Пришла налоговая проверка кассовой дисциплины что делать

Как проходит проверка кассы налоговой инспекцией

До 2012 года проверка касс осуществлялась банковскими учреждениями. Однако с 2012 года процедура ужесточилась. Теперь ответственность за нее несет налоговая инспекция. Проверяется больший перечень документов.

Законодательное обоснование

Документ, регулирующий проверки, – это Положение о порядке ведения кассовых операций №373-П, утвержденное ЦБ от 12 октября 2011 года. Актуальными также являются акты:

  • ФЗ №54 «О применении ККТ» от 22 мая 2003 года.
  • Приказ Министерства финансов №132н от 17 октября 2011 года (в дальнейшем – Регламент).
  • ФЗ №943-1 «О налоговых органах» от 21 марта 1991 года.
  • Постановление №506 от 30 сентября 2004 года.
  • Постановление №359 от 6 мая 2008 года.

В пункте 2 статьи 7 ФЗ №54 прописано, что представители налоговой осуществляют следующие действия в ходе проверки:

  • Мониторинг расчетов, при которых применялись ККТ.
  • Анализ сведений, полученных в ходе мониторинга.
  • Проверку эксплуатации ККТ.
  • Проверку операторов фискальных данных.
  • Проверку правильности оформления и выдачи чеков и прочих бумаг, подтверждающих операцию.
  • Формирование предписания о том, что выявленные нарушения должны быть ликвидированы.

Итогом мероприятия считается выявление фактов выполнения или невыполнения правил использования КТТ. Если будут обнаружены нарушения, ищутся причастные к ним. После этого накладывается административная ответственности.

Права проверяющих и пользователей

Проверка КТТ полностью основывается на нормативных актах. Последние наделяют правами как представителей налоговой, так и владельцев касс.

Полномочия проверяющих

В пункте 7 Регламента указано, что представители налоговой имеют следующие права в рамках проверки:

  • Запрос и получение всей нужной информации посредством подачи запроса в кабинет ККТ.
  • Свободный доступ к кассам и данным, которые хранятся на фискальном накопителе.
  • Получение бумаг по использованию касс.
  • Контрольные закупки для выявления правильности выдачи чеков.
  • Возможность взаимодействия с органами внутренних дел.
  • Вынесение предписание о том, что пользователям касс нужно ликвидировать обнаруженные нарушения.

Представители налоговой имеют также право привлекать пользователей ККТ к административной ответственности.

Права владельцев ККТ

Права владельцев касс перечислены в статьях 21-24 ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ» от 26 декабря 2008 года. Однако это общие полномочия. Права в рамках контрольного мероприятия оговорены в пункте 9 Регламента. Рассмотрим их перечень:

  • Личное присутствие при проведении процедуры.
  • Возможность пояснить и объяснить обнаруженные нарушения.
  • Получение актуальных сведений о предмете и сроках контрольного мероприятия.
  • Получение итогов проверки, акта, составленного по ее итогам.
  • Выражение несогласия с итогами мероприятия и действиями сотрудников.
  • Обжалование действий представителей налоговой.

Обжалование может проводится как в судебном, так и в досудебном порядке.

Проверка ККТ пошагово

Рассмотрим все этапы контрольного мероприятия:

  1. Решение руководителя налоговой. Контрольное мероприятие проводится только в том случае, если есть соответствующее решение уполномоченного лица.
  2. Получение и рассмотрение бумаг. Перечень документов, которые могут запрашиваться, изложены в пункте 29 и 34 Регламента. Среди этих бумаг можно отметить журнал кассира, акты возврата средств потребителям, контрольные ленты. Это ПКО, журналы регистрации документов по ККТ, кассовая книга, отчеты по авансам. Представители налоговой могут запросить БСО, акты приемки БСО, акты о списании. Кроме того, это книги доходов и расходов, бумага об определении лимита ККТ. Проверяется карта регистрации, договор технической поддержки, паспорт ККТ. Если организация использует кассовые чеки, то запрашиваются сопутствующие документы. Исчерпывающий ли перечень изложен в Регламенте? Нет. Специалисты могут затребовать дополнительные бумаги. Однако они должны относиться к предмету проверки.
  3. Проверка. Проверяются хозяйственные операции и деньги, хранящиеся в кассе, проводятся осмотры и инвентаризации.
  4. Оформление итогов проверки. По результатам контрольного мероприятия составляется акт. В нем фиксируются обнаруженные нарушения или их отсутствие. Если найдены нарушения, инициируется дело об административном правонарушении.

При осуществлении проверки представители налоговой должны придерживаться установленных сроков. На проверку КТТ предоставляется 5 рабочих дней со дня получения решения от руководителя инспекции. Если выполняется контроль над полнотой учета выручки, срок составляет 20 дней.

Особенности проверки использования касс

Проверка использования касс предполагает эти действия:

  • Проверку предоставления чеков и подтверждающих бумаг. Для достижения поставленных целей обычно проводится контрольная закупка. Приобретенный товар оплачивается или наличными, или картой. Закупка нужна для того, чтобы проверить выдачу чеков. Это мероприятие должно быть осуществлено в определенный срок. В частности, это 1 рабочий день. Процедура регламентируется статьей 16.1 ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП» от 26 декабря 2008 года.
  • Изучение документов на КТТ. Документы запрашиваются после закупки.
  • Контроль над соблюдением правил использования касс. Подтверждается соответствие КТТ, чеков существующим правилам.

Документы должны быть предоставлены в первый рабочий день с даты инициирования контрольного мероприятия. Это могут быть как копии, так и оригиналы. Если фирма не предоставляет бумаги в установленные сроки, на нее накладывается ответственность за создание препятствий работе должностных лиц.

ВАЖНО! Представители налоговой не имеют права просить о нотариальном заверении копий бумаг.

Оформление итогов проверки

По результатам контрольного мероприятия оформляется акт. Составляется он в двух экземплярах. В акте указывается информация:

  • Дата.
  • Наименование проверяющей компании, ИНН, КПП, адрес.
  • ФИО проверяющих.
  • Перечень документов, которые изъяты в ходе мероприятия.
  • Даты начала и завершения проверки.
  • Запись о выявленных нарушениях. Необходимо сделать ссылку на те положения законов, которые были нарушены.

Документ подписывается представителями налоговой, а также пользователем ККТ. Последний может указать свои примечания в акте или в приложенном к нему документе.

Как часто осуществляется проверка

Число и периодичность контрольных мероприятий не ограничиваются. То есть проверка может быть выполнена в любую дату. Соответствующее указание есть в Письме ФНС №АС-4-2/15195 от 12 сентября 2012 года. Средняя периодичность проверки – раз в год. План мероприятий формируется УФНС. Если фирма не попала в этот план, она все равно может столкнуться с проверяющими. Однако мероприятия, не включенные в план, проводятся только в том случае, если на фирму есть жалобы. Рассмотрим основания для внеплановой проверки:

  • Вышел срок ранее выданного предписания об устранении нарушений.
  • Пришли жалобы. К примеру, они могут касаться того, что при покупке товара покупателем ему не выдали чек.
  • Жалобы на выплату «черных» ЗП.

Основанием для проверки могут быть убытки. Внезапно возникшие убытки в больших объемах могут вызвать подозрение в том, что фирма укрывается от налогов.

znatpravo.ru

Соблюдение кассовой дисциплины проверяют налоговые органы в рамках проверки полноты учета наличной выручки. От проверки кассовой дисциплины не застрахованы ни организации, ни ИП. Итогом такой проверки могут стать штрафы.

Когда могут прийти с проверкой

Налоговые органы вправе прийти с проверкой полноты учета выручки в любое время, так как:

  • нет нормативных ограничений на частоту проведения проверок (п. 3 Письма ФНС России от 12.09.2012 N АС-4-2/15195). Поэтому новую проверку могут начать, несмотря на то что предшествующая закончилась совсем недавно;
  • проверки кассовой дисциплины не подпадают под мораторий на проведение проверок субъектов малого предпринимательства (Письмо Генпрокуратуры РФ от 25.06.2009 N 73/3-133-2009). Поэтому субъекты малого бизнеса (организации и ИП) проверяются на общих основаниях;
  • налоговики не обязаны заранее предупреждать о проведении проверки.

Что проверить у проверяющих

Проверьте у проверяющих:

  • поручение на проведение проверки (п. 23 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н). Оно должно быть:
  • подписано руководителем (заместителем руководителя) инспекции (п. 22 Административного регламента);
  • датировано не ранее чем за два рабочих дня до его предъявления вам (п. 24 Административного регламента);
  • служебное удостоверение (п. 23 Административного регламента).

Если хотя бы один из документов отсутствует, то можно проверяющего не пускать и документы ему не предоставлять.

Какой период могут проверить

Налоговые органы могут проверить любой период, поскольку нормативных ограничений нет.

Однако срок давности по нарушениям в сфере кассовой дисциплины — два месяца со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому привлечь к ответственности за нарушение, совершенное за пределами этого срока, нельзя. Например, если в ходе проверки обнаружат превышение лимита остатка денег в кассе, но с момента превышения прошло более двух месяцев, то вас не оштрафуют.

Какие документы могут потребовать

Для проверки инспекторы могут потребовать документы, указанные в п. п. 28, 29 Административного регламента, за исключением тех, которые устарели и не применяются в настоящее время.

К последним относятся, например, формы по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (Письмо Минфина России от 23.08.2017 N 03-01-15/54156).

В частности, вам придется предоставить:

  • документы, связанные с использованием ККТ (если используете ККТ);
  • документы, связанные с использованием БСО (если применяете БСО);
  • документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих оплату (если не используете ККТ и применяете ЕНВД или ПСН);
  • документы, связанные с учетом наличных денег (приходные и расходные кассовые ордера, кассовые книги, авансовые отчеты и т.п.).

Документы предоставьте в виде оригиналов или заверенных копий (п. 30 Административного регламента). Предоставлять документы в электронном виде нельзя (п. п. 4, 5, 6 Письма ФНС России от 17.10.2012 N АС-4-2/17581).

Читать еще:  Может ли иностранец открыть ИП в России

Заверять документы у нотариуса не надо (п. 30 Административного регламента).

Не относящиеся к предмету проверки документы и сведения налоговые инспекторы требовать не должны (п. 30 Административного регламента).

Помимо изучения документов, проверяющие могут (п. 7 Административного регламента):

  • провести проверку наличных денежных средств в ящиках ККТ и в кассе организации;
  • провести проверку фактического наличия бланков строгой отчетности;
  • получать информацию из автоматизированной системы о выпущенных БСО;
  • получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки;
  • совершать иные действия, предусмотренные Административным регламентом.

В какой срок нужно предоставить документы

Документы предоставьте проверяющим в тот же день, как получили поручение на проведение проверки, или на следующий день (а если этот день выходной, то в ближайший рабочий день) (п. 31 Административного регламента).

Что будет, если не предоставить документы, не дать доступ, не сообщить информацию

В этом случае может быть наложен штраф (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ):

  • на юридических лиц — от 5 000 руб. до 10 000 руб.;
  • на руководителя или ИП — от 2 000 руб. до 4 000 руб.

Если же в результате ваших действий (или бездействия) проведение проверки или ее завершение стало невозможным, то штраф может быть еще больше (ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ):

  • на юридических лиц — от 20 000 руб. до 50 000 руб.;
  • на руководителя или ИП — от 5 000 руб. до 10 000 руб.

Организациям и ИП, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, административный штраф могут заменить на предупреждение (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).

Как долго проводится проверка

Проверка не может превышать 20 рабочих дней с даты получения вами поручения на ее проведение (п. 19 Административного регламента).

Как оформляют результаты проверки

По результатам проверки налоговые инспекторы составят акт проверки — независимо от того, нашли ли они какие-либо нарушения (п. п. 11, 46 Административного регламента). В акте должны быть указаны данные, перечисленные в п. 48 Административного регламента. Акт проверки подписывают инспекторы и руководитель организации (ИП), один экземпляр акта предназначен для проверяемого (п. п. 46, 47, 52 Административного регламента).

Если инспекторы выявят нарушение, то составят протокол об административном правонарушении (п. 54 Административного регламента, ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ). После того как руководитель (ИП) подпишет протокол, ему вручат под расписку копию протокола (ч. 5, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Затем инспекция вынесет постановление о назначении административного наказания — штрафа по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 23.5, п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ). Постановление не вынесут, если истек срок давности — два месяца со дня совершения нарушения (ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Организациям и ИП, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, административный штраф могут заменить на предупреждение (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).

Что делать, если вы не согласны с итогами проверки

Представьте возражения к акту проверки, оформив их отдельным документом. Инспектор обязан будет сделать в акте отметку, что возражения приняты (пп. 3 п. 9, п. 49 Административного регламента).

Возможно, ваши возражения помогут избежать штрафа.

В противном случае постановление о штрафе можно обжаловать как в арбитражный суд, так и вышестоящему должностному лицу в УФНС (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ). Для обжалования отведено 10 суток (включая выходные и праздничные дни) со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Может ли банк проверить кассовую дисциплину

Банки не могут проверять соблюдение кассовой дисциплины. Этих полномочий у них больше нет.

Бухгалтеру

ФНС России дала разъяснения по вопросам периодичности и сроков проведения проверок кассовой дисциплины

11 октября

Письмо ФНС России от 12.09.2012 N АС-4-2/15195

С текущего года действует новое Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее — Положение). Напомним, что данный порядок распространяется как на юрлиц, так и на индивидуальных предпринимателей. Пояснения, касающиеся соблюдения Положения предпринимателями, ФНС России давала ранее в Письме от 21.12.2011 N АС-4-2/21794@ (подробнее см. выпуск обзора от 12.01.2012). В комментируемом Письме рассмотрены вопросы длительности и периодичности проверки кассовой дисциплины, а также ведения кассовой книги обособленными подразделениями.

Периодичность и сроки проведения проверок кассовой дисциплины

Контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей осуществляют налоговые инспекции (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Длительность такой проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления организации (предпринимателю) поручения руководителя налогового органа (его заместителя) на проведение проверки (п. п. 19, 23 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее — Регламент)).

ФНС России указала, что проверка кассовой дисциплины не относится к выездным проверкам, поэтому положения налогового законодательства в данном случае не применяются.

Так, действующими нормативными правовыми актами не ограничена периодичность проведения проверок полноты учета выручки. Соответственно, инспекция может проводить такие ревизии несколько раз в год.

Следует отметить, что налоговые органы в ходе проверки кассовой дисциплины вправе затребовать распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег, кассовую книгу, авансовые отчеты и другие документы (п. 29 Регламента). Если в рамках налоговой проверки затребованные инспекцией документы в срок не представлены, то налогоплательщика могут привлечь к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ. Однако поскольку, как указала ФНС России, нормы Налогового кодекса РФ не применяются при проверке кассовой дисциплины, то привлечь к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление каких-либо документов в ходе такой проверки инспекция не вправе.

Кроме того, из комментируемого Письма следует, что законодательством не определен период, который может быть охвачен проверкой кассовой дисциплины. Для налоговых проверок такой период не может превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ), но, как разъяснила ФНС России, это требование на проверки полноты учета выручки не распространяется. А значит, инспекторы могут проверить любой период. Однако привлечь к ответственности за нарушения, выявленные при такой проверке, не всегда получится в связи со следующим.

Как напомнила ФНС России, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций является административным правонарушением. Так, согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. для юрлиц и от 4 000 до 5 000 руб. для предпринимателей (в силу ст. 2.4 КоАП РФ они приравниваются к должностным лицам) установлен, в частности, за накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. В ст. 4.5 КоАП РФ определены сроки давности привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения. Несоблюдение кассовой дисциплины не относится к нарушениям законодательства о налогах и сборах, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Соответственно, если инспекторы при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств установят превышение лимита остатка, допущенное более двух месяцев назад, то в силу п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ за такие правонарушения штраф по ст. 15.1 КоАП РФ на организацию или предпринимателя не может быть наложен. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 N 09-10/039388@.

Ведение кассовой книги обособленными подразделениями организации

ФНС России со ссылкой на Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255 указала, что содержащееся в Положении требование о ведении кассовой книги 0310004 должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции. При этом неважно, открыт ли подразделению банковский счет для совершения указанных операций.

Напомним, что при получении или выдаче наличных денег кассир осуществляет записи в кассовой книге 0310004 по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 или расходному кассовому ордеру 0310002 (п. 5.2 Положения). В соответствии с п. 5.6 Положения для контроля соблюдения лимита остатка кассы обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает юрлицу лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня. Такие листы подбираются и брошюруются организацией по каждому обособленному подразделению (п. 2.5 Положения).

Следует отметить, что организации (предприниматели) определяют лимит остатка наличных денег самостоятельно в соответствии с формулой, приведенной в приложении к Положению. Если у обособленных подразделений нет собственных расчетных счетов, то организация определяет такой лимит с учетом наличных денег, хранящихся в подразделениях (п. 1.3 Положения). Обособленные подразделения, имеющие банковские счета, для совершения кассовых операций отдельно устанавливают размер предельного остатка денег в кассе (п. п. 1.2, 1.3 Положения).

Читать еще:  Какие бумаги нужны для открытия ИП

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Периодичность проверок кассовой дисциплины

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943-1;
  • Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ;
  • Положение Банка России «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12 октября 2011 г. № 373-П;
  • Письмо Федеральной налоговой службы «О вступлении в силу нового порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 21 декабря 2011 г. № АС-4-2/21794@;
  • Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н;
  • Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н;
  • Письмо Федеральной налоговой службы от 12 сентября 2012 г.
    № АС-4-2/15195;
  • Определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.10.2012 N 33-14585/2012.

    Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    С 01 января 2012 года вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П (далее – Положение от 12.10.11 г. № 373-П). Данный порядок действует как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей. В письме ФНС России от 21 декабря 2011 г. № АС-4-2/21794@ указывает, что Положение от 12.10.11 г. № 373-П распространяется на физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на юридических лиц, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, а также на юридических лиц ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (исключение среди которых составляет Центральный банк Российской Федерации). В соответствии с указанным письмом Федеральной налоговой службы России, а также положением от 12.10.11 г. № 373-П, функции по проведению проверки по соблюдению кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляет Федеральная налоговая служба России.

    Налоговые органы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон от 22.05.03 г. № 54-ФЗ) выполняют контроль при использовании контрольно-кассовой техники.

    С 05 февраля 2012 г. также действует утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, согласно которому государственному контролю подвержены организации и индивидуальные предприниматели, за исключением кредитных организаций, осуществляющие деятельность с использованием ККТ. При осуществлении указанного госконтроля проверяются условия и порядок применения и регистрации контрольно-кассовой техники.

    В соответствии с Федеральным Законом от 22 мая 2003 г.
    № 54-ФЗ, а также утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 г. № 133н Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, срок, который устанавливается на исполнение государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае устанавливается непосредственно руководителем или заместителем руководителя налогового органа, но вместе с тем устанавливаемый срок не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции.

    Согласно официальной позиции Федеральной налоговой службы РФ, которая отражена в Письме от 12.09.2012 г. № АС-4-2/15195, текущими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок полноты учета выручки денежных средств в организациях, а также у индивидуальных предпринимателей не ограничивается и данные проверки не относятся к выездным налоговым проверкам, в связи чем требования п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ на них не распространяются.

    Также необходимо отметить, что период, который Федеральная налоговая служба вправе проверять в ходе вышеупомянутых мероприятий, действующими нормативными правовыми актами не ограничивается. Однако, в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ период для указанных проверок не может превышать 3 года, предшествующих году, в котором было вынесено решение об осуществлении проверки, но, вместе с тем, как было разъяснено в Федеральной налоговой службе России, это требование не распространяется на проверку полноты учета выручки. Следовательно, инспектора Федеральной налоговой службы могут осуществить проверку любого периода. Однако привлечь к ответственности за нарушения, которые будут выявлены при указанной проверке, достаточно проблематично, и зачастую представляется не всегда возможным в связи со следующими обстоятельствами.

    Нарушение порядка осуществления кассовых операций и порядка работы с денежными средствами является административным правонарушением в соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях РФ. В соответствии с ст. 15.1 КоАП РФ устанавливается штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. для предпринимателей (согласно ст. 2.4 КоАП РФ предприниматели приравнены к должностным лицам) и от 40 тыс. до 50 тыс. руб. для юридических лиц, за накопление сверх установленных лимитов в кассе наличных денег. Непосредственно ст. 4.5 КоАП РФ устанавливаются сроки давности привлечения к административной ответственности за совершения упомянутых правонарушений. Вместе с тем к нарушениям законодательства о налогах и сборах несоблюдение кассовой дисциплины не относится, учитывая данное обстоятельство срок давности привлечения к административной ответственности согласно ст. 15.1 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Следовательно, если инспектором будет установлено превышение лимита остатка при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств, которое было допущено более двух месяцев назад, то согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ за такое правонарушение штраф по ст. 15.1 КоАП РФ на предпринимателя или организацию не может быть наложен в связи с истечением срока давности.

    По поводу нарушений, допускаемых сотрудниками налоговой инспекции при проведении проверок кассовой дисциплины, Санкт-Петербургский городской суд в своем определении от 22.10.2012 N 33-14585/2012 отмечает, что процедуры проверки выдачи кассовых чеков сотрудниками налогового органа должны осуществляться в форме контроля, основанной на визуальном наблюдении, с применением или без применения способов аудио, видеофиксации фактов покупки и оплаты товаров клиентами. При проведении проверки данной проверки, о чем говорится в определении, сотрудник инспекции нарушил пределы своих полномочий: он лично осуществил покупку товара, о потом сам же выявил невыдачу товарно-кассового чека. По результатам проверки налогоплательщик обратился прокурору, который вынес представление о незаконности действий инспектора. Как указано в представлении, мероприятие по контролю не является оперативно-розыскной мерой, но специалисты налогового органа при исполнении государственной функции могут взаимодействовать с органами внутренних дел РФ для осуществления своих функций. Визуальное наблюдение сотрудником налогового органа за покупкой и оплатой товара покупателем не включает участие инспектора в этих действиях.

    В настоящие время Федеральная налоговая служба осуществляет функции по проверке соблюдения кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями.

    Предметом данных проверок является соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями, требований к ККТ, а также условий и порядка ее регистрации и применения.

    Срок, который отводится на исполнение конкретных мероприятий подразделениям Федеральной налоговой службы в отношении проверяемого объекта в каждом определенном случае устанавливается непосредственно руководителем налогового органа или его заместителем, при этом такой срок не может быть больше 20 рабочих дней со дня предъявления налогоплательщику поручения на исполнение данных мероприятий.

    Период, который налоговая инспекция вправе проверять в ходе проверки, действующими нормативными правовыми актами не ограничивается, но вместе с тем такой период не может превышать три года.

    Действующее законодательство указывает на то, что данные проверки учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не отнесены к выездным налоговым проверкам, а указанные нарушения не относятся к нарушениям о налогах и сборах, поэтому при выявлении нарушения кассовой дисциплины налогоплательщик привлекается к административной ответственности.

    Также следует помнить, что срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, соответственно, если сотрудники налоговой инспекции выявили нарушения кассовой дисциплины, которые были совершены более 2-х месяцев назад, и при этом настаивают на взыскание штрафа, указанные действия должностных лиц являются неправомерными и в постановлении о привлечении к административной ответственности проверяемому необходимо указывать о своем несогласии ввиду истечения срока давности.

    Следует помнить, если сотрудником налоговой инспекции проводится проверка кассовой дисциплины и при этом инспектор сам же является покупателем товара, а потом привлекает к ответственности за невыдачу товарного чека, указанные действия инспектора подпадают под превышение должностных полномочий, в этом случае налогоплательщику за защитой своих прав необходимо обратиться в прокуратуру.

    Читать еще:  Как сделать счет на оплату от ИП

    Остались вопросы? Позвоните сейчас и получите ответ на свой вопрос!

    Как узнать, ждет ли вас кассовая проверка

    Перед кассовой реформой много говорилось о том, что ее проведение позволит сократить количество проверок бизнеса. Однако новая редакция закона 54-ФЗ ввела дополнительные полномочия инспекторов в этой части. Как же обстоят дела с проверками на практике? Об этом рассказала Куковская Юлия Александровна, советник государственной гражданской службы 2-го класса.

    Что представляют собой новые формы кассовых проверок?

    В части применения ККТ контроль и надзор имеют следующие формы:

    Мониторинг. Это контроль за расчетами посредством онлайн-касс и анализ поступающих в ФНС данных.

    Удаленная проверка. Подразумевается проверка того, как субъекты бизнеса применяют кассовую технику, насколько полно они отражают свою выручку. Сюда же относится проверка деятельности ОФД на основе имеющейся в распоряжении налогового органа информации. В рамках удаленной проверки инспекторы могут запрашивать необходимые пояснения, справки, документы и так далее.

    Наблюдение. Вид контроля, подразумевающий мероприятия по месту торговли. Проверяющие смотрят за тем, как субъект бизнеса применяет кассовую технику при отпуске товаров. При этом могут привлекаться свидетели и понятые.

    Контрольная закупка. Применяется для того, чтобы установить, насколько правильно продавец оформляет кассовый чек или бланк строгой отчетности.

    Проверка полноты учета выручки. Может проводиться как в налоговом органе на основании всех имеющихся данных (то есть носить удаленный характер), так и по месту нахождения компании или предпринимателя.

    Как налоговый орган решает, проводить ли проверку в инспекции или направлять представителя в офис или магазин?

    Все зависит от того, какое нарушение вменяется субъекту бизнеса и какова доказательная база. Например, если поступил сигнал о неприменении продавцом ККТ, этот факт можно проверить только путем контрольной закупки с привлечением понятых. Другой пример – в чеке отсутствуют обязательные реквизиты. В этом случае проверку можно провести в стенах налогового органа. Это обусловлено тем, что выезд на место ведения деятельности не даст инспекторам какой-либо новой информации, кроме той, которой они уже располагают. Однако если кассовый аппарат применяется в автономном режиме, то выезжать в организацию придется и в этом случае.

    Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта?

    Закон 54-ФЗ предусматривает ведение документооборота между пользователями и ФНС через Личный кабинет пользователя кассовой техники. Причем на предоставление документов налогоплательщикам дается три рабочих дня с того момента, как они запрошены. Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта? В какие сроки они должны быть представлены?

    Упомянутые нормы закона о контрольно-кассовой технике не действуют в отношении проверки ККТ по месту нахождения субъекта. Существует приказ ФНС от 29 мая 2017 года № ММВ-7-20/483@, в котором установлен перечень случаев, когда документооборот происходит через кабинет ККТ. В нем же указано, что запрашиваемые документы и информация могут быть представлены не только в электронном виде, но и на бумаге.

    Что же касается порядка и сроков запроса информации либо документов при проведении проверок по месту ведения бизнеса, равно как и сроков и порядка ответа налогоплательщиков на эти запросы, то они определяются регламентом проверки. В настоящее время он еще до конца не разработан.

    Предположим, в организации проходит выездная налоговая проверка. Могут ли инспекторы в ее рамках проверить применение кассы и кассовые документы?

    Выездные налоговые проверки проводятся с целью контроля правильности применения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а применение контрольно-кассовой техники нормами законодательства не контролируется. Поэтому в рамках проведения выездной проверки инспекторы не могут проверять правильность применения контрольно-кассовой техники. Однако запросить кассовые документы они могут, если это необходимо для проверки по налогам.

    Инспекторы пришли в магазин с контрольной закупкой. Каковы их полномочия? Могут ли они, помимо чека, проверить кассовые документы, книги?

    Да, в рамках контрольной закупки инспекторы могут проверить любые документы, которые относятся к кассовой дисциплине, в том числе и КУДиР.

    По каким параметрам налоговые органы отбирают претендентов для проверки?

    Сейчас для этого принят риск-ориентированный подход. Существует ряд параметров, на основе которых разработан алгоритм оценки компании или предпринимателя. На основании имеющихся у налогового органа сведений проводится анализ налогоплательщика. Для него используются в том числе и фискальные данные, а также сигналы от покупателей, сведения, поступившие из других органов власти, и так далее. На основе этих сведений субъекту присваивается определенный уровень риска. Если он высокий, то вероятность проверки резко повышается.

    Сейчас, когда процесс перехода на онлайн-кассы еще не завершен, налоговые органы больше ориентированы на информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, чем на проверки и штрафование.

    Как самостоятельно оценить уровень риска?

    Есть ли какие-то критерии, по которым компания может самостоятельно оценить вероятность проверки? Например, если порой случается сбой связи, и фискальная информация передается в ФНС нерегулярно?

    Вероятность того, что в компанию придут инспекторы с проверкой, в большей степени зависит от нее самой. Если субъект грешит тем, что периодически не пробивает чеки, рано или поздно кто-то из клиентов может сообщить об этом в налоговый орган. Это может быть сигналом для проведения проверки.

    А вот нерегулярность поступления данных с онлайн-кассы сама по себе поводом для проверки не является. Ведь она может быть обусловлена деятельностью. Например, в случае развозной торговли в некоторых местностях интернет может отсутствовать. При отборе кандидатов для проверки учитываются разные параметры, в том числе и специфика видов деятельности.

    Не стоит забывать, что даже если субъект допустил нарушение, он может быть освобожден от ответственности. В конце статьи 14.5 КоАП, в соответствии с которой налагаются штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники, содержится примечание. В нем указаны условия, при которых ответственность с нарушителей может быть снята.

    Итак, в отношении организации решено провести проверку по кассовой технике. Должны ли инспекторы уведомить ее руководство об этом?

    Нет, ведь суть проверки как раз и заключается в ее внезапности. Уведомление о проведении такой проверки не предусмотрено законом 54-ФЗ либо какими-то другими нормами права.

    Отметим, что существует закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля, который предполагает предупреждение о проверке как минимум за три дня. Однако на проверки по ККТ этот закон не распространяется.

    Каковы полномочия представителей ФНС при проведении контрольной закупки? Например, может ли она проводиться при отсутствии руководителя организации?

    Для проведения проверки этого типа факт присутствия либо отсутствия руководителя роли не играет. Если руководителя нет, инспектору следует:

    Ознакомить с поручением на проведение проверки кассира или иное лицо, которое проводит операции с наличностью. Указанный специалист должен поставить свою подпись.

    В документах – поручении на осуществление проверки, протоколе, акте проверки – сделать отметку о том, что руководитель отсутствует.

    Если руководитель присутствует, но не желает ставить подпись, следует также отметить это в документах.

    Направить поручение, акт проверки, протокол в адрес организации или предпринимателя по почте.

    Иногда налогоплательщики пытаются оспорить в суде решение ФНС по результатам проверки, проведенной в отсутствие директора. Однако обычно суды встают на сторону Налоговой службы. Выводы таковы: проводить проверку можно и без руководителя, главное, чтобы он либо его законный представитель был ознакомлен с актом проверки. В этом случае права субъекта не нарушены, поскольку, ознакомившись с актом, руководитель может изложить свои возражения либо дать пояснения.

    Какова периодичность и продолжительность таких проверок?

    Закон не предусматривает какой-либо периодичности. Что касается продолжительности, существуют регламенты № 132н и № 133н , в которых определены сроки проверок:

    проверка по кассовой технике не может длиться более 5 рабочих дней с момента выписки поручения на ее проведение до дня составления акта по результатам;

    проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 дней с момента предъявления поручения на ее проведение до дня составления акта.

    Отметим, что упомянутые регламенты были разработаны до вступления в силу новых правил применения кассовой техники. Сейчас они пересматриваются. Пока не утверждены новые, ориентироваться следует на эти сроки.

    За какой период может быть проведена кассовая проверка?

    В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности в части нарушения порядка применения кассовой техники составляет один год. Соответственно, кассовая проверка охватывает этот период.

    Допустим, у компании два магазина. Как это отражается в поручении на проверку? Должны ли они оба быть упомянуты в нем? Может ли по ним составляться один акт проверки?

    Если проверке подлежат две торговые точки, то и поручений должно быть два. То есть в данном случае проводятся две самостоятельные проверки и оформляются два отдельных акта.

    Рекомендуем познакомиться с ответами на вопросы о вычете по ККТ для предпринимателей.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector