и зарплатные ведомости. А в качестве основания своего требования сослался на закон № 115-ФЗ.

Законно ли требование? Банк не вправе контролировать снятие наличных на зарплату в рамках закона № 115-ФЗ. Но если компания снимает наличными 600 000 руб. и больше, и это никак не связано с ее деятельностью, то банк заподозрит обналичку, и может запросить сведения о выданной зарплате.

Что делать? Возможны два варианта действий:

  1. Вежливо отказать. В письме на имя управляющего банка написать, что сотрудники не дают согласия на раскрытие своих персональных данных (а без этого компания не вправе раскрывать сведения о зарплате). Также можно добавить, что контроль за расходованием наличных осуществляет ИФНС, а у нее претензий к компании нет.
  2. Предоставление подтверждающих документов банку (если не хотите портить отношения с банком). Но прежде получите письменное согласие работников на передачу персональных данных.

Банк требует пояснения при снятии крупных сумм с корпоративных карт

Ситуация. Если сотрудники компании регулярно снимают крупные суммы наличности с корпоративных карт, банк может потребовать пояснить необходимость данных операций. Речь идет о суммах в размере 50-100 тыс. руб.

Законно ли требование? Банк обязан следить за необычными операциями, которые проводят его клиенты (ст. 7 закона № 115). Если компания стала активно пользоваться корпоративной картой, это может вызвать подозрение у банка. Поэтому лучше ответить на требование.

Что делать? Чтобы избежать проблем с банком, стоит придерживаться нескольких правил. Внутренними правилами по организации надо прописать, на что, сколько и как тратят сотрудники деньги по корпоративным картам. Также стоит установить правила снятия наличных или вовсе его запретить. Также надо следить за тем, чтобы сотрудники отчитывались за потраченные деньги в срок. Это три рабочих дня с момента проведения операции по карте.

Если у банкиров появились вопросы, стоит подготовить пояснения в банк. В них написать, на какие цели работники снимали наличные и почему расход увеличился (например, деньги были нужны на крупную покупку материалов за наличку, на расходы во время командировок и т.д.). К пояснениям можно сразу приложить подтверждающие документы (например, чеки).

Еще три распространенных требований банков:

  1. Банк требует копию договора, если компания перечисляет займы или платит проценты по полученным займам
    Требование правомерно. Банк требует договор займа, чтобы убедиться, что компания не тратит деньги на сомнительные операции, а действительно перечисляет проценты или выдает займы.
  2. Банк запрашивает документы, подтверждающие прибыль предпринимателя, который переводит деньги на личный счет
    Такое требование незаконно. Деньги на расчетном или личном счетах принадлежат индивидуальному предпринимателю. И он может переводить средства между счетами без каких-либо ограничений и независимо от того, получил ли он прибыль или убыток.
  3. Банк требует платежку на перечисление НДФЛ вместе с поручениями на зарплату
    Требование банка незаконно по двум причинам. Во-первых, банк не вправе контролировать уплату налогов. Во-вторых, банк принуждает платить налог раньше срока. Ранее, если компания перечисляла зарплату на карты, платить НДФЛ требовалось в тот же день. Сейчас можно перечислить НДФЛ на следующий рабочий день.

Как тут не вспомнить героя из любимого с детства мультика. Печкину тоже хотелось докУментов.

115-ФЗ: какие документы банк может запрашивать у клиентов на законных основаниях

Какие документы требуют банки на основании 115-ФЗ

Банковскую деятельность регулирует огромное число всевозможных законов и подзаконных актов. Один из таких документов – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Во исполнение этого закона и, ссылаясь на его же нормы, банки требуют у клиентов массу разнообразной документации. Клиентам порой кажется, что запрашиваемые данные вообще никак не касаются деятельности банков и не затрагивают интересы государства. Но банкам кажется другое. К примеру, банки, проверяя чистоту сделок, запрашивают документы по стандартным договорам, которые организации заключают уже на протяжении многих лет. По мнению клиентов, такие требования банков, как минимум, являются странными, а, как максимум – противоречат действующему законодательству. В частности, например, в тех случаях, когда запрашиваемая информация составляет охраняемые законом сведения.

Читать еще:  Как посмотреть штрафы и налоги на госуслугах

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, к кого нет времени

1. В настоящее время банки требуют у клиентов массу разнообразной документации, проверяя чистоту сделок.

2. Идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными, требуют Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положение Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

3. П.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

4. Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено.

Действительно, порой банки требуют предоставления персональных сведений работников организаций, бухгалтерский баланс, сведения об уплаченных налогах и т.п. Само собой, подобные запросы вызывают у клиентов массу негодования.

Чтобы не быть голословными, приведем образец типичного письма, рассылаемого банками в адрес своих клиентов в целях соблюдения Федерального закона от 07.08.2001 №115:

Как мы видим, перечень документации весьма обширен, а в некоторых случаях он может оказаться еще больше. Причем времени на подготовку и сдачу этих документов дается подчас слишком мало, что обусловливает еще большее недовольство клиентов и их справедливое возмущение.

В связи с этим напрашивается логичный вопрос: имеют ли банки законное право требовать с клиентов все эти документы?

Законны ли требования банков о представлении документации

Как поясняют сами банки, в подобных объемах документы ими запрашиваются не просто так. Это не их личная прихоть, а требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов….» и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».

Эти НПА обязывают кредитные организации идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными. И если клиента можно проверить на этапе открытия ему банковского счета, то проверить чистоту сделки банк может только на стадии совершения денежных расчетов.

Что конкретно говорится в данных нормативных документах? Например, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ гласит, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов.

В их перечень входят документы удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Также банком могут быть запрошены и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.

А п.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

Приложение 2 к Положению Банка России № 499-П содержит подпункты 2.7 – 2.9, которые конкретизируют полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов.

Так, пп. 2.7. устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует в целях определения финансового положения клиента.

В пп. 2.8. указано, что банк может истребовать сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. Кредитная организация в правилах внутреннего контроля может также самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента.

Наконец, пп.2.9. разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента. Перечень таких сведений опять же не является исчерпывающим.

Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено. По крайней мере, законодательство никаких подобных ограничений не содержит, как не содержит и точный список документов, которые должны быть предоставлены по требованию кредитной организации.

Получается, что банки вправе запрашивать абсолютно любую документацию и в любом объеме. Так ли это на самом деле? БУХ.1С попросил прояснить ситуацию руководителя отдела юридического сопровождения профучастников фондового рынка ГК «ФИНАМ» Сергея Володькина.

Какие документы могут запрашивать банки во исполнение требований закона о противодействии легализации преступных доходов?

Любые документы, которые банки пропишут у себя в правилах внутреннего контроля. И обычно это открытый перечень, т.к. изначально невозможно определить полный список документов, который может понадобиться для того, чтобы определить, осуществляется данная операция с целью легализации преступных доходов или нет. Т.е. любые документы, которые могут потребоваться для анализа конкретной операции или деятельности клиента в целом.

Могут ли банки требовать информацию, содержащую личные данные третьих лиц? Например, личные данные сотрудников фирмы-клиента банка?

По закону банки обязаны идентифицировать представителя клиента (включая единоличный исполнительный орган), выгодоприобретателя клиента. А также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца. Если это все физические лица (а бенефициарный владелец – это только физлицо), и неважно, являются ли они сотрудниками фирмы или нет, то банки обязаны требовать информацию, содержащую их личные данные.

Какие сроки подачи запрашиваемых банком документов установлены законом?

По некоторым данным сроки установлены, по другим — в нормативке написано, что банки устанавливают их сами. ЦБ считает нормальным сроком 3-7 дней, обычно банки такие сроки и устанавливают. Если банк устанавливает большие сроки, ЦБ считает, что это сделано специально, чтобы помочь клиенту уклониться от процедур Федерального закона от 07.08.2001 №115.

Что будет, если не представить запрашиваемые банком сведения?

Непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований закона, может являться основанием для отказа в проведении операции. Если банк отказал уже два и более раз – он обязан расторгнуть договор и закрыть счет клиента. Организация автоматически попадает в черный список, который ЦБ рассылается по банкам и велика вероятность, что такой организации больше ни один банк счет не откроет.

Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (Интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек, что не слишком удобно, когда клиент находится, например, во Владивостоке, а банк – в Москве. И даже если клиент принесет такую бумажную платежку, банк всегда сможет воспользоваться правом на отказ в проведении операции.

Итак, получается, банки не только вправе истребовать с клиентов документы, но это является их обязанностью. Если этого не делать, банк могут оштрафовать на значительную сумму. Ответственность банков установлена ст.15.27 КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

По данной статье штрафы могут достигать 1 млн рублей, а деятельность банка может приостанавливаться на срок до 90 суток. Как следствие, у кредитного учреждения может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Понятно, что банки пытаются обезопасить себя и стараются досконально проверять совершаемые клиентами расчеты. Выходит, что направление клиентам писем о представлении информации — обычная практика кредитных учреждений, связанная с соблюдением законов РФ и требований Центробанка России.

То, что банки могут истребовать у своих клиентов практически ничем неограниченный объем документов, БУХ.1С подтвердили и в Ассоциации российских банков (АРБ).

Как нам рассказала главный специалист правового департамента АРБ Вероника Кинсбурская, закон не регулирует вопрос о том, какие именно документы и сведения подлежат истребованию у физических и юридических лиц в целях проверки их непричастности к экстремистской деятельности или терроризму. Также закон не определяет порядок проведения кредитными организациями проверок деятельности своих клиентов. Что именно затребовать и как именно проверять клиентов, банк решает самостоятельно:

Точный перечень истребуемых у клиента документов и сведений, порядок проведения проверки клиента, в том числе процедура и сроки представления запрошенных документов в банк, а также порядок фиксирования полученной от клиента информации устанавливаются каждой кредитной организацией самостоятельно. Они прописываются в правилах внутреннего контроля.

Если у банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания доходов или финансирования терроризма, банк может запросить у клиента подробные сведения о целях деятельности клиента, деловой репутации, целях совершения конкретной операции и источниках происхождения денег.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Но при этом контролю подлежат и все прочие подозрительные операции.

Проверка деятельности клиента и совершаемых им операций может проводиться при наличии у сотрудников банка субъективных подозрений в том, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания доходов, или финансирования терроризма. Соответствующее право предоставлено банкам в п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае непредставления клиентом информации, необходимой для его проверки, банк может заблокировать счет, приостановить расходную операцию, отказаться от заключения договора, или же расторгнуть договор банковского счета (вклада) с таким клиентом.

Страдают во всей этой ситуации, конечно же, добросовестные клиенты, которые ведут торговую или производственную деятельность и никак не связаны с терроризмом и отмыванием денег. Зачастую объем запрашиваемой банком информации оказывается настолько велик, что в назначенные сроки представить документы не получается чисто физически.

Как поступать в подобных ситуациях клиентам банков? Вот такой совет дает генеральный директор консалтингового центра «Профдело» Татьяна Никанорова:

Банки должны принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить незаконные операции. Мы понимаем, что для этого они могут запрашивать практически любые документы и в любом количестве. Бухгалтерам известны банки, которые требуют чрезмерно много. Если не представить документы в полном объеме, банк может закрыть расчетный счет. И тут кроется подвох: закрытие счета по такому основанию часто подразумевает повышенный тариф на вывод средств с расчетного счета в другой банк. Это до 10% от суммы. Можно, конечно, жаловаться в ЦБ РФ, а он уже будет определять, правомерен ли был запрос из банка или нет. Моя рекомендация для «белых» фирм: если вы получаете избыточный запрос, срочно выводите из такого банка деньги и открывайте счет в другом месте.

Читать еще:  Как определить к какой налоговой относится адрес

Можно сделать вывод, что клиентам придется исполнять требования банков о представлении документов и информации. И если имеется такая возможность, документы лучше направлять в полном объеме и точно в срок. Если же такая возможность отсутствует, а банк требует все чаще и больше, разумнее не дожидаться закрытия счета и перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.

Как теперь банки и ИФНС будут обмениваться данными по компаниям. Опасно сдавать в банк более ликвидную отчетность

Методики оценки заемщиков на добросовестность в каждом банке свои, однако, в любом банке в состав документов, которые обязан предоставить заемщик, входит бухгалтерская отчетность. Предоставляется она в банк, как правило, ежеквартально, независимо от того, что законодательно установленной обязанности составлять промежуточную отчетность у предприятий нет.

Зачем банкам бухгалтерская отчетность

Пользователи отчетности в данном случае разные, цели у этих пользователей тоже разные. Для банка важно, чтобы баланс обладал определенной степенью ликвидности, деятельность была рентабельной и денежный поток стабильным, для выполнения кредитных обязательств.

У налоговой цель другая и бухгалтерская отчетность ее интересует только потому, что установлена обязанность ее сдавать, и есть ответственность за несдачу.

При такой полярности интересов ситуация для российской действительности вполне прогнозируемая.

В условиях ужесточения требований банков к заемщикам, увеличения масштабов неплатежей, лишения лицензий банков, в том числе достаточно крупных и увеличения количества банкротств заемщиков как юридических, так и физических лиц Банк России решил «взяться» не только за банки, но и за их клиентов со всей ответственностью.

Еще в далеком 2010 году между Банком России и Федеральной налоговой службой было подписано Соглашение № 01-15/3182/ММВ-27-2/5@ от 29.06.2010 г., в котором регламентируется организация «эффективного информационного взаимодействия по вопросам за деятельностью кредитных организаций и некредитных финансовых организаций…».

Там предусмотрено, что ФНС передает банку информацию, содержащую подтверждение или опровержение соответствия бухгалтерской и (или) налоговой отчетности представленной заемщиками кредитных организаций той отчетности, которая представлена в налоговые органы (п. 5 приложения № 1 Соглашения).

Новое письмо ЦБ и ФНС

Оно предусматривает порядок обмена информацией между Банком России и ФНС.

В абз. 1 и 2 п. 5.2 письма сказано, что информация Банком России будет запрашиваться только в случаях, когда имеются основания полагать, что отчетность, представленная в банк, является недостоверной и только в отношении тех заемщиков-налогоплательщиков, которые представят в налоговые органы по месту нахождения согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными.

Банк России на момент отправки запроса в налоговый орган должен быть осведомлен о том, что согласие от налогоплательщика получено.

Какие последствия для заемщиков

Если же заемщик является добросовестным и представляет обоим пользователям одинаковую отчетность – то ему, в общем, бояться нечего. Но тогда сам по себе инструмент, который Банк России ввел в действие, теряет всякий смысл, поскольку направлен на выявление недобросовестных заемщиков.

Однако при прочтении абз. 3 п. 5.2 письма все встает на свои места. В нем сказано, что если показатели бухгалтерской и (или) налоговой отчетности размещены в сети «Интернет», либо в средствах массовой информации, необходимость получения согласия от заемщика-налогоплательщика отсутствует. Особое внимание следует обратить на слово «показатели». Законодательно термин «показатели отчетности» не определен.

Соответственно, непонятно, должны ли быть показатели какой-либо отчетной формы бухгалтерского и налогового учета опубликованы в Интернете или в СМИ полном объеме или возможны выдержки из формы.

То есть, если где-то на сайте компании-заемщика указана выручка или уставный капитал, то является ли это показателями отчетности, находящимися в общем доступе или нет? При этом в письме не уточняется, за какой период в сети или в СМИ должны быть размещены показатели отчетности – за тот, за который Банк России будет запрашивать информацию в налоговой инспекции. Либо наличие отчетности заемщика за любой период в рамках срока кредитования (либо за его пределами) в общем доступе будет свидетельствовать о том, что согласие не требуется?

Хотелось бы верить, что Банк России, предъявляя требование добросовестности к заемщикам, и сам будет играть по своим же правилам.

Абз. 4 п. 5.2 письма устанавливает еще одно требование к заемщикам, в отношении которых банк будет запрашивать документы у ФНС – кредит не менее 60 млн. рублей. И опять не уточняется, будут ли эти требования рассмотрены в совокупности – недобросовестность и величина выданных кредитных средств, либо одного из критериев будет достаточно для проведения проверки. Также не уточняется, на каких заемщиков это распространяется – действующих или вновь получающих кредит. Наверное, следует предположить, что на обе категории.

В том случае, если кредитная организация захочет получить рефинансирование от Банка России – запросы в ИФНС будут отправлены по ее заемщикам, которым предоставлены ссуды в размере не менее 2 млн. рублей. Это означает, что под пристальное внимание Банка России попадет большая часть предприятий-заемщиков.

Чем это все грозит налогоплательщикам?

Во-первых, банки получат доступ ко всей налоговой и бухгалтерской отчетности заемщика и будут сравнивать ее с теми данными, которые есть у них, поэтому представить более ликвидную отчетность в банк уже не получится.

Во-вторых, при обнаружении нестыковок в отчетности, ИФНС в споре с таким налогоплательщиком получит дополнительный довод в пользу его недобросовестности. Вполне возможно, что в процессе использования инструмента появятся еще какие-то последствия, которые пока предугадать сложно.

Могут ли банки запрашивать у компаний налоговую отчетность и платежки

Прошу пояснить, какие документы вправе запрашивать обслуживающий нас банк в отношении операций, связанных со снятием наличных денежных средств с расчетного счета индивидуального предпринимателя. Вправе ли банк запрашивать документы, подтверждающие расходование ДС, ведь ИП мог их потратить на личные нужды? Правомерно ли требование предоставить налоговую декларацию по УСН, копии ПТС на транспортные средства?

Банк запрашивает эти документы в рамках закона № 115-ФЗ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Это право предоставлено ему пунктом 3 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Как таковые административные санкции за непредставление документов банку не предусмотрены. Но банк может в одностороннем порядке отказаться от договора с клиентом (абз. 2 п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Представлять или не представлять такие документы банку – остается на усмотрение ИП.

Если ИП не согласен с перечнем требуемых банком документов, то он может попробовать оспорить требование банка о представлении документов. Но в суде придется доказывать, что это требование незаконное. Судебная практика на уровне ВАС РФ на сегодняшний день поддерживает позицию банков в отношении истребования документов в рамках Закона № 115-ФЗ.

Из статьи журнала «РНК», № 4, февраль 2015

Банки будут запрашивать у компаний налоговую отчетность и платежки

Банки в рамках борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, будут предъявлять к клиентам новое требование — документально подтверждать уплату налогов или отсутствие оснований для их уплаты (письмо ЦБ РФ от 31.12.14 № 236-Т). Ужесточение правил связано с увеличением масштабов транзитных операций, указывающих на необычный характер сделки. Под подозрением транзакции, которые имеют следующие признаки:

—зачисление средств на счет от большого количества других резидентов с последующим их списанием;
—списание средств со счета в срок до двух дней;
—регулярность тех или иных операций;
—проведение операций в течение не менее трех месяцев;
—деятельность, в рамках которой производятся операции по счету, приводит к минимальной налоговой нагрузке или не создает обязательств по уплате налогов;
—со счета не перечисляются налоги либо перечисляются в незначительном размере.

Если компания по требованию банка не представит документы, он вправе отказать в выполнении ее распоряжения о совершении операции (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).*

Постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 3173/13

«Обязанность по документальному фиксированию информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом возложена на кредитные организации пунктом 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, согласно которому кредитные организации должны разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. При этом Закон не устанавливает перечень данных, подлежащих обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений.

Основаниями для документального фиксирования информации о соответствующих операциях и сделках являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента представления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента, что согласуется с разъяснениями Центрального банка Российской Федерации*, изложенными в письме от 03.09.2008 № 111 -Т, и Сорока рекомендациями ФАТФ».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector